Танцевально-двигательная терапия как один из коррекционых методов арт-терапии

Базанова О.А.

Г.Луганск

Обратившись к истории культуры, можно увидеть, что танец всегда был одним из образов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. Принимая во внимание значительную культурную роль хореографии в приобретении человеком осознанности собственного «Я» возникает необходимость определить главное задание танцевально-двигательной терапии, которая является одним из методов арт-терапии, разработкой которой занимался Александр Гиршон. Ее возникновение давно зарекомендовало себя в качестве щадящего, но весьма эффективного средства позитивного влияния на определенные психоэмоциональные нарушения у людей. Однако научное обоснование оно приобрело лишь в ХХ веке.

Люди обращаются к танц-терапевту потому, что они, будучи отчужденными от собственного тела, не чувствуют себя интегрированными в обществе. В современной культуре мы часто относимся к телу, как к предмету, в свою очередь танц-терапевт относится к нему, как к процессу, который эволюционирует на протяжении всей человеческой жизни. Одним из важнейших отличий танцевально-двигательной терапии (ТДТ) от разных методов работы с телом заключается в том, что человек сам исследует себя, свои движения и развивается собственным путем, а терапевт следит за ним. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем как оно выглядит. Д. Смолвуд, M. Уайтхаус и Т. Шуп выделяют три компонента терапевтического процесса: осознание, увеличение, аутентичное движение.

В компоненте осознания определяют части тела, дыхание, чувства, образы, невербальные «двойные сообщения», где наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека.

В следующей составляющей – выразительности движений детерминируют развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определения пределов своего движения и его расширения.

В свою очередь аутентичное движение диагностируется, как спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, которая двигается от внутреннего ощущения и включает в себя опыт переживаний и чувств, и ведет к интеграции личности. Применяемый метод в танцевально-двигательной терапии, который основывается на аналитической психологии К. Юнга, создала М. Уайтхаус [2, с. 37].

Осознание чувств и соответствующих эмоциональных выражений привлекает к работе мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. Пытаясь справиться со стрессом, защищаясь от страха, человек может потерять контроль путем подавления, вытеснения своих телесных чувств. Давая напряжению возникнуть и удерживая его в теле, человек, таким образом, защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом [1; 7].

Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то работа с ощущением образа тела в действии может изменить психическое восприятие себя и вообще отношение к себе – потому большинство танц-терапевтов делают акцент на выразительном движении. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты – это несколько примеров двигательного поведения, которые изучаются в рамках выразительного движения. В качественном аспекте движения, то есть в том, как именно оно происходит, ярче, чем в статичном положении, отображается индивидуальное самовыражение.

Каждое действие имеет как невыразительный, так и выразительный подход, свой адаптивный и свой индивидуальный характер. Например, даже такое простое действие, как открывание дверей требует определенных скоординированных движений, соответствующих этой цели, но также предоставляет определенную свободу для индивидуального стиля в исполнении предложенных движений. Уверенность, давление, точность или терпение, с которой выполняется это задание, имеют свои особенности. Только эти индивидуальные признаки называются выразительными [3; 154].

Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что эмоциональные нарушения человека могут быть очень сложными и провоцироваться самыми разнообразными причинами, обусловленными как факторами воспитания, социальной среды, так и особенностями психической структуры самого человека. Разные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на высшую ступень развития. Перспективным ее направлением является танцевально-двигательная терапия (ТДТ), идея которой базируется на принципе единства всех систем человеческого тела и сознания, взаимосвязи телесных, эмоциональных и психических реакций, возможности раскрытия творческих способностей и дальнейшего развития ее эстетического отношения к миру.

Кроме того, ТДТ может служить мостиком между миром сознательного и несознательного. С помощью ее методов терапии человек может использовать движение для более полного выражения себя, для сохранения своей подлинности в контакте с другими и, собственно, для установления и поддержания связи с окружающим миром.

Литература:

1. Аметова, Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». / Л. А. Аметова. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. — 36 с.

2. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. Метод. Пособие. / И. П. Воропаева. — М.: Изд-во ИПК и ПРИМО, 1993. — 56 с.

3. Жариков, Е. С.Психологические средства стрессоустойчивости / Е. С. Жариков. — Москва: Московский кадровый центр, 1990. — 32 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: