Учет скидок при определении контрактной цены ввозимого товара

В коммерческой внешнеторговой практике имеют место случаи, когда на формирование цены оказывают влияние различного рода скидки, предоставляемые продавцом покупателю. В этих случаях возникает вопрос: должны ли все эти скидки каким-либо образом учитываться при определении таможенной стоимости? Общее требование, необходимое для учета при определении таможенной стоимости таких скидок, - это факт использования их покупателем. Таким образом, мы опять возвращаемся к понятию "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате". В этом случае, если покупателем может быть однозначно доказано, что действительно за товар уплачена цена с учетом соответствующей скидки и эта скидка является общепринятой в коммерческой практике (как по ее величине, так и условиям предоставления), то и при расчете таможенной стоимости должна учитываться реально использованная скидка.

В настоящее время насчитывается свыше 40 видов всевозможных скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды скидок:

а) общая (простая) скидка;

б) скидка за оборот (бонусная);

в) скидка за количество или серийность;

г) скидка на условия платежа;

д) дилерские скидки;

е) специальные скидки на пробные партии товара и заказы;

ж) сезонные скидки;

з) скидка за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара в счет приобретения у нее же нового.

Пример 1. Импортируется товар, цена которого составляет 100 000 долл. Продавец предоставляет скидку с цены в размере 25% (25 000 долл.). Покупателю выставлен счет на сумму 75 000 долл. Для признания этой скидки таможенными органами необходимо, чтобы размер скидки соответствовал общепринятому в данной отрасли промышленности и документально было подтверждено, что эта цена за единицу проданного товара зависит от количества проданных единиц.

Пример 2. Импортируется товар, цепа которого составляет 100 000 долл. Согласно условиям контракта, если оплата за товар производится в течение двух недель после получения товара, то предоставляется скидка 3%, в течение четырех недель - 2% и более четырех недель - скидка не предоставляется. Если к моменту таможенного оформления покупателем уже произведена оплата за поставленный товар в сумме 97 000 долл., то эта сумма берется в основу определения таможенной стоимости.

Таким образом, если по условиям контракта была предусмотрена скидка с фактурной цены и к моменту таможенного оформления счет оплачен с учетом такой скидки, то в основу определения таможенной стоимости принимается фактически уплаченная сумма (т.е. скидка учитывается). Таможенный орган может при необходимости затребовать банковские документы, подтверждающие данный платеж, а покупатель обязан предоставить таможенному органу платежно-расчетные документы, подтверждающие оплаченную им в действительности сумму (цена нетто).

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). В соответствии с Законом о таможенном тарифе первым методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В этом случае согласно ст. 19 Закона о таможенном тарифе таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию РФ товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ (до порта или иного места ввоза).

На практике это означает, что при проведении оценки товаров необходимо в максимально возможной степени использовать метод 1. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующим методам оценки. Метод используется при выполнении четырех условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

o установлены совместным решением органов ТС;

o ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

o существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.

Взаимосвязанными признаются лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

а) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;

б) являются юридически признанными деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

в) являются работодателем и работником, служащим;

г) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5% или более выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;

д) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

е) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

ж) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

з) являются родственниками или членами одной семьи.

В случае если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при этом на основе информации, предоставленной лицом, декларирующим товары, или полученной таможенным органом иным способом, обнаруживаются признаки того, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган в письменной форме сообщает лицу, декларирующему товары, об этих признаках. Лицо, декларирующее товары, должно доказать отсутствие влияния взаимосвязанности продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Согласно ст. 19 Закона о таможенном тарифе, а также ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (в ред. Протокола от 23 апреля 2012 г.), при использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:

а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ:

o стоимость транспортировки;

o расходы но погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

o страховая сумма;

б) расходы, понесенные покупателем:

o комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;

o стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

o стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на вывоз оцениваемых товаров:

o сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;

o инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;

o материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и др.);

o инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории РФ и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;

г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.

Эти расходы должны быть добавлены к цене. На практике такая поправка к цене получает отражение в специальном разделе декларации таможенной стоимости в виде соответствующего дополнительного начисления. Однако данные поправки или доначисления к цене должны производиться лишь при условии, что:

а) эти расходы или платежи действительно имеют место

и, следовательно, подтверждаются документально, т.е. они должны выполняться на основе объективных и подлежащих количественной оценке данных. Если определение этих данных не представляется возможным, то таможенная стоимость не может быть определена по методу 1;

б) эти платежи еще не включены в цену товара;

в) эти платежи оплачиваются покупателем.

Одновременно декларантом могут быть указаны подлежащие исключению из цены сделки суммы расходов, фактически понесенных за операции по доставке товара после ввоза на таможенную территорию РФ, т.е. от места ввоза до места доставки товара, при наличии документального подтверждения этих расходов.

При осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, декларантом представляются следующие документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость:

o учредительные документы декларанта;

o договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

o счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара;

o биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар;

o транспортные (перевозочные) документы;

o страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки;

o счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки;

o копия ГТД и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту или но поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и (или) соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров);

o другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

В случае необходимости таможенным органом могут быть затребованы дополнительные документы:

1) контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;

2) счета за платежи третьим лицом в пользу продавца;

3) счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;

4) бухгалтерская документация;

5) лицензионные или авторские соглашения;

6) экспортные (импортные) лицензии;

7) складские квитанции;

8) заказы на поставку;

9) каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;

10) калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее предоставить российскому покупателю);

11) другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости (ДТС).

При рассмотрении документов, предъявленных в подтверждение таможенной стоимости, необходимо с особой тщательностью проверить соответствие взаимосвязанных показателей различных документов. При выявленном несоответствии между данными, содержащимися в представленных документах, метод 1 не может быть применен.

Для того чтобы было возможным использование документов в качестве подтверждающих таможенную стоимость, эти документы должны содержать:

o подробные реквизиты продавца и покупателя;

o условия поставки;

o перечень товаров с указанием по каждому из них цены за единицу товара и общей стоимости товара;

o необходимые подписи и печати;

o реквизиты контракта, к которому они относятся;

o скидки (при их наличии по условиям контракта), приведенные в контракте и счете-фактуре с указанием условий их предоставления.

Кроме этого в контракте и (или) в приложениях к нему, являющихся его неотъемлемой частью, также должны иметься данные:

а) о характере сделки (т.е. является ли рассматриваемая сделка сделкой купли-продажи, консигнационным соглашением (товарным кредитом), договором комиссии, аренды и т.п.);

б) об условиях поставки товара;

в) о перечне ввозимых товаров на ассортиментном уровне;

г) об объеме (количестве) ввозимого товара;

д) о цене за единицу товара (в валюте контракта) и общей сумме контракта;

е) требованиях к его качеству;

ж) об установленном порядке предъявления претензий в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям контракта;

з) о порядке и месте разрешения разногласий между продавцом и покупателем (арбитражные условия);

и) об условиях и сроках платежа.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами (метод 2). В таможенной практике имеют место случаи, когда невозможно определить стоимость сделки с ввозимыми товарами либо не выполняются условия применения первого метода определения таможенной стоимости и, следовательно, таможенная стоимость не может быть определена по методу 1.

Это бывает тогда, когда:

а) ввозимые товары не являются предметом продажи;

б) продажа товаров связана с ограничениями, касающимися пользования или распоряжения ввозимыми товарами;

в) продажа сопровождалась определенными условиями, вследствие чего реальная стоимость товаров не может быть определена, либо отсутствует необходимая информация для расчета соответствующих поправок к цене и осуществлению ее корректировок;

г) продажа осуществлена между взаимозависимыми сторонами и при этом зависимость сторон оказала влияние на величину цены сделки; и т.д.

В этих случаях для определения таможенной стоимости используется альтернативная база оценки, которой является метод 2 "Оценка по цене сделки с идентичными товарами" (ст. 20 Закона о таможенном тарифе, ст. 6 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС). Суть данного метода заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.

Таким образом, в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, товары, выбранные для сравнения, должны быть ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне, что и ввозимые (оцениваемые) товары.

Если эти характеристики различаются, то цена сделки с идентичными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий к сопоставимому виду. Метод 2 применяется при выполнении следующих условий:

1) товары проданы для ввоза на территорию РФ;

2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

3) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность).

Под идентичным товаром понимается товар, одинаковый во всех отношениях с оцениваемым товаром, в том числе по следующим признакам:

o физические характеристики;

o качество и репутация на рынке;

o страна происхождения;

o производитель.

Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. В качестве таких незначительных различий рассматриваются (признаются): размер, этикетки, цвет (если он не является существенным ценообразующим фактором).

Для того чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.

Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные товары только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары. Таким образом, как устанавливает Закон о таможенном тарифе, при использовании метода 2 определения таможенной стоимости:

а) товары не считаются идентичными оцениваемым с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;

б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется идентичных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;

в) товары не считаются идентичными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.

При применении данного метода оценки необходимо по возможности использовать продажу идентичных товаров на одинаковых коммерческих условиях (уровнях) и примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи подобной продажи не выявлены, можно использовать имевшую место продажу идентичных товаров в соответствии с одним из следующих трех условий:

1) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;

2) продажа на различных коммерческих условиях, но примерно в тех же количествах;

3) продажа на различных коммерческих условиях и в других количествах.

С учетом выявленных различий должна быть сделана соответствующая корректировка базовой (исходной) цены сделки с идентичными товарами для компенсации различий в коммерческих условиях, в количестве продаваемого товара (с использованием посредников или нет), а также других различий в составе и уровне дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Корректировка производится декларантом на основе достоверных и документально подтвержденных сведений.

В случае если при применении настоящего метода выявляются более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами (метод 3). Данный метод вступает в силу, если не выполняются условия применения методов 1 и 2 определения таможенной стоимости.

Суть метода 3 "Оценка по цене сделки с однородными товарами" (ст. 21 Закона о таможенном тарифе, ст. 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС) заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.

Таким образом, в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, Закон о таможенном тарифе требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне, что и ввозимые (оцениваемые) товары.

Если эти характеристики различаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид. Метод 3 применяется при выполнении следующих условий:

1) товары проданы для ввоза на территорию РФ;

2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

3) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае если однородные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность).

Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемым товарам и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

o качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

o страна происхождения;

o производитель.

При использовании метода 3 определения таможенной стоимости необходимо иметь в виду, что:

а) товары не считаются однородными с оцениваемыми, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;

б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;

в) товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.

Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, необходимо проанализировать следующие их параметры:

а) физические характеристики, т.е. размер и форму, уровень технических и других характеристик, метод изготовления;

б) материалы, из которых изготовлены товары, например стеклянные предметы или предметы из пластика, драгоценные металлы или черные металлы, ткань или бумага и т.д.;

в) функции и сфера применения;

г) коммерческая взаимозаменяемость. При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.

При применении метода 3 должна сначала использоваться информация по продаже однородных товаров на одних и тех же коммерческих условиях и приблизительно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи такого рода продаж не выявлены, можно использовать продажу однородных товаров, имевшую место в соответствии с одним из следующих трех условий:

1) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;

2) продажа на различных коммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;

3) продажа на различных коммерческих условиях и в разных количествах.

Требования по приведению условий сделки как с однородными, так и с идентичными товарами в сопоставимый вид с условиями ввоза оцениваемых товаров одинаковы.

В случае если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

В том случае, если в распоряжении декларанта или таможенного органа нет информации о таможенной стоимости ни идентичных, ни однородных товаров, то необходимо переходить к другим методам оценки. При этом следует помнить, что по желанию декларанта может быть изменена последовательность применения методов 4 и 5.

При определении таможенной стоимости по методу по цене сделки с идентичными (однородными) товарами для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются документы, которые ранее были представлены для подтверждения обоснованности применения метода 1 для определения таможенной стоимости рассматриваемых идентичных (однородных) товаров, цена сделки с которыми выбрана в качестве основы для определения таможенной стоимости. К таким документам относят:

o ГТД и ДТС (форма ДТС-1);

o договор купли-продажи (контракт) и дополнительные соглашения к нему;

o счет-фактуру (инвойс);

o банковские платежные документы (если счет был оплачен), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;

o транспортные (перевозочные) документы;

o страховые документы, если они имелись в зависимости от условий поставки;

o счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или были вычтены из нее при определении таможенной стоимости;

o акт таможенного досмотра, акт повторного таможенного досмотра (если он производился);

o другие документы, которые были представлены для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1 в отношении идентичных (однородных) товаров.

Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости (метод 4). Рассмотренные ранее методы оценки товаров в таможенных целях базировались на цене сделки, а именно: на цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1), на цене сделок либо с идентичными товарами (метод 2) либо с однородными товарами (метод 3). Однако бывают ситуации, когда оказывается невозможным использовать имеющиеся цены сделок или отсутствуют требуемые сделки. В этих случаях, как предусматривается Законом о таможенном тарифе, установившем иерархию системы методов определения таможенной стоимости, следует переходить к другим альтернативным методам оценки.

При этом в отношении методов 4 "Метод на основе вычитания стоимости" и 5 "Метод на основе сложения стоимости" Закон о таможенном тарифе разрешает изменение последовательности их применения: после метода 3, по желанию декларанта, может быть использован как метод 4, так и метод 5. Это вызвано тем, что эти два метода могут представлять весьма существенные трудности при их практическом применении.

Метод 4 определения таможенной стоимости используется в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первоначального состояния. При использовании метода вычитания стоимости в качестве базы (основы) для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ (внутреннем рынке) не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

В основе метода 4 лежит выбор цены, по которой товары продаются в Российской Федерации. Использование в рамках метода 4 только цен продажи в Российской Федерации оцениваемых товаров существенно ограничило бы рамки применения этого метода, поэтому как международные нормы, так и российское законодательство предусматривают возможность использования в рамках данного метода продаж идентичных или однородных товаров.

Для использования цены продажи на внутреннем рынке оцениваемых, идентичных или однородных товаров в качестве основы для определения таможенной стоимости эта продажа должна отвечать следующим условиям:

а) товары должны быть проданы в Российской Федерации в неизменном состоянии, т.е. в том же состоянии, в котором они были ввезены;

б) ввезенные, идентичные или однородные товары должны продаваться одновременно с ввозом оцениваемых товаров или во время, достаточно близкое ко времени ввоза оцениваемых товаров; допускается использовать данные по продажам, состоявшимся не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров;

в) при отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, покупатель может, при соблюдении установленных требований, использовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с проведением соответствующей корректировки на стоимость, добавленную в процессе переработки. Покупателю при этом потребуется подтвердить (обосновать) таможенному органу правильность произведенной им корректировки, так как корректировка должна основываться на объективных и количественно определяемых данных. Основу расчетов должны составлять принятые формулы и методы определения стоимости работ по переработке товаров в соответствующих отраслях производства;

г) покупателем не должны прямо или косвенно поставляться продавцу бесплатно или по сниженной пене товары или услуги, использованные для производства и продажи для ввоза в Российскую Федерацию импортируемых товаров;

д) первый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке РФ не должен быть связан с продавцом (импортером) оцениваемых, идентичных или однородных товаров.

Для того чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены, из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, т.е. те затраты, которые произведены после ввоза данных товаров на территорию РФ и не должны быть включены в таможенную стоимость.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о таможенном тарифе из цены товара вычитаются следующие компоненты:

а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;

б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;

в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

При выборе продаж, данные по которым могут использоваться для определения таможенной стоимости по методу 4, необходимо учитывать приведенные ниже положения.

Для данного метода используются те же понятия идентичности и однородности товаров, которые даны Законом о таможенном тарифе применительно к методам 2 и 3. Под взаимозависимостью сторон, в отличие от ст. 19 Закона о таможенном тарифе, понимается взаимозависимость между импортером и покупателем на российском рынке, однако используются те же критерии взаимозависимости, которые даны в ст. 19 Закона о таможенном тарифе.

Вводя понятие "продажа товара на территории РФ", Закон о таможенном тарифе подчеркивает, что в рамках данного метода должны рассматриваться только продажи, осуществленные в Российской Федерации, т.е. предназначенные для потребления внутри страны, а не для экспорта.

Закон о таможенном тарифе устанавливает временные рамки применения метода 4 - не позднее 90 дней с даты ввоза. По сути это означает, что если нет продаж на момент ввоза, то можно рассматривать некоторый период времени до ввоза и после ввоза. Реальные, разумные границы этого периода должны определяться в каждом случае индивидуально, с учетом конкретной отрасли производства, конъюнктуры рынка, сезонности, но в течение не более 90 дней с даты ввоза.

Понятие продажи товаров в неизменном состоянии означает следующее. Операции производственного характера (включая сборку), а также дальнейшая обработка товаров рассматриваются как операции, изменяющие состояние ввезенного товара. В то же время товар будет считаться не изменившим состояние в том случае, если были произведены операции по удалению иностранных упаковочных материалов, консервантов, а также простая переупаковка товаров для внутреннего рынка. Такие естественные изменения, как усушка товара, его испарение (для жидкостей) также рассматриваются как сохранение товаром неизменного состояния. В том случае, если нет продаж оцениваемых, идентичных или однородных ввезенных товаров в неизменном состоянии, то возможно использование в качестве базы для расчета продажной цены за единицу этих товаров на рынке РФ после их дальнейшей обработки на территории РФ с учетом поправок на стоимость этой обработки.

Одним из центральных вопросов данного метода оценки является выбор цены, по которой наибольшее агрегированное количество товара было продано после ввоза в страну покупателям первого коммерческого уровня, не связанным с продавцом (импортером).

Для определения наибольшего совокупного (агрегированного) количества суммируются все продажи товара по данной цене. Наибольшее общее количество единиц товара, проданных по одной цене, и будет представлять наибольшее совокупное (агрегированное) количество единиц товара.

Как уже отмечалось, п. 4 ст. 22 Закона о таможенном тарифе предусматривает, что в том случае, если отсутствуют случаи продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в неизменном состоянии, то по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, подвергшегося обработке. При этом определение цены товара, подвергшегося обработке, осуществляется с учетом требований, рассмотренных выше. Кроме исключения расходов, предусмотренных п. 3 ст. 22 Закона о таможенном тарифе, в данном случае из цены обработанных товаров необходимо вычесть стоимость обработки после ввоза. Эти вычеты должны базироваться на объективных и поддающихся количественной оценке данных, относящихся к стоимости этой обработки.

Однако метод 4 не может быть применим к товарам, прошедшим обработку, в том случае, если в результате обработки после ввоза товары потеряли свои прежние свойства. Не применяется метод 4 и когда ввезенный товар после обработки не потерял свои качества, но составляет весьма незначительную часть конечного продукта. Например, ввозятся автомобильные радиоприемники, которые устанавливаются на отечественные автомобили. Несмотря на то что приемник сохранил все свои качества, определять его стоимость на основе продажной цены готового автомобиля по методу 4 не оправдано.

При установлении достаточного количества товара, по которому может быть принята базовая (исходная) цена для определения таможенной стоимости, должны учитываться следующие моменты.

Если все партии товаров проданы за один раз, то эту продажу следует рассматривать как количество, достаточное для установления цены. Однако если продается лишь часть товара, то решение о достаточности проданного количества должно приниматься индивидуально для каждого конкретного случая, учитывая рыночную практику торговли подобными товарами.

При определении таможенной стоимости по методу на основе вычитания стоимости для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются:

o учредительные документы лица, которому проданы оцениваемые, идентичные или однородные товары;

o договоры купли-продажи (контракты), по которым оцениваемые, идентичные или однородные товары проданы на внутреннем рынке РФ;

o оформленные в установленном порядке счета-фактуры, выставленные при продаже товаров на внутреннем рынке РФ;

o банковские платежные документы (если счета-фактуры оплачены);

o бухгалтерские документы, отражающие затраты, связанные с ввозом и реализацией товара на территории РФ;

o другие документы, требующиеся для подтверждения заявленной цены за единицу товара и расходы, подлежащие вычету из нее.

Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости (метод 5). В случае невозможности определения таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами, идентичными или однородными, а также на основе продажной цены единицы оцениваемого, идентичного или однородного товаров на российском рынке следующей альтернативной базой определения таможенной стоимости будет стоимость товара, полученная расчетным путем на основе метода сложения (метод 5).

По методу 5 рассматриваются затраты на производство ввезенных товаров и на этой базе рассчитывается их стоимость. Это значит, что при использовании метода таможенной оценки на основе сложения стоимости таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом издержек производства этих товаров, к которым добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в Российскую Федерацию. Таким образом, для определения таможенной стоимости по данному методу необходима информация об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны ввоза. Как правило, в большинстве случаев производитель товаров будет находиться вне юрисдикции властей страны ввоза, т.е. России. В этой связи использование метода сложения стоимости на практике будет обычно ограничено теми случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми и производитель готов представить властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облегчить последующую их проверку, которая может оказаться необходимой. При этом данные об издержках должны быть определены на основе информации, относящейся к производству оцениваемых товаров и предоставляемой производителем или от его имени. Информация должна базироваться на коммерческих отчетах производителя при условии, что такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета, применяемым в стране, где товары были произведены.

Законом о таможенном тарифе (ст. 23, ст. 19.1) установлен следующий состав компонентов, подлежащих включению в таможенную стоимость товара, определяемую на основе метода сложения:

а) стоимость материалов и производственные издержки, понесенные изготовителем при производстве оцениваемого товара. При этом в соответствии со ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе при расчете указанных издержек в их составе также должны быть учтены подлежащие включению в таможенную стоимость следующие элементы:

o расходы по упаковке, в том числе стоимость тары, контейнеров, прокладочных материалов, а также стоимость работ по упаковке;

o стоимость товаров и услуг, предоставленных бесплатно или по сниженной цене покупателем продавцу в связи с экспортом оцениваемых товаров в Российскую Федерацию;

o инженерно-конструкторская проработка и другие подобные виды работ, если они произведены вне территории РФ;

б) сумма общих затрат, характерных для продажи на экспорт в Российскую Федерацию товаров того же вида производителями экспортных товаров, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование и иные затраты до места ввоза на таможенную территорию РФ;

в) сумма прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

Рассмотрим каждый из этих компонентов более подробно.

Материалы, использованные при производстве ввозимых товаров, будут включать в себя такие компоненты, как:

o сырье, и материалы;

o комплектующие изделия и детали;

o полуфабрикаты;

o затраты на доставку перечисленных выше компонентов от места получения до места производства.

В стоимость материалов не входят суммы, полученные от продаж скрапа или отходов, а также любые внутренние налоги страны производства, если эти налоги подлежат возврату при экспорте готовой продукции.

Производственные издержки должны включать в себя:

а) все издержки, связанные с прямыми затратами труда на производство продукции;

б) все затраты на сборочные операции (при их использовании вместо процесса обработки);

в) затраты на машинную обработку (например, станочные операции), связанные с процессом производства продукции;

г) косвенные расходы, такие как ремонт и техническое обслуживание оборудования, эксплуатация зданий и сооружений, оплата сверхурочного времени и т.д.

Затраты на все компоненты, указанные выше, должны определяться на основе информации, связанной с производством товаров, подлежащих оценке, которая предоставляется изготовителем или по сто поручению. При использовании данной информации для целей определения таможенной стоимости необходимо не допускать двойного счета, особенно в отношении затрат, предусмотренных ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе. Издержки на изготовление продукции включают в себя все расходы производителя, т.е. как прямые, так и косвенные. Поэтому должны быть учтены и расходы на содержание вспомогательного персонала.

При определении величины общих затрат производителя экспортируемых товаров, характерных для продажи в Российскую Федерацию, учитываются суммы этих компонентов, равные тем, которые обычно отражаются в продажах товара того же класса или вида, что и товары, подлежащие оценке.

В данном случае общие затраты, учитываемые при определении таможенной стоимости по методу 5, представляют собой косвенные издержки производства и продажи товаров на экспорт, которые не вошли в стоимость материалов и издержек, понесенных изготовителем.

Сумма прибыли, добавляемая к цене, также должна определяться на базе информации, предоставляемой производителем продукции или по его поручению и определенной согласно общепринятым принципам учета.

Товарами одного класса и вида считаются товары внутри одной группы или одного диапазона изделий, изготовленных одной отраслью или сектором (подотраслью) промышленности. Товары одного класса или вида включают в себя идентичные и однородные товары.

Необходимо также учитывать, что сумма прибыли и общих затрат должна браться в целом. Для различных случаев (производителей) могут встречаться ситуации, когда имеют место высокие издержки производства и низкая прибыль и, наоборот, низкие производственные расходы и высокая прибыль. Однако в торговый оборот товары будут предлагаться примерно по одной и той же стоимости, т.е. в общем виде прибыль и издержки, учитываемые как единое целое, у различных производителей будут стремиться к одному уровню.

В тех случаях, когда данные изготовителя по прибыли и общим расходам не равны показателям торговли, то для расчетов берутся данные, соответствующие торговым показателям.

Поэтому, хотя в большинстве случаев в рамках метода 5 используется информация изготовителя, могут возникнуть ситуации, когда решение в отношении таможенной стоимости принимается на основе данных, полученных из других источников информации. При этом для различных отраслей будут различными допустимые уровни отклонений данных изготовителя от данных торговли, и вопрос о приемлемости тех или иных данных должен решаться в каждом таком случае индивидуально.

При использовании данного метода делаются ссылки на общепринятые правила ведения бухгалтерского учета. Имеются в виду установленные правила отнесения соответствующих издержек (затрат) на труд и материалы либо их отражение в составе общефирменных (накладных) расходов.

Прежде всего речь идет о правилах учета таких элементов затрат, как:

o аренда;

o капитальные вложения;

o амортизация;

o коммунальные расходы;

o гонорары консультантам;

o содержание руководящего персонала;

o содержание зданий и сооружений;

o реклама и маркетинг;

o научно-исследовательские работы.

Для подтверждения того факта, что данные, представленные изготовителем, определены в соответствии с общепринятой практикой (принципами) ведения учета в стране производства данной продукции и определения приемлемости предъявленной информации для целей таможенной оценки, необходимо наличие соответствующего документального подтверждения. В качестве возможного подтверждения таможенными органами может быть рассмотрен соответствующий официальный документ от компетентного учетного органа страны - производителя товара, в котором констатируется, что представленные показатели совместимы с общими принципами учета в данной стране. Учет расходов на транспортировку, страховку, погрузо-разгрузочные работы осуществляется в соответствии с общими требованиями, рассмотренными в параграфе, посвященном методу 1.

При анализе информации, используемой для определения таможенной стоимости по методу 5, необходимо учитывать также следующие моменты. В соответствии с международными нормами ни одна из сторон не может потребовать от нерезидента предоставить доступ к его счетам или учетной документации в целях определения таможенной стоимости по методу 5. Если информация предоставляется изготовителем, то она может быть подтверждена только в той стране, в которой изготовитель согласен на такое подтверждение, при условии что правительство этой страны заранее извещено и не возражает против такой проверки.

Эго накладывает или может накладывать жесткое ограничение на использование метода сложения стоимости. Если таможенному органу представляются неподтвержденные данные, то они должны рассматриваться как бездоказательные данные, не обязательно отражающие фактическое положение дел. Даже в том случае, когда доступ к документации производителя разрешен иностранным изготовителем и одобрен властями его страны, фактически не все документы и данные могут быть представлены таможенным органам страны импортера. В связи с этим метод 5 должен быть объектом особо тщательной проверки.

При определении таможенной стоимости по методу на основе сложения стоимости для подтверждения заявленных сведений декларантом представляются следующие документы:

а) бухгалтерская документация изготовителя оцениваемых товаров, содержащая данные о стоимости материалов и издержках, понесенных в связи с производством и поставкой в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, а также прибыли, получаемой в результате такой поставки;

б) бухгалтерская документация изготовителя и (или) экспортера, содержащая данные об общих затратах в связи с производством оцениваемого товара, а также прибыли, получаемой в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

Резервный метод определения таможенной стоимости (метод 6). Рассмотренные пять методов оценки товаров в таможенных целях дают описание используемых баз определения таможенной стоимости. И тем не менее бывают ситуации, когда ни один из вариантов оценки, в соответствии с установленными требованиями, не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости.

В наиболее общем виде это следующие случаи:

o товары импортируются на временной основе;

o бартерные сделки, где невозможно применение метода 1;

o имеет место договор аренды или найма;

o товары реимпортируются после ремонта или модификации;

o поставка уникальной продукции, произведений искусства;

o идентичные или однородные товары не ввозятся;

o товары не перепродаются в стране-импортере;

o изготовитель неизвестен, либо отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.

Для этих ситуаций предназначен резервный метод 6. Закон о таможенном тарифе (п. 1 ст. 24) характеризует его в достаточно общем виде: "Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20-23 Закона, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями настоящего Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации". Аналогичное положение содержится в Соглашении об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Учитывая, что мировая практика базируется прежде всего на Соглашении ГАТТ/ВТО по таможенной оценке, а также намечаемое присоединение России к ВТО и, следовательно, необходимость использования норм и правил, отвечающих требованиям этой организации, в данном случае "учет мировой практики" в отношении метода 6 следует понимать с позиций данного соглашения. Статья 7 ГАТТ/ВТО, описывая метод 6, устанавливает, что таможенная стоимость в рамках этого метода должна определяться с использованием разумных способов, совместимых с принципами и общими условиями этого Соглашения, и ст. 7 ГАТТ/ВТО - на базе данных, имеющихся в стране-импортере. Таким образом, метод 6 не дает специального способа оценки товаров, однако требует при осуществлении оценки в рамках данного метода учитывать ряд принципов. Оценка с помощью резервного метода должна соответствовать установленным законодательством методам, но при этом допустима определенная гибкость в их применении, которая должна соответствовать общим целям и условиям принятой системы оценки товара в таможенных целях. В рамках резервного метода должна соблюдаться установленная последовательность (иерархия) применения методов определения таможенной стоимости. Общие принципы Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, и ст. 7 ГАТТ/ВТО, которые должны соблюдаться при использовании метода б, могут быть сведены к следующим:

o базирование оценки в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров, использование стоимости, основанной на фактических оценках (т.е. ценах, но которым ввезенные товары продаются в стране, в ходе обычной торговли в условиях конкуренции);

o унификация оценки, обеспечение единообразия в осуществлении оценки товара в таможенных целях;

o честность и нейтральность оценок, т.е. стремление найти действительную, реальную стоимость ввозимого товара; проводимые корректировки должны обеспечивать получение максимально реальной оценки;

o простота и беспристрастность критериев оценки;

o совместимость с коммерческой практикой, недопустимость создания ситуаций или использования методов оценки, которые никогда не встречаются в коммерческой практике;

o если определение стоимости на базе метода 1 невозможно, то использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей);

o не используется в качестве базы для оценки стоимость товаров отечественного происхождения или произвольные (фиктивные) цены.

Гибкость подхода к использованию установленных методов оценки заключается в том, что установленные методы оценки, т.е. методы 1-5 в рамках метода 6, должны быть теми же, но допускается разумная гибкость в их использовании, которая будет соответствовать целям и условиям Соглашения о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Гибкий подход, допускаемый при применении в рамках метода 6 установленных Законом о таможенном тарифе методов, характеризуется следующими примерами.

1. В случае применения методов по цене сделки с идентичными или однородными товарами (методов 2 и 3) гибкость допускается в отношении срока ввоза идентичных или однородных товаров. В качестве основы для таможенной оценки может рассматриваться таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, произведенных другим производителем как в стране экспорта, так и в какой-либо другой стране, а также таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, ранее определенная по методам 4 и 5.

2. При использовании метода вычитания стоимости (метода 4) может быть допущена гибкая трактовка требований о сроках продажи товара на внутреннем рынке, а также о том, в каком виде они были ввезены (т.е. допускается определенная переработка). При выборе товаров, проданных на внутреннем рынке, при отсутствии идентичных или однородных товаров допускается расширение рамок сравниваемых товаров: могут рассматриваться товары одного и того же класса или вида, ввезенные как из той же страны, что и оцениваемые товары, так и из других стран. Возможно использование продаж товаров между продавцом и покупателем, зависящими друг от друга, с соответствующими поправками к цене продажи. При осуществлении гибкой интерпретации условий применения методов оценки должна соблюдаться установленная иерархия (последовательность) применения методов, т.е. от 2 к 5.

3. Применение резервного метода определения таможенной стоимости на основе метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами недопустимо.

При использовании метода 6 допускается осуществление расчетов таможенной стоимости на основе реальных, обоснованных ценовых данных, если их применение не противоречит требованиям п. 2 ст. 24 Закона о таможенном тарифе. Так, при определении таможенной стоимости по методу 6 можно использовать:

o прейскуранты цен;

o каталоги, содержащие подробное описание товара;

o предложения цен по поставкам конкретных товаров на таможенную территорию РФ;

o биржевые котировки;

o статистические данные об общепринятых уровнях комиссионных, скидок, прибыли, тарифах на транспорт;

o результат товарно-стоимостной экспертизы и др.

Если товар ввозится на условиях договора аренды или найма, то таможенная стоимость может быть определена исходя из сумм арендной платы, пересчитанной на весь период эксплуатации данного оборудования. Например, если оборудование ввозится по договору аренды на два года, а его нормативный срок службы составляет 10 лет, то для получения стоимости оборудования арендная плата за два года должна быть пересчитана на 10 лет. При этом необходимо учитывать, что если в сумму текущих арендных платежей входят расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например, затраты на ремонт и поддержание оборудования в исправности), то в том случае, если они выделены отдельной строкой и при необходимости могут быть проверены и подтверждены документально, эти расходы могут не включаться в таможенную стоимость.

При использовании в рамках метода 6 данных по другим сделкам или разрешенной ценовой информации необходимо учитывать базовые, исходные условия конкретных сделок (например, такие как количество, наличие скидок с цены, условия поставки и платежей но контракту), а также их строгую адресность, т.е. цена должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован, и др.

Законодательством РФ установлены подходы, которые не могут быть использованы для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 (п. 2 ст. 24 Закона о таможенном тарифе). Так, например, в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);

2) цепа товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

3) цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведенные в Российской Федерации;

4) иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров;

5) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

6) произвольные или фиктивные стоимости;

7) минимальные таможенные стоимости.

В случае применения резервного метода покупатель (декларант) может запросить у таможенного органа имеющуюся в сто распоряжении ценовую информацию по соответствующим товарам и использовать ее в расчетах в ходе определения таможенной стоимости.

При определении таможенной стоимости по резервному методу для подтверждения заявленных сведений декларантом представляются следующие документы:

o копии первого (обложка с указанием наименования и даты источника информации) и соответствующих листов нейтральных источников информации, содержащих сведения о ценах, по которым товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые котировки цен;

o договоры аренды или лизинга на ввозимые товары, содержащие сведения для расчета стоимости;

o отчет об оценке товара, проведенной в установленном порядке организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;

o транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров;

o другие документы, требующиеся для подтверждения заявленных сведений.

Сведения о таможенной стоимости декларант указывает в ГТД. При этом ему необходимо представить в таможенный орган, помимо ГТД, заполненную декларацию стоимости. Формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости утверждены решением Комиссии ТС от 20 сентября 2010 г. № 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также приведены в приказе ФТС России от 27 января 2011 г. № 151 "Об утверждении формы декларации таможенной стоимости (ДТС-2) и Правил заполнения декларации таможенной стоимости формы ДТС-2".

Рассмотрим примеры внесения сведений в декларацию таможенной стоимости (формы ДТС-1 и ДТС-2) при применении различных методов определения таможенной стоимости.

Пример 1. Заключен контракт купли-продажи между российской фирмой "А" (покупатель) и германской фирмой "В" (продавец) на поставку в Российскую Федерацию 100 шт. жидкокристаллических компьютерных мониторов "Megascan" по цене 250 евро за шт. на общую сумму 25 000 евро. Контракт заключен на условиях поставки EXW-Гамбург (Германия) на сумму 25 000 евро. Условия платежа по контракту - 100% предоплата за 15 дней до поставки товара. К таможенному оформлению декларантом представлены следующие документы:

1) контракт от 19 ноября 2012 г. № 27-1 на приобретение мониторов;

2) счет-фактура от 27 января 2013 г. № 11-342 на сумму 25 000 евро, выставленный продавцом покупателю на оплату товара, поставленного по контракту от 19 ноября 2012 г. № 27-1 на условиях EXW-Гамбург (Германия);

3) договор перевозки груза от 14 декабря 2012 г. № 28-1001, заключенный фирмой "Л" с перевозчиком на доставку груза из Гамбурга в Москву автомобильным транспортом на сумму 2500 евро;

4) счет-фактура от 29 января 2013 г. № 03-612, выставленный перевозчиком фирме "А" на сумму 2500 евро за оказание услуг по доставке товара;

5) страховой полис на сумму 27 500 евро, страховая премия составила 50 евро;

6) экспортная таможенная декларация страны отправления;

7) счет за услуги таможенного брокера в стране экспорта на сумму 200 евро, выставленный покупателю;

8) копия платежного поручения и выписка из лицевого счета предприятия, заверенная руководителем и главным бухгалтером предприятия, подтверждающие перевод денежных средств на оплату товара с лицевого счета покупателя на счет продавца.

Из представленных документов следует, что ограничения по применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (1 метод) отсутствуют. Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не установлен. Основой для расчета таможенной стоимости являются данные из контракта купли-продажи и счета-фактуры (инвойса).

Учитывая, что при базисных условиях поставки EXW в счет-фактуру, выставленный продавцом покупателю, не вошли расходы по доставке товара до таможенной границы РФ, необходимо произвести доначисления к цене сделки в соответствии с требованиями пп. "а" п. 1 ст. 19 Закона о таможенном тарифе.

Поскольку в счете-фактуре на доставку груза и в договоре перевозки груза отсутствует раздельное указание расходов по доставке товара до и после места ввоза на таможенную территорию России, в таможенную стоимость включается общая стоимость доставки - 2500 евро. Также к цене сделки дополнительно начисляются расходы по таможенному оформлению товара, понесенные покупателем при вывозе товара из страны экспорта, составившие 200 евро. Сумма транспортных расходов 2500 евро и сумма расходов по таможенному оформлению 200 евро пересчитываются в рубли но курсу, установленному Банком России на дату принятия ГТД к таможенному оформлению, и результат заносится в графу 17а раздела Б ДТС-1. Аналогичным образом рассчитывается в рублях и заполняется графа 17в раздела Б ДТС-1 - расходы на страхование груза (страховая премия), которые составили согласно страховому полису 50 евро. Необходимость произведения иных дополнительных начислений к цене сделки, предусмотренных ст. 19 Закона о таможенном тарифе, из представленных документов не выявлена.

Пример 2. Заключен договор купли-продажи между российской фирмой "А" (покупатель) и итальянской фирмой "В" (продавец) на поставку в Россию партии обуви (туфли женские кожаные) в количестве 1000 пар по цене 70 евро за пару на общую сумму 70 000 евро на условиях FCA - Милан (Италия).

Условие платежа по договору купли-продажи - 100% предоплата за 15 дней до поставки товара. Покупателем заключены договоры на доставку товара авиатранспортом из Милана в Москву и автомобильным транспортом из Москвы в Тверь. К таможенному оформлению представлены следующие документы:

1) договор купли-продажи от 19 декабря 2002 г. № 314-9 на приобретении партии обуви на сумму 70 000 евро;

2) счет-фактура от 15 апреля 2013 г. г. № 235/73-20 на сумму 70 000 евро, выставленный продавцом покупателю на оплату поставленного по договору купли-продажи от 19 декабря 2012 г. № 314-9;

3) договор на перевозку груза авиатранспортом Милан - Москва от 8 марта 2013 г. № 2570-0803;

4) счет-фактура от 20 апреля 2013 г. № 040-0803 на оплату доставки товара авиатранспортом из Милана в Москву на сумму 2000 евро, выставленный перевозчиком;

5) договор перевозки груза автотранспортом Москва - Тверь от 12 марта 2013 г. № 110-1203:

6) счет-фактура от 22 апреля 2003 г. № 052-2204 на оплату доставки товаров из Москвы в Тверь на сумму 9500 руб., выставленный перевозчиком;

7) договор страхования товара, заключенный покупателем со страховой компанией "Росгосстрах";

8) страховой полис на сумму 77 000 евро, страховая премия составила 140 евро;

9) копия платежного поручения и выписка с лицевого счета, заверенная руководителем и главным бухгалтером предприятия, подтверждающие перевод денежных средств на оплату товаров с лицевого счета покупателя на счет продавца;

10) упаковочные листы;

11) сертификаты качества соответствия;

12) авианакладная.

Из представленных документов следует, что ограничения по применению метода 1 отсутствуют. Факт взаимозависимости между продавцом и покупателем не установлен.

Основой для расчета таможенной стоимости являются данные, приведенные в договоре купли-продажи и счете-фактуре.

В соответствии с Законом о таможенном тарифе в таможенную стоимость должны быть включены расходы на страхование товара и расходы по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию России, в данном случае до Москвы, так как при авиаперевозках местом ввоза является аэропорт назначения или первый аэропорт на территории России, в котором самолет совершает посадку и где производится разгрузка товара. Необходимость иных дополнительных начислений к цене сделки, предусмотренных ст. 19 Закона о таможенном тарифе из представленных документов не выявлена. Расходы по доставке товара от места ввоза на таможенную территорию России до места назначения не подлежат включению в цену сделки при определении таможенной стоимости. Следовательно, сумма 9500 руб. (оплата перевозки груза от Москвы до Твери) в таможенную стоимость не включается.

Пример 3. Германская фирма "В" поставила российской фирме "А" 30 шт. бронированных сейфов дня последующей продажи их российскому предприятию "X" на территории России. При этом российская фирма "Ф"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: