№ п/п
| I. Мотивы, побуждающие соблюдать спортивную этику (наиболее важные)
|
| Осознание чувства долга перед коллективом класса (школы)
|
| Ответственность перед спортивным коллективом, тренером, товарищами
|
| Чувство самоутверждения, стремление завоевать личное первенство, став первым среди товарищей
|
| Стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении
|
| Страх наказания, боязнь быть исключенным из команды, отстраненным от участия в спортивных сборах
|
II. Чувство спортивного коллективизма (переживаемое в наибольшей мере)
|
| Интересы и цели спортивного коллектива воспринимаются как собственные, личные интересы, готовность проявить активность, защищая интересы коллектива, стремление быть в активе
|
| Интересы и цели спортивного коллектива нередко сопоставляются с личными, но предпочтение отдается общественному. Особая инициатива при этом не проявляется («я — как все»)
|
| Когда личные интересы противостоят интересам спортивного коллектива, возникают противоречивые мысли, решение нередко зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива
|
| Интересы и цели спортивного коллектива воспринимаются постольку, поскольку они совпадают с личными интересами («попутчики»); предпочтение общественным интересам отдается в том случае, когда возникает опасность утратить поддержку коллектива
|
| Предпочтение обычно отдается личным интересам перед общественными
|
III. Переживание вины за нарушение спортивной этики (чувства, наиболее часто возникающие в данных случаях)
|
| Чувство вины перед коллективом класса (школы)
|
| Угрызения совести в связи с тем, что подвел свой коллектив, своих товарищей, тренера
|
| Осознание собственной неспособности предотвратить совершенный проступок, личная
обида
|
| Страх утратить престиж, потерять уважение тренера, утратить поддержку товарищей
|
| Страх административного наказания
|
| | |
Данная шкала может быть использована как для самооценки уровня развития нравственных качеств, так и для оценки спортсмена компетентным лицом: тренером, руководителем, преподавателем и т.д.