double arrow

Расчет себестоимости турпродукта

4

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом председателя ГКФТ от 08.06.98 № 210.

К переменным (прямым и косвенным) затратам относится стоимость: размещения туристов в гостинице, заказного питания, перевозки, экскурсий, трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы.

К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленческого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на общую рекламу, прочие общехозяйственные расходы.

Стоимость проживания

При формировании тура разрабатывается программа обслуживания туристов, в которой четко определяется количество ночевок в гостиницах. Большое влияние на цену, предлагаемую гостиницей за проживание, оказывает ее классность, месторасположение, сезон заезда, количество человек в группе, длительность проживания.

Как правило, за основной вариант при расчетах стоимости проживания берется размещение двух человек в двухместном номере. В этом случае полная стоимость проживания одного туриста при двухместном проживании определяется по формуле:

где – стоимость проживания одного туриста в двухместном номере без дополнительных удобств;

Дт – доплата за телевизор;

Дмб – доплата за мини-бар.

В составе тургруппы могут быть туристы, которые выберут вариант размещения с ребенком или с третьим взрослым в номере. В этом случае при наличии скидок (сезонных, на ребенка, при размещении третьего взрослого в номере и т.д.) полная стоимость проживания с учетом скидки будет определяться по формуле:

где Rnр. – полная стоимость проживания;

Сск. – величина скидки, %.

Стоимость проживания за весь тур определяется путем умножения стоимости проживания за одни сутки на количество ночевок:

где Rпр.с. – стоимость проживания в сутки;

Nноч. – количество ночевок в гостинице.

Стоимость питания

В большинстве зарубежных гостиниц стоимость питания входит в стоимость проживания. В российских гостиницах, особенно соответствующих категории 2-3 звезды, как правило, этого нет. Расчет стоимости питания туриста в этом случае является довольно затруднительным делом.

При организации питания туристов могут применяться системы питания: полный пансион (завтрак, обед, ужин – в международном обозначении «full board», или «FB»), полупансион (завтрак и обед или обед и ужин – «half board», или «НВ»), только завтрак (bed and breakfast, или «ВВ»), а также следующие формы обслуживания:

- «а ля карт» – свободный выбор клиентом блюд из предлагаемым рестораном меню;

- «табльдот» – по единому для всех клиентов меню;

- «шведский стол» – свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.

Стоимость питания туриста определяется по следующей формуле:

где R пит.с – стоимость питания одного туриста (взрослого или ребенка) в сутки;

Т тур – продолжительность тура в сутках.

Стоимость питания всей тургруппы рассчитывается по формуле:

где Nвзр, N дет – количество взрослых и детей соответственно

Rпит.взр., R пит.дет.- стоимость питания взрослых и детей;

Если тур связан с переездами из одного населенного пункта в другой или с питанием на различных предприятиях питания, то все стоимости питания суммируются за весь тур.

Стоимость перевозки

Стоимость перевозки зависит от вида используемого транспорта и условий его предоставления.

При поездках внутри России или в сопредельные с ее территорией государства на расстояния до 300-400 км чаще всего используется автобусный транспорт, который может принадлежать турфирме или автотранспортному предприятию и арендоваться турфирмой. Арендная плата может быть двух видов: почасовая или покилометровая.

Если данный туристский маршрут выполняется нерегулярно, то транспорт целесообразнее использовать по разовым заказам, если же тур совершается регулярно в течение какого-то периода времени – то на основании долгосрочных договоров между турфирмой и автотранспортным предприятием.

Автобус может арендоваться на весь тур или только на перевозку туристов из одного населенного пункта в другой. Если туристский маршрут связан с посещением нескольких населенных пунктов, то удобнее заказывать автобус на весь тур, хотя это может быть и дороже.

Стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды можно определить по следующей формуле:

где Rар – стоимость аренды автобуса (полная);

Nтур – количество туристов в группе.

Аналогично рассчитывается стоимость перевозки туристов при использовании на правах аренды любого транспорта (авиационного, железнодорожного, водного). Если же турфирма для организации тура закупает часть мест в транспорте, совершающем регулярные пассажирские перевозки по данному маршруту, то персональная стоимость перевозки для каждого туриста определяется ценой билета по данному маршруту с учетом предоставляемой групповой скидки в соответствии с выбранным туристом уровнем комфортности поездки.

Если в туре имеется трансфер, его стоимость также будет входить в стоимость турпродукта. Кроме того, при организации принимающей стороной встречи и проводов их стоимость также будет входить в стоимость турпродукта.

В этом случае стоимость трансфера (организации встреч/проводов) в расчете на одного туриста находится по общей формуле:

где Rтр.(в/п) – полная стоимость трансферта (организации встреч/проводов);

N тур. – количество туристов в группе.

Стоимость экскурсионного обслуживания. В стоимость тура, как правило, входит стоимость проведения запланированных экскурсий. Стоимость экскурсионного обслуживания зависит от цены входных билетов в музеи, парки и т.д., услуг гида, экскурсовода или местного бюро экскурсий. В себестоимость включается либо стоимость группового билета, либо результат перемножения стоимости одной экскурсии на количество туристов.

В случае проведения экскурсии по групповому билету стоимость ее в расчете на одного туриста определяется по формуле:

где R экс. – стоимость групповой экскурсии;

N тур. – количество туристов в группе.

В полную стоимость тура входят комиссионные турагентам. Они в расчете на одного туриста не пересчитываются, а добавляются в виде процента ко всей стоимости тура.

В стоимость тура входят также затраты на руководителя тургруппы. В различных странах приняты различные подходы к оплате гостиничных расходов и питания руководителя тургруппы: размещается и питается бесплатно, размещается и питается по льготным тарифам, размещается и питается по тем же тарифам, как и туристы.

Для выполнения экономической оценки турпродукта обычно берутся наиболее жесткие условия, т.е. когда руководитель группы никакими льготами не пользуется. В этом случае затраты на руководителя группы будут состоять из стоимости размещения, питания, командировочных, страховки.

Расходы на руководителя группы в расчете на одного туриста определяются по формуле:

где Rпр.р.г. – затраты на проживание руководителя группы;

Rпит.р.г – затраты на питание руководителя группы;

Rком.р.г – затраты на оплату командировочных руководителю группы;

Rстр. – затраты а оплату страховки руководителю группы.

Себестоимость тура (без учета накладных расходов) в расчете на одного туриста определяется как сумма всех стоимостей, отнесенных на одного туриста:

Sm. = Rnp. + Rnum. + Rnep. + Rэкc. + Rmp.в/n + Rр.г.

Определение цены турпродукта и доходов от его реализации.

В современных условиях рыночных отношений сильным регулятором цен является сам рынок, где цена определяется в результате сочетания спроса и предложения. Для упрощения расчета цены разрабатываемого туристского маршрута пользуются методом «затраты плюс прибыль». Окончательное решение по установлению цены на конкретный тур принимает руководство фирмы.

В этом случае цена туристской путевки для конкретного покупателя этого тура будет определяться по формуле:

Ц1 = Sт Крент.,

где Ц1 – цена турпутевки для конкретного покупателя;

Sт – себестоимость для фирмы данной турпутевки (без учета накладных расходов);

Крент – установленный коэффициент рентабельности.

По данной формуле рассчитывается цена турпутевок для различных условий размещения с учетом сезонной скидки.

Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. (Слово «маржинальный» произошло от слова «маржа» англ. – «margin», т.е. величина, выражающая разницу между двумя определенными показателями).

Маржинальный доход от продажи одной путевки находится по формуле:

M1 = Ц1пр – S1т.

Для расчета совокупного маржинального дохода, получаемого фирмой за весь тур, необходимо определиться с расчетной численностью группы. Обычно при планировании (разработке тура) турфирма устанавливает для себя минимальную численность группы, которую принимает за основу во всех плановых экономических расчетах, а также при обосновании эффективности разрабатываемого тура. Обычно эта численность составляет 20-30 человек.

Маржинальный доход рассчитывается для каждого вида размещения, при этом, если тур является новым, и по нему нет статистики, считается, что тот или иной вид размещения выберут одинаковое количество туристов. Маржинальный доход фирмы от продажи всего тура определяется как сумма маржинальных доходов проданных турпутевок по данному туру.

Для расчета годового маржинального дохода фирмы от данного тура необходимо спрогнозировать общее количество туров, которое может организовать турфирма в течение года. Такими прогнозами занимается маркетинговая служба туристской фирмы.

Годовой маржинальный доход определяется по формуле:

Mгoд. = Mmyp Nmyp.,

где Mmyp – маржинальный доход одного тура;

Nmyр – общее количество туров за год.

В случае, если маржинальный доход тура различается по сезонам, то рассчитывается доход по сезонам, а затем определяется общий доход за год:

Мгод. = Мсез.+ Мвнесез.

Кроме учтенных в себестоимости тура прямых и переменных косвенных затрат, фирма несет также и постоянные издержки по организации и реализации данного и других туров. Эти издержки формируются в целом по фирме, а затем распределяются на отдельные виды туров.

Распределение постоянных расходов может производиться разными способами:

- при наличии у фирмы нескольких видов туров накладные расходы могут быть разделены между ними равными долями;

- пропорционально доле себестоимости данного тура в общей себестоимости всех видов туров данной фирмы;

- пропорционально годовой стоимости туров данного вида;

- как заданный процент от себестоимости тура;

- пропорционально доле годового маржинального дохода данного вида тура в общем маржинальном доходе фирмы (наиболее правильный).

Для упрощения расчетов принимают, что фирма часть маржинального дохода от каждого тура направляет на оплату постоянных издержек фирмы и что эта часть составляет 30%. Величина постоянных издержек, приходящихся на данный тур, и валовая прибыль тура в этом случае определяется по формуле:

Rп. тур. = Мтур.

Rп. тур – постоянные издержки, приходящиеся на данный тур;

Мтур – маржинальный доход тура;

Пв. тур.=М тур – Rп. Тур

где Пв. тур – валовая прибыль данного тура;

М тур – маржинальный доход данного тура;

Rп. тур – постоянные издержки фирмы, приходящиеся на данный тур.

Годовая валовая прибыль от данного вида тура определяется как произведение валовой прибыли тура на количество туров за год:

Пвгод = П в.турN тур

где Пвгод – валовая прибыль данного тура за год;

П в.тур – валовая прибыль данного тура;

N тур – количество туров за год.

В настоящее время в России применяется одна из двух видов налоговых ставок: в случае если объектом налогообложения являются доходы – налоговая ставка установлена в размере 6%; а если доходы, уменьшенные на величину расходов (прибыль), то налоговая ставка составит 15%.

Например, при уплате налогов с прибыли чистая прибыль фирмы определится по формуле:

Пч.год = Пвгод – Пвгод

где 15% – налоговая ставка при уплате налогов с прибыли (доходов, уменьшенных на величину расходов).

Для оценки экономической эффективности тура необходимо знать возможный общий доход от продажи данного тура в течение года. Для этого определяют доход одного тура с учетом различных вариантов размещения туристов, а затем его умножают на количество туров в год.

Доход тура определяется по формуле:

Дтур = Ц1N1 + Ц2 N2 + Ц3N3 + Црe6Nрe6

где Ц1, N1 – цена путевки и количество туристов, выбравших одноместное размещение;

Ц2, N2 – цена путевки и количество туристов, выбравших двухместное размещение;

Ц3, N3 – цена путевки и количество туристов, выбравших размещение с третьим взрослым в номере;

Црe6, Nрe6 – цена путевки и количество детей, имеющих право на льготу при размещении вместе с родителями.

Общий доход от продажи туров за год рассчитывается по формуле:

Sпр. = Дтур. Nтур.

где Sпр – сумма продаж туров данного вида за год;

Дтур – доход одного тура;

Nтур – количество туров за год.

В случае уплаты налогов с общего дохода (общей суммы продаж) чистая прибыль фирмы определится по формуле:

Пч. год = Пв, год – Пв. год

где 6% – налоговая ставка при уплате налогов с общей суммы доходов.

Образец ваучера

Туристский ваучер должен быть приложен к туристской путевке. Согласно статье 10 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» на основании туристского ваучера осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему, или лицами, предоставившими конкретные услуги.

Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам-индивидуалам или руководителю группы на руки как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туристов в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.

В настоящее время в туризме находят широкое применение международные туристские ваучеры.

Международный туристский ваучер – это документ, объединяющий обычный ваучер с официальным платежным документом в качестве его неотъемлемой части. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Международный туристский ваучер принимается предприятиями обслуживания во всем мире и практически исключает необходимость заключать соглашения с каждым из этих предприятий в отдельности.

Одним из основных документов пакета технологической документации является договор с клиентом на туробслуживание (продажу путевки) (приложение 5).

К существенным условиям договора относятся:

- информация о туроператоре (продавце), включая данные о лицензии на право осуществления туристской деятельности, юридическом адресе предприятия и банковских реквизитах;

- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;

- информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

- минимальное количество туристов в группе;

- срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом. Другие условия договора определяются по соглашению сторон.

Все документы носят официальный характер, должны быть подписаны руководителем предприятия и иметь фирменную печать.

Перечень возможных туристских услуг, оказываемых в ходе туристского путешествия, определяется и конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов.

При разработке программы обслуживания туристов определяются:

- маршрут путешествия;

- перечень туристских предприятий – исполнителей (поставщиков) услуг;

- период предоставления услуг каждым предприятием – исполнителем услуг;

- состав экскурсий и достопримечательных объектов;

- перечень туристских походов, прогулок;

- комплекс досуговых мероприятий;

- продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

- количество туристов, участвующих в путешествии;

- виды транспорта для внутренних перевозок;

- потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, - переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

- необходимое количество транспортных средств;

- порядок подготовки рекламных и информационных материалов;

- форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

Содержание технологических документов и примеры их заполнения представлены в приложениях 3 и 4 соответственно.

В туристском бизнесе различают два основных типа тура:

1) инклюзив-тур – комплексная услуга, включающая в себя весь пакет туристских услуг: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, перевозка, а также дополнительные услуги: бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и т.д.;

2) заказной тур – набор отдельных туристских услуг: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт и т.д.

Инклюзив-тур – это тур с жестким, заранее спланированным (еще до контакта с клиентом) набором услуг, ориентированных на определенный вид отдыха или туризма. Его особенностью является то, что туристом заранее оплачивается весь перечень таких услуг, без учета того, что турист может ею и не воспользоваться. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист должен купить такой тур целиком или вообще отказаться от него.

Инклюзив-тур может быть разработан и практически опробован еще до встречи с потребителями такого тура. Они организуются и предлагаются, как правило, на популярных маршрутах, например «Классическая Италия», «Имперский Петербург и его пригороды» и т.д.

Инклюзив-туры разрабатываются чаще всего для массового группового туризма, в связи с чем пользуются существенными скидками на групповое обслуживание, предлагаемыми транспортными и гостиничными предприятиями, а также предприятиями питания и развлечения.

После формирования инклюзив-тур, как правило, должен пройти экспериментальное внедрение, так называемую «прогонку». Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) путешествием, круизом и т.д. По результатам рекламного тура проводится уточнение затрат, определяется норма прибыли, рассчитывается цена и формируется система скидок.

Далее сформированный туристский продукт в виде туристской путевки реализуется через различные сбытовые организации: турбюро, турагентства и т. д.

Таким образом, основными преимуществами инклюзив-туров являются:

- более низкая стоимость по сравнению с туром, где услуги покупаются отдельно;

- программа и стоимость тура известна заранее;

- возможность ведения статистики тура;

- расширенные возможности по ведению рекламной компании такого тура.

При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии самого туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха.

Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении турпродукта.

Заказной тур расширяет возможности туриста по планированию собственного времени, позволяет подобрать туристские и другие услуги в соответствии со своими возможностями («по деньгам») и интересами.

Формирование тура, как инклюзивного, так и заказного, по своей сущности представляет собой «сборку» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», называемую туром. Кроме механического составления такого набора формирование тура предусматривает технико-экономическое обоснование с целью определения рентабельности.

В последнее время становится все более популярным формирование тура с помощью компьютера. На основе соответствующего программного обеспечения в реальном масштабе времени формируется такой тур, который бы в максимальной степени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компаниями и наличии билетопечатающей машины тур­фирма может прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих туристских услуг.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Туром считается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, предоставлению экскурсионных и других услуг. Документом, дающим право на тур, является туристская путевка или ваучер.

Разработка маршрута осуществляется поэтапно и включает в себя определение типа маршрута, привязку его к пунктам жизнеобеспечения, разработку паспорта маршрута, пробную обкатку маршрута с внесением необходимых изменений, утверждение паспорта маршрута.

Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма – перевозку туристов, страхование, визовое оформление.

Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристского путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования являются следующие документы: технологическая карта маршрута, паспорт маршрута, информационный листок, каталог маршрута, калькуляция тура, образец ваучера.

В туристском бизнесе различают два основных типа тура: инклюзив-тур – комплексная услуга, жестко включающая в себя весь пакет туристских услуг, и заказной тур – набор отдельных туристских услуг, определяемый по желанию туриста.

Определение стоимости тура состоит из трех основных этапов – расчет себестоимости турпродукта, расчет цены турпродукта, расчет предполагаемого дохода от реализации данного турпродукта – и включает в себя расчет стоимости услуг данного тура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: