ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Cамооценка | Особенности поведения | Отношение к ошибкам | |
своим | чужим | ||
адекватная | Активность, общительность, оптимизм | В целом – адекватное: могут огорчаться, свои стараются исправить, чужим сочувствуют | |
высокая | Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах | Чаще предпочитают не исправить, а забыть, не думать о них | Сравнительно безразличное |
завышенная | Высокомерие, бестактность, переоценка своих возможностей, недооценка чужих | Считают случайными, вызванными посторонними факторами (плохо себя чувствовали, учитель придирался) | Считают закономерными, само собой разумеющимися |
низкая | Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность | Переживают, но стремятся исправить | Сравнительно безразличное |
заниженная | Пассивность, замкнутость, постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих | Считают закономерными, воспринимают как должное | Оправдывают, считают случайными |
http://met.emissia.org/offline/2013/met010_files/m8-sys.htm
http://testframe.ru/index.php?page=psih/testnasomoocenkudemborubinshtein Пройти тест- он - лайн
Испытуемым дается бланк на листе бумаги А-4 с заранее заготовленными шкалами и авторучка.
Инструкция: На листке вы видите несколько шкал в виде вертикальных линий, ограниченных нижней и верхней точками, а между ними условно располагаются все люди на земле, в том числе и вы. Внизу каждой шкалы – самые низкие показатели (качества, способности), а вверху – самые высокие. Например, шкала «ум/способность к учебе»: внизу находятся самые «глупые»/неважно учащиеся, а наверху – самые «умные»/отлично учащиеся. И так далее – по каждой шкале.
Авторучкой отметьте, пожалуйста, на каждой шкале точкой, крестиком, поперечной чертой – место, где, как вы считаете, вы находитесь на данный момент. Время не ограничено, но постарайтесь уложиться в 2-3 минуты.
Бланк теста самооценки Дембо-Рубинштейн
«Ум»/способность к учебе Характер Здоровье Счастье
Нормальный (адекватный) уровень самооценки здорового успешного человека вне тяжелых внутренних личностных кризисов и конфликтов в социуме – это расположение отметки «себя» на уровне 50-60% от высоты каждой шкалы; у 15-летних возможно некоторое возрастное завышение самооценки до 70% высоты шкалы.
К детям и молодежи «группы риска» следует относить лиц с неадекватно завышенной (75-100% от высоты шкалы) и неадекватно заниженной (0-30%) самооценкой. Класс/группа должны быть признаны неблагополучными, если общее число таких лиц составляет 15% и более. Такой класс/группа нуждаются в последующей индивидуальной и групповой психологической помощи – в консультировании, в групповых тренингах уверенности и стрессоустойчивости.