Структура процесса обучения при самостоятельной работе студента по изучению дисциплины (темы)

Кунгурский лесотехнический техникум

Заочное отделение

Методические рекомендации для студентов заочного отделения по вопросам оформления и написания домашних контрольных работ и рефератов.

2013 год
Введение.

Выполнение студентами-заочниками домашней контрольной работы является одним из элементов самостоятельной работы студента по изучению дисциплины в межсессионный период. Самостоятельная работа студента - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Для самостоятельной работы характерны следующие признаки:

- студент ведет ее сам, без прямой посторонней помощи;

- он опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрения, выражая при этом личное отношение, собственную аргументацию, инициативу, творческое начало;

- содержание работы – образовательное, воспитательное, логически развивающее мышление и положительные качества студента.

Самостоятельную работу студентов-заочников как форму организации обучения можно рассматривать двояко: как всю самостоятельную деятельность по изучению учебной предмета, которая составляет 70 – 80% учебного времени по предмету, или как отдельные занятия, отличающиеся по продолжительности, методам, приемам и способам, а также по эффективности для каждого студента. И в том, и в другом случае педагогический подход должен быть один: это процесс обучения, а следовательно, должна соблюдаться его структура.

Если рассматривать самостоятельную работу как весь процесс самостоятельного изучения учебного предмета, то его также можно представить в виде общей схемы структуры процесса обучения, только каждый этап и каждая составляющая процесса обучения будут состоять из большего числа элементов, отличаться вариантностью. Учитывая, что значительная часть содержания образования не охвачена очными занятиями (уроками), а предоставлена на самостоятельное изучение, важно, чтобы оно организационно также имело законченный вид и структуру, соответствующую процессу обучения, т.е. предполагало подготовительный этап, этап осуществления, проверки результатов и подведения итогов.

Структура процесса обучения при самостоятельной работе студента по изучению дисциплины (темы)

Этапы процесса обучения Составляющие процесса обучения
Деятельность педагога (на установочном занятии) Деятельность студента Педагогическое взаимодействие
Подготовительный Сообщение студен-там содержания и методов восстано-вления опорных знаний Определение состояния готовности к изучению нового материала, восста-новление опорных знаний Обеспечение готовности студентов к изучению нового материала: мотива-ционной; к восста-новлению опорных знаний; к овладению способами и прие-мами самостоятель-ной учебной работы
Осуществление процесса обучения Указание о приемах самостоятельного учебного труда при изучении материала о способах обобщения и систематизации знаний Изучение и закрепление нового материала: чтение и конспектирование; воспроизведение знаний путем ответов на вопросы; систематизация и обобщение знаний путем составления таблиц, схем, опорных конспектов Усвоение новых знаний: восприятие, осмысление, обобщение, закрепление, осмысление их проверки и применения в трудовой деятельности
Подведение итогов и анализ результатов процесса обучения Обучение приемам самоанализа и самоконтроля Самоанализ и самоконтроль Контроль и анализ результатов самостоятельной работы, дальнейшей работы по углублению изучения материала

Формирование готовности студентов к самостоятельной работе складывается из следующих компонентов: необходимости работы по специальности, близкой к приобретаемой в техникуме; соответствующего уровня общеобразовательной подготовки; наличия умений и навыков самостоятельного умственного труда; устойчивой мотивации обучения. Все эти компоненты прямо или косвенно отражаются на эффективности самостоятельной учебной работы.

В настоящее время домашняя контрольная работа является одной из форм контроля самостоятельной работы студента. От которого требует больших затрат времени, охватывает значительный объем учебного материала (по многим предметам выполняется только одна контрольная работа за весь курс), студент длительное время не имеет представления о результатах своего труда. В самостоятельной работе по изучению предмета студент ставит для себя первоочередную задачу – сделать контрольную работу и тем самым нарушает планомерное, последовательное изучение всего материала. Поэтому написанию домашней контрольной работе следует уделять внимание, но помните, что это только часть изучаемой дисциплины. Перед написанием работы необходимо изучить саму дисциплину по плану предложенному преподавателем.

Основной целью данной методической разработки является воспроизвести большинство требований преподавателей к составлению, написанию и оформлению домашней контрольной работы. Помочь студенту правильно составить и оформить домашнюю контрольную работу. Оказать помощь студентам-заочникам в организации их самостоятельной работы по овладению системой знаний, умений и навыков в объеме действующего Государственного образовательного стандарта по специальности. Эта работа требует не только большого упорства, но и умения, без которого затрата сил и времени не дает должного эффекта. Читать, понимать прочитанное и применять его практически – вот в чем суть умения работать с учебными пособиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: