Профшпактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследова-ния Е.Б.Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, на;иболее благотворно влияющих на человека. Это зеле-ные, желтю-зеленые и зелено-голубые цвета. Помимо физиче-ских свойств цвета, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество иі эстетическое значение. Это связано с тем, что абст-рактного щвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая ожраска предметов. И ассоциативный характер воспри-ятия обусловливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Таким образом, щвет черпает свою значимость из реальной действи-тельности и его воздействие определяется целой суммой факто-ров, куда тходит и социальный опыт человека.
Все выішеизложенное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование (выделяю-щее тепло» и создающее шум). Например, в кабинете трудового обучения красные и желтые цвета оказывают возбуждающее вли-яние, поэтому их использование должно быть ограничено, т.е. в помещенишх, где учащиеся могут находиться лишь кратковре-менно, илм там, где это возбуждение необходимо, например, спор-тивный зал. Однако при окраске помещений и оборудования сле-дует избегать одноцветности, так как однообразие быстро надо-едает, вызіывая охранительное торможение. Развитие утомления может быть предупреждено путем рационального освещения за-лов и рабсочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, рашномерность), художественным оформлением интерь-еров, красивой и удобной формой одежды (если она введена в учебном зіаведении). Рациональная окраска учебных помещений поможет шовысить производительность и эффективность учеб-ной деяте.льности.
|
|
Несомиенно, что окраска стен в помещении не должна быть гнетущей,, казенной, способной усилить тревогу и волнение. Вес-тибюли, жоллы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными,, когда их оживляют произведения изобразительного ис-кусства. В ыполненные на высоком художественном уровне и уме-ло подобріанные по тематике картины способны поднять настро-
ение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряже-ние, снять утомление и т.д.
При подборе картин необходимо проявлять максимум требо-вательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешанные в помеще-нии столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако, если обилием и качеством съестного они будут значительно пре-вышать то, что предлагает меню столовой, то это вызывает сни-жение аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают по-мещенные в кабинете и приемных администрации школы кар-тины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в тем-ницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь в виду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечэло свое-му назначению.
|
|
Здесь следует учитывать, что талант художника состоит преж-де всего в его умении через свои произведения щедро делиться увиденным, глубоко воздействуя на внутренний мир зрителя. Это используется в психотерапии для воздействия на настроение и психическое состояние человека, а через них и на организм в целом.
Для снятия психического напряжения можно использовать и сам процесс рисования (на специально отведенной стене, доске или бумажной основе). Учащиеся свободно, по собственному же-ланию выбирают темы для своих рисунков, надписей, могут по-казать и рассказать их содержание товарищам, могут рисовать анонимно. Это позволяет заметно снять внутреннее напряже-ние, развивает способность к общению с окружающими, подго-тавливает к работе, дает педагогам информацию о психическом состоянии учащихся и психологической атмосфере в школе.
Особое внимание цветовому оформлению помещения следует уделять во время сеансов психологической разгрузки. При сю-жетной сенсорной репродукции существенное значение имеет цвет или окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям.
Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различ-ных факторов, в то же время у каждой личности имеются устой-чивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» какодно из проявлений индивидуальности. В.СЛобзин и М.М.Ре-шетников (1986) предлагают учитывать воздействие цвета на пси-
хоэмоциональное состояние человека при проведении аутоген-ной тренировки.
Цвет | Воздействие цвета в зависимости от его локализации | ||
вверху | боковые поверхнос-ти или перспективы | внизу | |
Красный | Возбуждает, мобили-зует, оказывает эрото-генное воздействие | Возбуждает | Воспринимается не-естественно, может «обжигать» |
Розовый | Вызывает ощущение легкости, счастья | Пробуждает чувство нежности | Часто ассоциируется с обонятельными ощу-щениями |
Оранжевый | Способствует концен-трации внимания | Вызывает ощущение тепла, способствует релаксации | Создает эффект «при-надлежности» и тепла, иногда воспринимает-ся неестественно |
Желтый | Внушает приятные ошущения разрядки, отвлечения, способст-вует релаксации | Возбуждает, может привести к неприят-ным ощущениям | Создает эффект «при-поднятости», иног-да — парения |
Зеленый | Воспринимается не-естественно | Успокаивает | Успокаивает,«охлаж-дает», может оказы-вать снотворное дей-ствие |
Голубой | Навевает легкость, способствует релакса-ции | «Охлаждает», вызы-вает отчуждение | «Охлаждает» (более выраженно, чем зеле-ный) |
Синий | Нагнетает тревож-ность, беспокойство | Провоцирует отчуж-дение в группе, в от-ношениях с психо-логом | Вселяет тревогу, «холод», ощущение бездны |
Коричневый | Вселяет чувство тяже-сти, давления (для усиления чувства тя-жести использовать не рекомендуется) | Угнетает, усиливает ипохондрическую на-строенность | Укрепляет уверен-ность |
В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующую освещенность в комнате разгрузки, что можно сделать, проеци-руя слайды на одну из стен или помещая цветные стекла в окон-ные проемы. У пациентов в состоянии депрессии намного улуч-шается настроение, если воздействие оказывает красный цвет, синий цвет благотворно действует при возбуждении.