Тема: Решение задач оптимизации средствами MS Excel.
Цель: закрепление навыков работы с электронными таблицами; решение задач оптимизации средствами электронных таблиц.
Изучаемые вопросы:
1. Задача распределения ресурсов.
2. Задача линейного программирования.
3. Надстройка MS Excel «Поиск решения».
Задачи:
· Получить представление о задаче распределения ресурсов.
· Получить представление о задаче линейного программирования.
· Освоить надстройку MS Excel «Поиск решения» для решения задачи распределения ресурсов.
К началу изучения этой темы вы должны:
· Иметь навыки работы с ОС Windows в объеме лабораторной работы №1;
· Владеть основными приемами работы в табличном процессоре MS Excel в объеме лабораторной работы №5.
После изучения этой темы вы должны:
· Иметь представление о задаче распределения ресурсов;
· Иметь представление о задаче линейного программирования;
· Иметь навыки работы с надстройкой MS Excel «Поиск решения» для решения задачи распределения ресурсов.
Краткие сведения
|
|
Если финансы, оборудование, сырье и даже людей полагать ресурсами, то значительное число задач в экономике можно рассматривать как задачи распределения ресурсов. Достаточно часто математической моделью таких задач является задача линейного программирования.
Пример.
Некоторая фирма производит четыре типа продуктов: Прод1, Прод2, Прод3 и Прод4 - в условиях ограничений на три вида ресурсов: трудовые, сырье, финансы.
Целью фирмы является выбор такого ассортиментного набора продуктов, при котором достигается максимум прибыли.
Количество ресурса каждого вида, необходимое для выпуска единицы продукции данного типа, называется нормой расхода.
Наличие ресурсов и нормы расхода, а также прибыль, получаемая от реализации единицы каждого типа продукции, приведены в таблице 1.
Таблица 3
Вид ресурса | Нормы расхода | Наличие ресурса | |||
Прод1 | Прод2 | Прод3 | Прод4 | ||
Трудовые | |||||
Сырье | |||||
Финансы | |||||
Прибыль, получаемая от реализации единицы каждого типа продукции |
Найти оптимальный ассортиментный набор продуктов, при котором будет достигаться максимальная прибыль.
Составим экономико-математическую модель задачи, для чего введем следующие обозначения:
- количество выпускаемой продукции j -го типа, .
Как видно из таблицы 1, для выпуска единицы Прод1 требуется 6 единиц сырья, значит, для выпуска всей продукции Прод1 требуется единиц сырья, где - количество выпускаемой продукции Прод1. С учетом того, что для других видов продукции зависимости аналогичны, ограничение по сырью будет иметь вид:
|
|
.
Это ограничение означает, что количество используемых ресурсов не превосходит количества ресурсов, имеющихся в наличии.
Аналогично можно составить ограничения для остальных ресурсов, при этом необходимо учесть, что количество выпускаемой продукции не может быть отрицательным:
Максимизируется прибыль F, где .
Таким образом, имеем следующую задачу линейного программирования:
.
Задание 1:
1. Создайте новую рабочую книгу в MS Excel. Ниже приведено изображение листа (рис.1).
Рис. 1
2. Откройте видеоролик optim.avi. Расположите окно видеоролика и окно рабочей книги слева направо. Запустите видеоролик (для этого нужно нажать кнопку в окне проигрывателя) и выполните действия, показанные в нем, в рабочей книге. Результат не сохраняйте.
Задание 2:
Составьте оптимальный план организации поездок студентов во время научно-исследовательской практики в следующей ситуации. Университет может профинансировать поездки студентов пяти факультетов (факультеты будем обозначать номерами) в три города X, Y, Z.
Количество студентов, которых следует отправить в поездки, дано в таблице (табл. 1).
Таблица 4
№ района | |||||
Количество практикантов |
Количество студентов, которое отдел по научно-исследовательской практике может обеспечить путевками в каждый из трех городов, представлено в таблице (табл. 2).
Таблица 5
Город | X | Y | Z |
Количество путевок |
Стоимость поездки (в рублях) приведена в таблице (табл. 3).
Таблица 6
Город | № факультета | ||||
X | |||||
Y | |||||
Z |
Смысл чисел в таблице (табл. 3) таков: если в ячейке Y2 стоит 600, то это значит, что поездка одного студента факультета №2 в город Y обходится в 600 рублей.
Необходимо составить такой план прохождения практики, который бы:
· Позволил каждому из намеченных к поездке студентов побывать на практике;
· Удовлетворил условию об общей числе практикантов в каждый из городов;
· Обеспечил максимально низкие суммарные расходы финансирующей стороны.
Представим план проведения экскурсионных поездок школьников в таблице (табл. 4).
Таблица 7
X | |||||
Y | |||||
Z |
Величины , , , i, j, k=1, 2, 3, 4, 5, стоящие в таблице (табл. 4), являются объектами поиска. Например, есть число студентов факультета №3, которые по разрабатываемому плану едут в город X.
Из условия задачи о том, что все студенты каждого факультета должны поехать на практику, и табл. 1 получаем систему уравнений:
(1)
Из ограниченности количества путевок для практикантов в каждый из городов и табл. 2 получаем систему уравнений:
(2)
Добавим условие неотрицательности искомых величин:
(3)
Теперь запишем общую стоимость расходов на экскурсии, учтя табл. 3:
(4)
Математическая формулировка задачи: требуется найти наименьшее значение функции (4) при условиях (1), (2), (3).
1. Создайте соответствующую данной задаче электронную таблицу MS Excel.
2. Получите оптимальный план с помощью средства MS Excel «Поиск решения».
3. Проанализируйте полученные результаты.
4. Результат сохраните под именем группа_фамилия_оп.xls и покажите преподавателю.