Формирование христианства как философско-религиозной системы и утверждение его как государственной религии было длительным процессом. Культура мысли в ранней Византии была очень высокой, на территории страны существовало множество религиозных и философских школ. Афинская школа / неоплатонизм – самая глубокая философская теория. Ее представители диалекты Прокл, Дамаскин, Псевдо – Дионисий Ареопагит. Это элитарная философия, развивающая идею эманации (творения, создания, перетекания) из духовного начала всего материального мира. Ее сложность и недоступность пониманию народа позволила Юстинину закрыть Афинскую школы в529 году. Стремясь к утверждению единой веры, Юстиниан проклял и другие религиозно – философские учения.
Христианство сложилось из многих философских теорий и религиозных учений: иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, стоика Сенеки и др.
Иудаизм – вера в единого Бога, в Мессию/Спасителя; десять заповедей.
Манихейство – аскетизм, отречение от земных радостей, идея мученичества.
|
|
Неоплатонизм – идея приоритета духовного над материальным, земным.
Стоики – решение морально- этических проблем: утверждение, что при правильном понимании и восприятии действительности, при достойном образе жизни человек достигает атараксии – спокойствия и невозмутимости духа.
Ранние религиозные философы Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Назианзин сочетают идеи раннего христианства и неоплатонизм.
Христианство – «Бог есть любовь» – милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь – идеал христианского гуманизма. Речь идет о любви духовной, высшим проявлением которой является блаженство, душевный покой, обретаемый любовью к Христу. Новая этика (понимание человека и его места в мире): равенство всех людей перед Богом; идеи блаженства, духовного наслаждения, жизни «во Христе»; аскетический образ жизни вне мира и земных радостей, умозрительное созерцание дают высшее духовное блаженство исихазм; сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями, но земной жизнью не заканчивается человеческое бытие, раскаявшись в содеянном можно спасти душу и заслужить вечное блаженство.
Высшие ценности – сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, надежа на вечное спасение – явились причиной распространения, утверждения и жизненностью христианства.
4 – 5 века – период богословских споров, возникновение множества сект и ересей, которые появлялись из приверженности людей к сложившимся традициям. Богословы расходились в определении места Христа в троице (тринитарные споры), в выяснении природы Христа (христологические споры) и пр. – суть в главенстве западной (Римской) и восточной (Константинопольской) церквей.
|
|
572 год – императорский указ против иконопочитателей.
8 - 9 века – борьба иконоборцев с иконопочитателями в Византии. «Не сотвори себе кумира».
843 год – восстановлено иконопочитание.
9 –10 века обострили противоречия. 1054 год – окончательный разрыв: Римская – «Вселенская» и Восточная «Православная/Ортодоксальная» церкви.
К этому периоду христианство принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.