«Иной раз спросишь себя: "Старик! Чего ты
хочешь?" — и сам себе ответишь:
"Не знаю, старик "».
Е. В. Клюев. «Между двух стульев»
Цели — это наиболее общие утверждения типа: привлечь волонтеров в общественное движение, создать службу мониторинга, реализовать право граждан на альтернативную гражданскую службу.
Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение — показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Цель любого проекта — решение обозначенной проблемы.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели зависит от достижения ряда краткосрочных. При двух и более краткосрочных целях вы должны четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.
Хорошо, если в проекте имеется вполне достижимая цель. Например, цель «Благоустройство города» недостижима в рамках одного не-большого проекта, а при изменении формулировки на «Озеленение дворов двух районов города» становится достижимой.
|
|
Грамотно сформулировать цель помогают задачи. Необходимо добиться того, чтобы решение всех задач проекта приводило к достижению цели. Если это не так, то надо либо добавлять новые задачи, либо переформулировать цель.
Задачи — конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую вы описывали в разделе «Постановка проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления вашего проекта. Если каждый раз при написании задач проекта вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть. Например, если проблема состоит в том, что в городе резко сократилось количество зеленых насаждений, то целью проекта станет увеличение площади зеленых насаждений, а одной из задач такого проекта, например, будут посадки дубов в двух районах города.
Таким образом, задачи должны быть максимально конкретными. В них по возможности должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта (показатели). Показатели — инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта, измерить его эффект. Когда мы говорим в проекте об «усилении», «улучшении» и «увеличении» чего-либо, то не ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, а проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословным, и нужны показатели. Утверждения, что эффект нельзя измерить и что вы не можете подобрать нужных показателей, равносильны признанию, что проект не даст заметного эффекта.
Примеры задач с показателями:
«Организовать горячую линию для подростков, способную принимать не менее 100 звонков в день»; «провести социологическое исследование на тему "Отношение к НКО" с объемом выборки не менее 1500 человек».
|
|
После решения каждой поставленной задачи всегда должен появиться конкретный результат: доклад об оценке ситуации, издание книги, оформленная экспозиция, снятый и смонтированный видеофильм, обученный персонал, созданный Интернет сайт. Все это должно найти отражение в разделе «Ожидаемые результаты» (см. далее).
Рекомендуемый объем раздела: 0,5—1 стр.
Критерии оценки раздела «Цели и задачи проекта»: 1) описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель — общий итог. Задачи — конкретные шаги по достижению цели; 2) из раздела ясно, что получится в результате выполнении проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации; 3) насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы. Решение задач всегда приводит к достижению цели; 4) по каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется по крайней мере одна четкая задача; 5) цели в принципе достижимы, и результаты поддаются измерению 6) из раздела ясно, кто получит пользу в результате выполнения проекта; 7) указывается срок достижения целей; 8) язык ясен и четок; |
9) постановку задач авторы не путают с методами их решения.
Методы
К этому моменту вы уже рассказали предполагаемому донору о том, кто вы, над чем собираетесь работать и каковы ваши цели, достижение которых обещает разрешить проблему или смягчить ее остроту. В данном разделе необходимо достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов.
Из этого раздела читающему должно стать ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как, когда и в какой последовательности это будет происходить, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены.
Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе:
Внимание, ошибка! Нарушение логики построения проекта. Проект, в котором одни части (цели, задачи) не соответствуют другим (методы, бюджет), заставляет задуматься о способности автора его выполнить. Все в проекте должно быть строго взаимосвязано. Внимательно следите за тем, чтобы методы соответствовали задачам и цели, а в бюджете не было каких-либо пунктов, не раскрытых предварительно в тексте заявки. | ||
1)Какова ваша стратегия в решении поставленных задач?
2)Почему вы выбрали именно ее из всех других возможных?
Ответ на последний вопрос потребует от вас знания проектов, аналогичных вашему. Кто еще работал по сходной проблеме в вашем районе или где-либо еще? Какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, вы должны обосновать выбор методов. Рассмотрение альтернатив — важный аспект вашей методологии. Демонстрируя знакомство с аналогичными работами и объясняя выбор используемых средств, вы приобретаете большее доверие в глазах донора. Важно показать себя компетентным во всех разделах заявки. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет нужное впечатление, а нереалистичный — не спасут самые благие намерения.
Примеры мероприятий: проведение конкурса детского рисунка, проведение ремонта здания, посадка деревьев, проведение социологического опроса, проведение занятий для молодежи по профилактике наркомании, разработка и внесение поправки к закону об альтернативной гражданской службе и т. д.
Помимо перечня и описания мероприятий вы можете проиллюстрировать данный раздел организационной схемой, календарным и рабочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо вынести в приложение.
|
|
При описании мероприятий вы должны также кратко описать, кто будет их выполнять и какие ресурсы для этого потребуются.
После того как вы описали методы и мероприятия, проверьте, приводят ли они к решению задач. Если нет, то добавьте дополнительные мероприятия или переформулируйте задачи. В идеале должна строго соблюдаться логика проекта: проведение мероприятий => решение задач => достижение цели => решение проблемы.
«Методы» — наиболее важный раздел заявки. Именно его наряду с бюджетом особенно внимательно изучают эксперты фондов. Любой образованный человек способен найти проблему, придумать цель проекта и наметить задачи. Однако грамотно описать методы решения задач может только тот, кто реально работает с данной проблемой. Именно изучая раздел «методы», эксперты понимают, что вы действительно знаете, как решить проблему.
Внимание, ошибка!
В методах не упомянуты ресурсы, требуемые для проведения мероприятий, однако в бюджете эти ресурсы появляются. И наоборот, явно говорится о предстоящих расходах, однако о них нет упоминания в бюджете. С точки зрения эксперта фонда, это может означать, что заявитель забыл запросить эти средства, а значит, потом столкнется с невозможностью проведения заявленных мероприятий.
Описание методов должно быть довольно подробным. Не забудьте упомянуть о необходимых ресурсах. Например, если вы не упомянули в этом разделе о покупке компьютера, а в бюджете он появится, вам могут отказать в финансировании его покупки, сочтя эти расходы необоснованными.
Полезный совет: различайте задачи и методы
И цель, и задачи, и методы —понятия относительные. Что будет являться целью, а что задачей или методом, зависит от масштабности проекта и от того, как вы формулируете проблему.
Например, если проблема формулируется как «Отсутствие у школьников компьютерной грамотности», то целью будет «Повышение компьютерной грамотности». Задачи в этом случае, например, будут такие: организация специального курса, оснащение компьютерного класса, проведение конкурсов компьютерных работ и т. п. Методами в таком проекте станут: ремонт помещения под класс, приобретение компьютеров, установка и наладка программного обеспечения, приглашение педагога — специалиста по компьютерам и т. п.
|
|
Если же мы сформулируем проблему шире — «Недостаточная образованность школьников», то «Повышение компьютерной грамотности» станет лишь одной из задач (наряду с обучением литературе, физике, математике) на пути к достижению более глобальной цели — «Высокой образованности школьников».
Если вам трудно сразу различить задачи и методы, попытайтесь представить, чем вы будете заниматься через год-два. Какие бы вы хотели увидеть изменения, какие различия между существующим положением дел и будущим? Подобное изменение ситуации и может явиться задачей проекта, а способы, которыми Вы станете добиваться этих изменений, можете отнести к методам.
Рекомендуемый объем раздела: 1—4 стр. (редко больше).
Критерии оценки раздела «Методы»:
1)из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены;
2)указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта;
3)в разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы;
4)понятны причины выбора именно этих мероприятий;
5)понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий;
6)ясен состав разработчиков;
7)описываются состав и обязанности исполнителей программы;
I 8) описывается, кому служит данный проект, а также принципы
подбора этих людей, групп, объектов;
9) выдержана логическая цепочка: проблема => цель => задача => метод.