Философия

Греки явились создателями натурфилософии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого “философия” переводится как любовь к мудрости, само слово впервые вводит Гераклита. У истоков греческой философии помимо Гераклита стоят такие личности, как Пифагор, Демокрит, Фалес.

В учении Пифагора проявилась связь культуры Греции с культурами Египта и Месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и религии. Пифагор - один из реформаторов орфического мистического культа Греции и одновременно один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. По свидетельству учеников, он назвал вселенную космосом, а строение мира - стройным целым, подчиненным законам “гармонии и числа”. Велика заслуга Пифагора в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.

На площадях Афин излагал свои идеи знаменитый Сократ. Человек - не бог, но ему дана бессмертная душа - его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека - быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность Сократа раздражали многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г. До н.э. Обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму, Сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты - растительного яда. Сократ, по словам Цицерона, опустил философию “с небес на землю”, обратил внимание философов на человека и его душу.

О человеке спорили и софисты. Алексей Федорович Лосев считал, что софистика “несомненно есть греческое просвещение”. Понимая, что главным препятствием на пути преобразования афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а следовательно, - сомневаться, поскольку с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.

Одним из учеников Сократа был молодой Платон, посвятивший всего себя учителю, и популяризации его учения. Все свои идеи в позднейших философских диалогах Платон неизменно будет вкладывать в уста Сократа. Казнь Сократа стала для него потрясением; Платон покинул Афины. Он не смог примириться ни с афинской властью, казнившей учителя, ни с обществом, в котором не нашлось места истинному мудрецу. Мир, убивший Сократа, не может быть справедливым и благим. Платон совершает философский “уход” в собственный мир, мир “эйдосов ” или “идей”, где нет ничего преходящего и случайного, ничего порочного и несовершенного. В конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущество идеи добра, в благую природу человека. Завершающим актом его жизненной драмы становится написание диалога “ Законы ”. По словам А.Ф.Лосева, “законы” производят впечатление глубочайшего отчаяния философа осуществить свой идеализм гуманными и достаточно идеальными методами”. В результате Платон создает одну из первых в европейской истории антиутопий, рисуя полицейское тоталитарное государство казарменного типа.

Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, впоследствии значительно пересмотревший философские взгляды учителя (“Платон мне друг, но истина дороже”). Аристотель - вдумчивый и кропотливый ученый-систематик. Он является отцом логики. Его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства (поэтике), риторике, этике, политике. Аристотель был в течение четырех лет воспитателем сына македонского царя Филиппа 2 Александра. Впоследствии великий полководец скажет о своем учителе: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену”. После того как Александр стал царем, Аристотель вернулся в Афины, где открыл свою философскую школу - ликей. В этом он последовал примеру своего учителя: созданная Платоном в Афинах школа, академия, просуществовала более 900 лет и была закрыта уже в эпоху средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: