Чтобы руководитель мог успешно управлять трудовым коллективом, он должен удовлетворять некоторым требованиям к его личности. Эти требования довольно многогранны и жестки.
Современный руководитель должен:
- знать всевозможные (известные науке и практике) пути достижения цели
- знать законы (не юридические, а реально существующие в природе) развития и поведения его объекта управления в реальной жизни;
- на основе этих знаний предвидеть (прогнозировать) развитие состояние объекта управления;
- четко представлять все допустимые рамки, ограничивающие деятельность субъекта и объекта управления, учитывать правовые, финансовые, ресурсные, моральные и иные ограничения, накладываемые культурой общества;
- уметь оценивать затраты (цену) достижения поставленной цели;
- уметь выбирать показатели по которым публично будут судить об эффективности управления объектом
- уметь распознавать и идентифицировать свои ценности и предрассудки и то как они влияют на работу и отношения с окружающими
- иметь навыки профессиональной самооценки и рефлексии
Четко определить содержание требуемых для руководителя знаний, умений и навыков довольно сложно. Если лицам, назначающим на руководящую работу, предложить составить обстоятельный список таких качеств, то почти наверняка их позиции разойдутся.
- Требования к личным качествам руководителей
В современных условиях многие авторы при построении идеальной модели руководителя включают ряд обязательных качеств. Среди них: уровень интеллекта и знания, надежность, ответственность, активность, инициативность, уверенность, гуманное отношение к подчиненным, самоутверждение благодаря личным результатам в труде, получение удовлетворения от управленческой деятельности, ориентированность на человека при решении служебных задач и др. Многие авторы структурируют качества руководителей, выделяя идейно-политические, деловые, нравственные, профессиональные, психологические и др. Многие авторы выделяет следующий комплекс профессионально значимых качеств личности в состав которого входят: общительность, социальная проницательность, лидерский потенциал, конфликтность, интеллектуальный потенциал, оперативность мышления в проблемных ситуациях, технический интеллект, инновационная направленность, психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях, самоконтроль.
Таким образом, хороший руководитель – это человек:
· открытый, экстравертивный (обращенный вовне);
· любознательный, восприимчивый;
· решительный, ориентированный на результат;
· опытный, критически настроенный, терпеливо относящийся к ошибкам;
· обаятельный, спокойный, внушающий доверие;
· внимательный и добросердечный, готовый выслушать других;
· смелый, невозмутимый, гибкий, свободный от предрассудков;
· готовый способствовать развитию других.
Четко определить содержание требуемых для руководителя качеств довольно сложно.