Гражданское общество и правовое государство есть определенное качественное состояние и конкретный результат взаимодействия общества и государства. Как только общество оказывается способным контролировать себя и государство, оно создает такое государство, которое его устраивает. Подобное состояние общества называется гражданским, а государство, как следствие его воздействия, — правовым. Государство − не творец гражданского общества, а его продукт (К. Маркс).
Термин «правовое государство» впервые в научный оборот ввел Роберт фон Моль (1799 1875), «гражданское общество» − предположительно немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716).
Правовое государство — это такое государство, которое действует и функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы государственной власти и управления, должностные лица осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они действуют в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходят за рамки своего правового поля. Действие и функционирование во исполнение законов означает, что государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и использует для этого все имеющиеся у него средства. По утверждению немецкого философа Карла Ясперса (1883-1969), правовое государство — это государство, где власть преодолевается правом и в конечном счете служит праву.
|
|
Принципы построения правового государства известны. К ним относится принцип верховенства права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон создается, изменяется, отменяется парламентом, т.е. на основе закона. Закон выражает волю, интересы большинства, а не отдельных граждан, основан на демократически выраженной воле народа.
Принцип равенства всех перед законом означает, что государство, общество, личность должны действовать на основе норм права, в строгом соответствии с законом, что «закон должен быть владыкой над всеми, в том числе и над правителями» (Аристотель).
Принцип незыблемости прав и свобод личности, их охраны и гарантированности означает неотчуждаемость прав и свобод граждан, их приоритет над законами государства, которое не может их изменить или отменить. Отсюда вытекает такой принцип правового государства, как наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, за законами, другими нормативными актами государства, определением их конституционности, легитимности.
|
|
Принцип разделения властей, демонополизации власти означает, что в правовом государстве не должно быть органа или лица, вкотором концентрировалась бы государственная, законодательная, исполнительная и судебная власть в полном объеме.
Принцип судебной защиты прав личности означает, что никакие другие учреждения и ведомства, кроме суда, не вправе претендовать на исполнение судебных функций. Судьи при осуществлении правосудия подчиняются только закону, какое-либо вмешательство вдеятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой ответственность по закону. Обращение каждого гражданина к судебной власти должно быть завершено законным и обоснованным решением. Судебные решения обеспечиваются соответствующими гарантиями.
Принцип взаимной ответственности означает правовое равенство власти, гражданина, общества перед законом. Правовую ответственность должны нести не только личность и институты гражданского общества, но и государство перед ними за невыполнение своих обязательств.
Представления о гражданском обществе формировались в органической связи с идеей правового государства.
Гражданское общество зародилось в период первых буржуазных революций и перехода к индустриальному способу производства. В большинстве государств Европы его основы сложились в начале XIX в. Взаимоотношения зарождающихся гражданских обществ и абсолютистского государства, двух противоположных по своей сущности образований, были болезненно конфликтующими. С точки зрения права их можно изобразить следующим образом: гражданское общество — право — признание права государством — правовое государство.
В современной литературе имеются многочисленные трактовки гражданского общества. С точки зрения автора, - это совокупность самодеятельных, негосударственных общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, политически и экономически активных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.
Структуру гражданского общества составляют семья, органы самоуправления, неправящие политические партии, самодеятельные профессиональные, конфессиональные, творческие и другие общественные союзы и организации, гражданские инициативы, адвокатуры, суды присяжных. негосударственные СМИ, учреждения образования и воспитания, предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д.
Наряду с негосударственными общественными институтами гражданское общество есть совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые складываются и развиваются между гражданами и институтами гражданского общества вне рамок государства, без его вмешательства. Институты гражданского общества властью не обладают. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (приказ – исполнение), а горизонтальные связи – отношения партнерства, добровольного сотрудничества и конкуренции между свободными и равноправными гражданами. Они формируются по горизонтали. Все решения в гражданском обществе принимаются на основе консенсуса.
Гражданское общество к самодостаточно. Это, по сути, своеобразная готовность общества к самостоятельной жизни без вмешательства и контроля государства. Государство не подавляет и не поглощает структуры гражданского общества, а обеспечивает создание условий для защиты свободы их деятельности, гарантии прав граждан и их объединений, в том числе прав на участие в управлении. Не общество служит государству и подотчетно ему, а государство обществу. С одной стороны, гражданское общество способно решать многие проблемы самостоятельно и в определенных случаях вопреки государству (особенно если оно не обладает статусом правового). Если же для решения проблемы требуется помощь государства, то следуют представление, артикуляция этой проблемы через институты гражданского общества государству, которое решает ее через свои органы. С другой стороны, институты гражданского общества и объединенные в них индивиды осуществляют свою деятельность в границах существующего правового поля, соблюдают законы государства, не подменяют его и активно участвуют в реализации общегосударственных целей.
|
|
Только при таком балансе обеспечиваются здоровое состояние и функционирование общества, его прочность и стабильность. Исходя из сказанного, государство и гражданское общество — две части единого социума, которые взаимосвязаны, живут одной жизнью, дополняя друг друга. Степень независимости общества от государства обусловлена в первую очередь тем, насколько граждане способны самостоятельно, без патерналистской опеки со стороны государства разрешать самые различные проблемы общественной жизни, заботиться о своем материальном и духовном благополучии.
Основными признаками (элементами) гражданского общества являются: демократический характер власти, полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; экономическая свобода; рыночные отношения; эффективная социальная политика; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический, партийный, идеологический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Основу гражданского общества составляют граждане высокого политического, экономического, социального, культурного и морального статуса. Гражданское общество формируется вместе с изменениями самого человека.
|
|
Тест
1. Исторически сложившийся политический институт, реализующий определенные властные полномочия по руководству и управлению основными сферами общественной жизни в пределах конкретной территории, есть.
2. Основными признаками государства являются:
а) суверенитет; г) многопартийность;
б) территория; д) моноэтничность.
в) население;
3. Суверенитет государства означает:
а) борьбу за власть;
б) административно-территориальное деление страны
в) независимость и верховенство государственной власти;
г) этнический состав государства.
4.Форма правления — это:
а) политический режим;
б) полномочия главы государства;
в) легитимность власти;
г) организация верховной государственной власти.
5.Унитарное государство -
а) союзное государство;
б) временный политический союз государств;
в) государство, которое не имеет в своем составе иных государственных и национальных образований на правах его субъектов;
г) моноэтническое государство.
6.«Воля народа — самый лучший закон» (У. Грант) в правовом государстве означает принцип:
а) равенства всех перед законом;
б незыблемости нрав и и свобод личности;
в) взаимной ответственности;.
г) верховенства закона.
7. Федерация - это:
а) союзное государство;
б) временный политический союз государств;
в) насильственно созданное государство;
г) военный союз стран одного региона.
8. Правовое государство не строится на принципах:
а) верховенства закона;
б) равенства всех перед законом;
в) незыблемости прав и свобод личности;
г) единовластия;
д) обеспечения материального благополучия граждан.
9. Основными признаками гражданского общества являются:
а) наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан;
б) подчинение общества государству;
в) многообразие форм собственности;
г) разветвленная сеть добровольных сообществ людей;
д) политический и идеологический плюрализм;
е) соблюдение обществом законов государства;
ж)подмена обществом государственных органов власти
и управления.
Вопросы для повторения
1.Приведите понятие политического института как организационной структуры системы политических отношений.
2. Дайте описание сущности государства и назовите его иные признаки и функции.
3.Назовите основные подходы к пониманию генезиса государства.
4.Расскажите о формах правления и государственно-территориального устройства.
5.Что такое правовое государство и гражданское общество?
6.Каковы соотношения и взаимосвязи государства и гражданского общества?
Литература
1.Авулнова, Г.И. Социально-правовое государство: сущность, энности становления / Г.И. Авулнова // Социально-гума-р. знания. — 2000. — № 3.,
2. Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Василевич. — Минск, 2006.,
Еськов, Г. Гражданское общество: к истории зарождения и ития идеи / Г. Еськов // Власть. — 2000. — № 12.,
Манаев, О. Становление гражданского общества в незави-1Й Беларуси / О. Манаев // Социолог, опыты. 1991-2000. — 0К,2000.,
Парламентаризм в Республике Беларусь: опыт становле-И развития: сб. науч. ст. / под ред. В.А. Божанова. — вк: Ин-т парламентаризма и предпринимательства, 2006.