1. История как наука: предмет, методы и источники.
2. Концепции исторического развития и их основные представители.
3. Факторы самобытности русской истории (природно-климатический, геополитический, религиозный, социальной организации общества).
4. Сущность исторического сознания, его формы и функции.
5. Восточные славяне в VI – VIII веках.
6. Возникновение государственности на Руси.
7. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси в Х-ХII вв.
8. Децентрализация Древней Руси: причины и последствия.
9. Сравнительный анализ развития основных хозяйственных и политических центров Руси периода раздробленности.
10. Монголо-татарское нашествие и его последствия.
11. Борьба Северо-Западной Руси против шведско-немецкой агрессии в первой половине ХIII в. Александр Невский.
12. Начальный этап объединения русских княжеств вокруг Москвы (деятельность Ивана Калиты, Дмитрия Донского).
13. Становление централизованного государства и особенности феодальных отношений в Московской Руси XIV – XVI веков.
14. Завершение объединения русских земель в конце XV- начале XVI вв.
15. Политика Избранной Рады как вариант централизации России в середине ХVI в.
16. Опричнина: причины, ход, последствия.
17. «Смутное время» как эпоха утраченных возможностей.
18. Причины утверждение крепостного права в России. Основные этапы закрепощения.
19. Тенденции социально-экономического развития Русского государства при первых Романовых.
20. Движения социального протеста в Русском государстве в XVII в. Церковный раскол.
21. Реформы Петра I: проблемы модернизации русского общества.
22. Эпоха «дворцовых переворотов» и ее значение в истории России.
23. «Просвещенный абсолютизм» в России. Екатерина II.
24. Проблема ограничения самодержавия в эпоху Александра I.
25. Проблема усовершенствования государственного устройства и ликвидации крепостного права при Александре I.
26. Итоги правления Николая I.
27. Крестьянский вопрос и развитие экономики в первой половине XIX века. Нарастание кризисных явлений.
28. Оппозиционное движение в России в первой половине XIX века (декабристы, западники, славянофилы, революционеры-демократы).
29. Россия после Крымской войны. Причины отмены крепостного права.
30. Реформы 60-70-х годов XIX века и их значение для капиталистического развития страны.
31. Контрреформы Александра III.
32. Общественно-политические движения второй половины XIX века (охранительное, оппозиционное, революционное).
33. Особенности развития капитализма в России на рубеже XIX – ХХ веков.
34. Политические партии России начала ХХ века.
35. Революция 1905 – 1907 гг. в России.
36. П.А.Столыпин и его реформы.
37. Начало российского парламентаризма: деятельность Государственных Дум.
38. Россия в период Первой Мировой войны (особенности внутриполитической ситуации).
39. Февральская революция в России. Причины падения самодержавия.
40. 1917 год: выбор путей общественного развития. Деятельность Временного правительства (2 марта – 25 октября 1917 г.)
41. Первые мероприятия Советской власти 25 октября 1917 г. – весна 1918 г.).
42. Гражданская война в России: причины этапы, последствия.
43. «Военный коммунизм» - политика советского правительства в годы Гражданской войны.
44. НЭП: сущность, противоречия, причины свертывания.
45. Экономическая политика советского правительства во второй половине 20-х – 30-е годы ХХ века (индустриализация, коллективизация).
46. Становление и развитие командно-административной системы в СССР. Культ личности И.В.Сталина.
47. Великая Отечественная война: причины, этапы, основные сражения, итоги, историческое значение.
48. СССР в 1945 – 1950-х годах: проблемы восстановления и развития.
49. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 1950-х - середине 1960-х годов.
50. Основные тенденции и противоречия развития советского общества в середине 1960-х – начале 1980-х годов.
51. Политика перестройки, ее крах и распад СССР.
52. Общественно-политическое и экономическое развитие постсоветской России (90-е годы ХХ века – начало ХХI века).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
При изучении курса в качестве основных учебников и учебных пособий рекомендуются следующие издания: