Вышла дворняга под дождь из сарая.
Стала дворняга сырая-сырая.
Долго дворняга сушилась, вздыхая.
Стала дворняга сухая-сухая.
Вышла дворняга опять из сарая.
Снова дворняга сырая-сырая.
И тяжело рассказать на бумаге,
Как не везло этой бедной дворняге.
Н. Слепакова
Говорил крокодил
крокодилу:
«Я красивый и страшно
милый,
А когда я кого-то
глотаю,
Долго плачу потом
и страдаю».
Е. Алифанова, Н. Егорова
УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ [Р] И [Л']
Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р] и [л']. Вместе с девочкой назови картинки. Не путай звуки [р] и [л']
Корзинка слов: руль, рояль, люстра, карусель, кролик, вертолёт, леопард, рояль, верблюд, пропеллер, телевизор, журавль, картофель, крыльцо.
Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры.
Например: одна люстра, две люстры, три люстры и т.д.
Игра «Один — много». Измени слова.
Например: рояль — рояли.
руль — вертолет — карусель —
рояль — верблюд — телевизор —
люстра — леопард — телеграмма —
рулет — кролик — маляр —
Игра «Профессии». Однажды Иришке подарили электровикторину «Профессии». Но девочка не знала ни профессий людей, ни кому что нужно для работы, поэтому не могла в нее играть. Помоги ей.
Назови профессии людей, которых ты здесь видишь. Раскрась инструменты.
Покажи стрелками, кому что нужно для работы. Составь интересные предложения.
Корзинка слов: ведро с краской и кисть, рояль, лекарство, рубанок, молоток и гвозди, милицейский жезл, кирпичи: строитель, милиционер, маляр, столяр, пианист, врач.
Упражнение «Занимательная фотография». Как-то раз Иришка и Речевичок рассматривали фотографию. «Я, — сказал Речевичок, — вижу здесь много предметов со звуком [р]». «А я, — сказала Иришка, — вижу предметы со звуком [л]».
Как ты думаешь, что увидел Речевичок? Назови слова со звуком [р]. Раскрась эти предметы. Что увидела Иришка? Назови и обведи цветным карандашом предметы со звуком [л].
Корзинка слов: радуга, рыба, баран, ромашки, корова, ведро, скатерть, огурцы, помидоры, арбуз, кружки, воздушный шар, топор, дрова, рыбак, парус, мухомор, корзина, лопата, солнышко, облака, ласточки, плот, лодка, ландыш, колокольчики, скакалка, мангал, шашлык, юла, клубника, ложки, вилки, белка, ёлка, велосипед.
Игра «Перепутанные вагончики». В каждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение: «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке, а взрослые тебе помогут. Проставь номера вагончиков в каждом предложении.
Молодец! Теперь ты не путаешь звуки [р] и [л'] а словах и предложениях. Попробуй выполнить задания посложнее!
Красиво расскажи стихотворение, ведь ты уже научился не путать звуки [р], [л] и [л'].