Бэрд Т.Сполдинг – Путешествие на восток. Утер»янная предыстория «Жизни и учений мастеров Дальнего Востока»

www.e-puzzle.ru

JOURNEY TO the EAST

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК

Утерянная предыстория «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока»

«ахрия» 2 0 13

УДК 291.6 ББК 88.6 С73

Перевод с английского Н. Лебедевой Сполдинг Т. Бэрд

Путешествие на Восток: Утерянная предыстория «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока» /

Перев. с англ. — М.: ООО Издательство «София»,

2013. — 256 с.

ISBN 978-5-399-00443-3

Бэрд Т.Сполдинг – Жизнь и учение мастеров Дальнего востока (Том 1)

Книга, происхождение которой загадочно, а содержание — сенсационно. Профессор Бэрд Сполдинг и его коллеги из Европы и Америки открывают для себя духовные учения и практики Азии. Путь Судьбы ведет их от уличных факиров и гадателей к подлинным мастерам йоги, астрологии, целительства и ясновидения. «Путешествие на Восток» — утерянная для Запада предыстория событий, описанных во всемирно знаменитой трилогии Сполдинга «Жизнь и учения Мастеров Дальнего Востока». Сохранившаяся лишь во вьетнамском переводе, теперь эта книга доступна англоязычным и русскоязычным читателям. Она содержит духовные истины, как никогда актуальные в наш материалистический век.

УДК 291.6 ББК 88.6

© «София», 2013 IBN 978-5-399-00443-3 © ООО Издательство «София», 2013

Содержание


О Бэрде Сполдинге и «Путешествии на Восток» 7

Глава 1

ЗАГАДОЧНЫЙ ИНДИЕЦ 11

Глава 2

МОНАХ ИЗ БЕНАРЕСА 21

Глава 3

ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА

И ЗАГАДОЧНАЯ АСТРОЛОГИЯ 44

Глава 4

ПО ДОРОГЕ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ 81

Глава 5

СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД 90

Глава 6

ЗАГАДОЧНЫЕ СОБЫТИЯ 115

I 115

II 132

Глава 7

МОНАХ, СПОСОБНЫЙ ИСЦЕЛИТЬ

ЛЮБУЮ БОЛЕЗНЬ 147

Глава 8

СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ 172

Глава 9

НЕВИДИМЫЙ МИР 185

Глава 10

ЭПИЛОГ 245

О переводе 254

Путешествие продолжается! 255


О Бэрде Сполдинге и «Путешествии на Восток»

Биография Бэрда Сполдинга, как и многих людей, связанных с эзотерическими учениями, весьма туманна. Исследователи спорят даже о том, в какой стране и когда он родился, как изначально писалась его фамилия и какой университет он окончил. Сам он утверждал, что появился на свет в Англии в 1857 году и лишь после долгих странствий прибыл в США, где работал археологом в Калифорнии и геологом- изыскателем в пустынях американского Юго-Запада. Но в 1894 году произошло событие, изменившее его жизнь раз и навсегда. В компании одиннадцати энтузиастов Бэрд отправился в археологическую экспедицию на Дальний Восток. (Здесь, пожалуй, стоит отметить, что в англоязычном мире конца XIX — начала XX веков под «Дальним Востоком» понималась гораздо более обширная территория, чем в русскоязычном мире сегодня. Сюда относилась вся Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия, в том числе Индия и Тибет.)

По возвращении Сполдинг показал кое-кому из знакомых свои путевые заметки. Рассказы о встречах с удивительными Мастерами, владеющими сверхчеловеческими способностями и умеющими объяснить Восточную Мудрость в христианских терминах, поразили первых читателей, и путешественник решил перепечатать их на машинке. Этот текст, который сейчас составляет первый том «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока», многие годы так и ходил в машинописных копиях. А его автора все чаще приглашали в разные компании. Сначала людям нравилось слушать об экзотических приключениях в Гималайских горах и на индийских равнинах (то есть о «жизни Мастеров»). Но очень скоро друзья Сполдинга поняли, что главное в его рассказах — потрясающе глубокое «учение Мастеров» о Боге, Космосе, человеке, его тайной истории и славном будущем предназначении.

Очень скромный, по воспоминаниям современников, человек, Сполдинг не хотел выступать в роли «учителя», но никогда не отказывался от ролей рассказчика и эксперта. (Малоизвестный факт: Бэрд Т. Сполдинг был приглашен консультантом-библеистом на съемки знаменитого кинофильма Сесила де Милля о последних днях жизни Иисуса «Царь царей».) В 1924 году одна из почитательниц его «Мастеров», жена железнодорожного магната, попросила разрешения напечатать наконец тысячу экземпляров книги Сполдинга типографским способом, чтобы раздавать их интересующимся. Этот первый тираж разошелся по рукам за шесть дней, а в типографию поступило еще 20 ООО заказов!

Потрясенный таким читательским интересом, автор решил написать второй том и опубликовал его в 1927 году. В 1935 году последовал и третий. Все это время Сполдинг проводил семинары с небольшими группами людей, а выход третьего тома отметил 30- дневным лекционным турне по 30 городам США.

До самого своего ухода в 1953 году он продолжал путешествовать по всему миру — где-то разведывая полезные ископаемые, а где-то рассказывая о Мастерах Дальнего Востока. Своей основной специальностью он очень неплохо зарабатывал и любил материально помогать всем нуждающимся, так что наследства не оставил. Спал всего три-четыре часа в сутки, был очень трудолюбив и общителен. Из друзей Сполдинга стоит отметить полковника Дж. Черчварда, автора классических трудов о затонувшем континенте Му, прародине человечества, и Дугласа ДеВорсса, основателя старейшего эзотерического издательства США.

Книги Бэрда Сполдинга до сих пор переиздаются во многих странах мира. На русском языке три тома «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока» (в одной книге) опубликованы издательством «София», и все желающие могут их прочесть. А мы теперь займемся одним очень любопытным дальневосточным переводом.

В 1987 году вьетнамское издательство «Нгуой Вьет» выпустило книгу под названием «Hanh Trinh Ve Phu’o’ng Dong» (Ханьтринь ве фьюнтон), что означает «Путешествие на Восток». В предисловии было указано, что это вьетнамский перевод с английского оригинала, написанного Бэрдом Т. Сполдингом (1857-1953) и опубликованного в 1924 году индийским издательством «Адьяр». Это тот же год, в котором вышел первый том «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока». К сожалению, ни одного экземпляра английского оригинала «Путешествия на Восток» не сохранилось. Вьетнамский перевод был выполнен еще в 1975 году и до 1987 года распространялся в «самиздате». В общем, как говорится, никаких концов уже было не найти, но во Вьетнаме книга пользовалась огромным авторитетом, и со временем о ней узнали в западном мире. В 2009 году американец Повен Лис и вьетнамец Бьен Ган опубликовали «реконструкцию» оригинала (то есть обратный перевод с вьетнамского), и «Путешествие на Восток» стало доступно анлоязычной публике. Как и «Маете- ра Дальнего Востока» в свое время, книга вызвала много споров. Подлинность ее (как, опять-таки, и «Мастеров») многие подвергают сомнению, но даже скептики признают огромную духовную ценность этого произведения.

В «Путешествии на Восток» не указываются никакие даты, но очевидно, что действие происходит перед событиями, описываемыми в «Мастерах Дальнего Востока». Вот как заканчивается «Путешествие»:

Не прошло и двух недель, как мы оказались в деревне Потал у подножия гордых, величественных Гималайских гор... Так началось наше Путешествие на Восток.

А вот начало второй главы «Мастеров»:

Перед началом третьей экспедиции, посвященной метафизическим исследованиям, наша небольшая группа собралась в Потале — деревушке, расположенной в одном из глубинных районов Индии.

Многих читателей интриговало слово «третья». И вот наконец появилась возможность узнать о первых двух экспедициях Бэрда Сполдинга и его товарищей.

Издательство «София»

Глава 1

ЗАГАДОЧНЫЙ ИНДИЕЦ

В

суматохе современной жизни многие люди утратили веру в свое предназначение. Смысл существования состоит для них в бесконечных удовольствиях и удовлетворении материальных потребностей, ведь в конце их не ждет ничего, кроме смерти. Такие люди не верят ни в Бога, ни в Высший Разум. Не так давно одна американская газета возвестила: «Бог умер!» Автор статьи бросал вызов читателям, предлагая им доказать обратное. Астроном из Па- ломарской обсерватории заявил: «В самый мощный современный телескоп я наблюдал за звездами, которые находятся в миллионах световых лет от Земли, однако нигде не заметил ни Бога, ни рая». В своей непомерной эксцентричности экспериментальная наука подвергает сомнению все и вся.

Но пока наука эта гордилась тем, что для нее не существует необъяснимого, произошло одно интересное событие. В Англию прибыла посольская делегация, возглавляемая индийским махараджей Ранджи- том Сингхом. Во время визита в Оксфорд махараджа приказал сопровождавшему его монаху* устроить для ученых небольшое представление. Этому монаху удалось потрясти научные концепции того времени. Мало того что он без всякого для себя вреда выпивал различные химические реагенты (в том числе и сильные кислоты), ему ничего не стоило задержать на несколько часов дыхание и пролежать все это время под водой! Затем, после тщательного медицинского обследования, проведенного доктором Клодом Уэйдом, монаха уложили в гроб и заживо погребли на сорок восемь часов. Когда его извлекли из-под земли, он по-прежнему был полон жизни и энергии. Монах продемонстрировал перед научным сообществом целый ряд других чудес, и все они подверглись тщательному изучению и верификации. Эти чужеземные «феномены» вызвали оживленную дискуссию.

В результате по инициативе Королевского научного общества из широко известных ученых была сформирована специальная делегация, перед которой поставили цель: исследовать эти удивительные факты. Делегации, возглавляемой профессором Бэрдом Сполдингом, предстояло отправиться в Индию, чтобы наблюдать, исследовать, описывать и объяснять разного рода загадочные события. При этом с самого начала были четко определены критерии, позволявшие ученым рассматривать происходящее в строго научном ключе. Таким образом, они готовы были отвергнуть все, что не поддавалось ясному и логичному объяснению.

Чтобы составить итоговый отчет, каждый ученый должен был самостоятельно записывать в отдельный блокнот свои наблюдения. Затем участникам делегации предстояло сопоставить эти записи и засвидетельствовать истинность увиденного. Данные факты могли попасть в итоговый протокол лишь в том случае, если все ученые готовы были признать каждое конкретное открытие. Подобное требование ввели специально — чтобы обеспечить максимальную точность и беспристрастность. Все, что не поддавалось логическому и научному объяснению, однозначно исключалось из протокола.

Когда ученые только отправлялись в эту экспедицию, они еще были полны скепсиса и сомнений. Однако по возвращении стало ясно, что в них произошла серьезная перемена. Вот что писал профессор Сполдинг: «Жителям Востока известны важнейшие философские Истины, которые стоят того, чтобы их изучили на Западе. Людям западной культуры нужно вернуться на Восток, к своим духовным истокам». Как ни печально, но по возвращении домой делегация наткнулась на неприкрытую враждебность со стороны наиболее твердолобых представителей научного сообщества. Ученых вынудили уйти в отставку. Более того, им даже не позволили обнародовать те факты, которые они засвидетельствовали во время путешествия по Индии.

Вскоре после этого глава делегации профессор Сполдинг опубликовал книгу, которую назвал «Путешествие на Восток». Эта работа вызвала значительный интерес среди самой широкой публики. Движимые любопытством читатели тут же бросились на поиски ученых. Выяснилось, однако, что все члены делегации успели на тот момент покинуть Европу: они отправились в Гималаи, чтобы жить там монашеской жизнью. Тем не менее эта книга побудила многих читателей совершить путешествие в Индию, чтобы лично убедиться в истинности описанных там фактов. Мемуары сэра Уолтера Блейка, опубликованные в «Лондон сайентифик», а также исследования Пола Брайтона и Макса Мюллера подтвердили безусловную ценность работы, выполненной учеными под руководством Бэрда Сполдинга.

Индию называют страной множества религий. Религиозные верования тесно переплетаются здесь с повседневной жизнью, являясь едва ли не определяющим фактором для всевозможных форм деятельности. Индийцы по праву гордятся своей традиционной культурой, которую принято считать религиозной цивилизацией.-И это неудивительно, ведь они унаследовали такие сокровища древней мудрости, равных которым нет во всем мире. Именно поэтому Королевское научное общество Великобритании и выделило деньги на то, чтобы делегация, состоявшая из широко известных ученых, отправилась в Индию для изучения ее загадочных феноменов.

В течение двух лет делегация путешествовала по Индии от Бомбея до Калькутты. За это время ученые посетили сотни храмов и пообщались с тысячами знаменитых монахов и жрецов. Однако подобное общение не принесло им ничего нового, поскольку монахи, в большинстве своем, повторяли те общепризнанные истины, которые были изложены в классической индийской литературе.

Вдобавок эти самые монахи вплетали в свое учение всевозможные суеверия и освященные временем легенды, желая прославить таким образом индийскую культуру. Многие из них похвалялись своим положением в духовной иерархии. В отсутствие четких критериев, позволяющих определить религиозные заслуги человека, любой индус с легкостью может провозгласить себя мудрецом [риши], учителем [гуру], священником [ісвами] и даже воплощенным святым [бхагваном].

Индуизм — не монолитная религия: в нем сосуществует несколько отдельных деноминаций, к каждой из которых относятся тысячи независимых сект.

В индуизме нет того иерархического порядка, который характерен для европейских религий. Монахи свободно истолковывают священные писания, опираясь на собственное понимание текста. И многие из них умышленно интерпретируют писания так, как им удобнее. Нередко они собираются вместе, чтобы поспорить. Религиозные дебаты в Индии — обычное явление, поскольку представители каждой секты настаивают на том, что только они правильно понимают природу Всевышнего.

Эта противоречивость и стала причиной того, что религиозные исследования британской делегации не привели ни к чему стоящему. Ученые нередко приходили в замешательство, поскольку не знали, что из сказанного можно считать верным, а что — нет. Согласно предписаниям Королевского научного общества, исследования их должны были опираться на научную логику. Однако попытка применить эти стандарты наталкивалась на множество препон, поскольку индийская культура в значительной мере отличается от европейской. Индийцы относятся к религиозным расхождениям как к данности, и никто в их стране не усомнится в способностях того или иного монаха или в законности его притязаний. Индийцы безоговорочно верят своим монахам и воспринимают их с безграничным терпением.

Однажды профессор Сполдинг, разочарованный тем, что делегации так и не удалось найти ничего по- настоящему ценного, бродил в одиночестве по Бенаресу. Посреди шумной, многолюдной толпы он заметил обнаженного по пояс заклинателя змей, который с усердием наигрывал на флейте. Гигантская кобра, лежавшая в корзине, приподняла голову и зашипела. Затем она задвигалась в такт низким, насыщенным звукам флейты. Зеваки в толпе с восхищением перешептывались. Люди не догадывались о том, что змею долго дрессировали, ядовитые зубы у нее были удалены, а перед представлением ей скормили немного опиума.

Подобное жульничество широко распространено по всей Индии. Заканчиваются эти фокусы одним и тем же: несколько подставных «зрителей», находящихся в толпе, принимаются громко аплодировать и швырять в корзинку монеты, побуждая остальных последовать их примеру. Внезапно профессор Сполдинг, погруженный до того в собственные мысли, обратил внимание на высокого индийца, который смотрел на него с вежливой улыбкой. Индиец, поклонившись, приветствовал его на превосходном английском. Профессор, разумеется, ответил тем же. Понемногу они разговорились, и профессор Сполдинг поинтересовался у своего нового друга, что тот думает о подобных фокусах.

Вот что ответил ему индиец:

— Просветленные мастера не живут в роскошных храмах и не располагают визитными карточками, в которых указаны их внушительные титулы и должности. Им не нужно рекламировать свои способности или религиозные заслуги, и они не спешат указывать свои имена в телефонных справочниках. Не обязательно также, чтобы у просветленного мастера было много учеников. Всякий, кто желает встретить такого мастера, должен распознать его среди других монахов. Монахи, с которыми вы встречались до сих пор, могут похвастаться множеством последователей, поскольку знают, как привлечь к себе учеников с помощью всевозможных уловок и ухищрений. Вдобавок они любят раздавать обещания, которые так нравятся ученикам. Эти монахи учат только тому, что изложено в молитвенных текстах, а ведь любой образованный человек способен самостоятельно прочесть и изучить их. Полагаю, вы разочарованы тем, что никто из встреченных вами монахов не обладал сколько-нибудь значимым духовным опытом?

— Откуда вам известно об этом? — в удивлении спросил профессор Сполдинг.

— Вы обсуждали между собой эту проблему, — с улыбкой заметил индиец, — и решили, что вам предстоит вернуться в Европу, если до конца месяца вы не узнаете ничего нового. Для вас это станет доказательством того, что в Азии просто нечего изучать. И все истории о мудрецах и святых — не более чем легенды, призванные приукрасить азиатскую действительность.

Профессор Сполдинг был поражен:

— Но как вы узнали об этой беседе? Если уж на то пошло, даже не всем членам нашей делегации известно о принятом решении.

Индиец загадочно улыбнулся и мягко заметил:

— Дорогой друг, мысль обладает сверхъестественной силой, способной выходить за рамки времени и пространства. Ваш настрой стал причиной того, что я прибыл сюда. И сделал я это, чтобы передать вам небольшое послание. Не сомневаюсь, что вы прекрасно знаете Библию: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»[1]. Таково послание от истинного мастера, который попросил меня передать его вам.

Профессор Сполдинг был ошеломлен тем, что индиец цитирует ему Библию посреди бенаресского рынка. Ему казалось, будто он пробудился от какого- то тяжелого сна. Словно электрический ток пробежал по его телу.

— Но как, — вымолвил он наконец, — как мы узнаем, где вас искать? За эти два года мы побывали едва ли не в каждой индийской деревне...

— Отправляйтесь в Ришикеш, — ответил индиец, — в город, расположенный посреди Гималайских гор. Там вы встретите монахов совершенно иного толка. Живут они в простых хижинах, а медитируют в горных пещерах. Едят они мало и большую часть времени молятся. Религия необходима им, как воздух. Это настоящие монахи, посвятившие всю свою жизнь поискам Истины. Некоторым из них удалось возобладать над природой и покорить те незримые силы, что сокрыты во Вселенной. И если желание ваше состоит в том, чтобы познакомиться со сверхъестественными силами и мистическими законами, вряд ли вы будете разочарованы.

Замолчав, индиец многозначительно взглянул на профессора Сполдинга:

— Если вы действительно намерены разыскать этих мудрецов [риши], вам потребуется куда больше времени.

— Вы только что употребили слово мудрец. А в чем разница между мудрецом и монахом [йоги]? — поинтересовался профессор Сполдинг.

— Если вы верите в Закон эволюционного развития Дарвина, — ответил индиец, — то я мог бы суммировать все следующим образом. Эволюция души протекает в согласии с эволюцией тела. Соответственно, мудрец — это человек, достигший значительного духовного прогресса, тогда как монахом называют того, кто только вступил на этот путь.

— В таком случае, — продолжил профессор Сполдинг, — мудрец должен уметь творить чудеса, ведь так?

Индиец с улыбкой покачал головой:

— Конечно, он может творить чудеса. Однако мистические способности не могут считаться конечной целью религиозной практики. Скорее, это естественный результат нашей концентрации на мысли и силе воли. Мудрец редко демонстрирует свои мистические способности. Главная цель религиозной практики состоит в том, чтобы освободиться и достичь того совершенства, какого достигли просветленные мастера — одним из них был и Христос.

— Однако Иисус творил чудеса, — возразил профессор Сполдинг.

— Мой дорогой друг, — улыбнулся индиец, — неужели ты думаешь, что Иисус творил чудеса на забаву толпе? На самом деле его чудеса были механизмом, с помощью которого он обращал в веру простых, но добросердечных людей.

Вновь индиец упомянул религиозного лидера, прекрасно известного на Западе...

Поразмыслив, профессор Сполдинг задал очередной вопрос:

— Почему эти мудрецы не приходят к людям, чтобы учить их?

— Неужели ты думаешь, мудрецы решатся открыть человечеству, кто они такие? — серьезно поинтересовался индиец. — Если Будда или Христос объявятся на публике и обнародуют свои заповеди, вы им поверите? Или для того, чтобы убедить вас, им придется совершать чудеса, вроде хождения по воде? Монахи из низших сект готовы идти на подобные ухищрения ради привлечения учеников, но просветленному мастеру это ни к чему. Мой друг, разве я не прав?

— Какая, однако, польза человечеству от того, — промолвил профессор, — что мудрецы эти живут в полном уединении?

— Поскольку люди не познали себя в полной мере, — улыбнулся индиец, — они не в состоянии судить о себе правильно. Кто сказал, что просветленные мастера не помогают человечеству? Если я стану утверждать, что Христос часто приходит к людям и содействует их развитию, поверишь ли ты мне? Или начнешь требовать доказательств вроде фотографий или чего-то подобного? Дорогой друг, простым людям трудно оценить всю глубину мыслей просветленного мастера. Пожалуй, самым простым объяснением в данном случае будет то, что они неустанно служат человечеству, излучая любовь, милосердие и доброту — те силы, которые с легкостью проникают сквозь время и пространство. Хотя человеческий глаз не способен различить их, результат подобного воздействия отличается небывалой мощью. В прошлом, когда люди были еще достаточно примитивными, просветленные мастера являлись им, чтобы заложить основы нравственного поведения.

— К настоящему времени люди успели достичь определенной зрелости. Это значит, они должны обладать независимостью, использовать собственные способности и нести ответственность за свои поступки.

Профессор Сполдинг, поразмыслив, задал еще один вопрос:

— Чуть раньше вы упомянули о том, что истинный мастер попросил вас передать нам свое послание. Не могли бы вы сообщить мне, где он живет?

— Дорогой друг, — торжественно возвестил индиец, — все зависит от предначертанной схожести. Когда у вас будет достаточно предначертанной схожести, вы встретитесь с ним.

Сказав это, индиец торжественно поклонился и исчез, затерявшись в шумной, многолюдной толпе Бенареса.

Глава 2

МОНАХ ИЗ БЕНАРЕСА

Б

енарес — это древний священный город, в котором полно монахов из самых разных сект. Западные путешественники не уставали дивиться толпам людей на улицах Бенареса, вплотную примыкающим друг к другу домам, внушительным храмам и великолепным памятникам разных эпох, разбросанным по всему городу. Древние храмы действительно поражали своей монументальной торжественностью. Другой вопрос — что можно было увидеть внутри. А внутри обычно толпились неискушенные верующие, которые молились и названивали в колокольчики в надежде, что молитвы их дойдут до тех или иных божеств. Множество монахов сидело в различных йогических позах. Закручивая свое тело самым невероятным образом, они рассчитывали, что посетители будут бросать монеты в стоявшие рядом с ними чаши. Это было похоже не на религиозную практику, а скорее на цирковое представление, с помощью которого монахи зарабатывали себе на жизнь.

Пока другие члены делегации фотографировали монахов, лежавших на утыканных гвоздями досках, и величественные храмы, профессор Сполдинг неспешно брел вдоль берега реки. Внезапно он увидел высокого, мускулистого монаха, который шагал неподале- ку. Неожиданно для себя, профессор ощутил сильное желание подойти к монаху поближе, чтобы как следует разглядеть его. Вместо этого он решил свернуть на более короткую тропинку, пролегавшую у самых кустов, — так он мог как бы невзначай поравняться с монахом. Сделав несколько шагов, профессор Сполдинг замер на месте: путь ему преградила большая кобра.

Кобра — невероятно ядовитая змея, от укусов которой в год гибнут тысячи людей. В Индии этих змей полным-полно. Профессор знал, что любой шаг для него может оказаться последним. Пока он решал, что же ему делать, змея вскинула голову и злобно зашипела. Внезапно рядом появился тот самый индийский монах, которого профессор видел чуть ранее. Не промолвив ни слова, он встал между змеей и профессором Сполдингом. Кобра, казавшаяся до сих пор донельзя разъяренной, спокойно улеглась на землю. Монах легонько прикоснулся к ней, и та, к величайшему удивлению Сполдинга, тут же уползла в кусты.

Монах с улыбкой пояснил:

— Наше недолговечное земное «я» не способно на столь внушительные поступки, тогда как истинное «Я» способно, ведь внутри него — как и внутри всех прочих видов — обретается Всевышний. Именно пребывание Его во мне заставило змею уползти. Когда человеку удается стереть земное «я», открыв миру свою истинную суть, с ним не может случиться ничего плохого. Чем больше человек развивает любовь и милосердие — качества Всевышнего, — тем активнее они изливаются вовне, продолжая распространяться на других существ. Это позволяет людям подчинять себе диких животных. Ты же, увидев змею, испугался. Я и сейчас чувствую твой страх. А еще ты, похоже, хотел встретиться со мной.

— Понимаете, — вымолвил профессор Сполдинг, — мы изучаем загадочные азиатские феномены. Честно говоря, я весьма разочарован тем, что мы наблюдали до сих пор на рыночной площади. Но стоило мне увидеть вас, и я почувствовал необычайное вдохновение. Казалось, будто в действие вступила какая- то незримая сила...

Индийский монах внимательно глянул на профессора и знаком предложил ему сесть под раскидистым старым деревом.

— Сегодня утром, во время медитации, — пояснил он, — я получил послание, касающееся тебя, и отправился на прогулку. Насколько я понимаю, ты хочешь изучать метод йоги? Как правило, я не открываю его посторонним, но на этот раз меня попросили помочь тебе. А потому можешь смело задавать вопросы — я постараюсь ответить на них исчерпывающе.

— Прошу вас, — сказал профессор, — расскажите мне о методах йоги.

После небольшой паузы монах заговорил:

— Никто точно не знает, когда люди начали практиковать йогу. Как сказано в индийских классических книгах, бог Шива обучил этим методам философа Гхеранду, который, в свою очередь, изложил их своим ученикам. Мартеянда был единственным из учеников, кому удалось усвоить все необходимые элементы. Вот он-то и распространил это знание среди своих современников. Йога — сугубо научная система, которая охватывает, в частности, астрологию, географию, философию и математику. Сам я изучал хатха-йогу, которая является лишь малой частью общего комплекса йоги. По словам моего наставника, йога в те времена развивалась повсюду, что привлекало к ней множество философов и просто знающих людей.

Со временем золотой век йоги миновал. Человек все чаще соприкасался с элементами порочности, распутства и физических удовольствий, и в конце концов полностью поддался материальным искушениям. Лучшие философы того времени собрались вместе, чтобы обсудить проблему и воспрепятствовать духовному забвению. В итоге они приняли решение обучать людей определенным практикам из общего набора йоговских методов. Эти практики позволяют тщательно регулировать функции тела и духа, а конечной их целью является слияние тела и духа с Вселенной. Было сделано все, чтобы данные практики получили широкое распространение, и они по сей день сохраняются в нашем обществе.

Очень важно понимать, что так называемая «йога» — лишь малая часть общего комплекса йоги. Но хотя это и малая часть, только очень немногие разбираются в ней должным образом. В большинстве своем, люди просто практикуют определенные позы, что выглядит порой невероятно нелепо. Наверняка вам приходилось наблюдать за монахами, которые лежат на утыканных гвоздями досках до тех пор, пока все тело у них не занемеет. Подобные упражнения бессмысленны и не приносят никаких ощутимых результатов. Эти монахи лишь подрывают репутацию такой продуманной науки, как йога. Большинство людей смотрит на йогу как на метод по развитию здорового, жизнеспособного тела. Как бы то ни было, но продуманная практика действительно способна укрепить наше тело. Однако монахи воспринимают все иначе, поскольку им прекрасно известно, что с помощью йоги можно открыть таинственную энергию и обрести мистические силы, которые ведут к глубочайшей трансформации.

Чтобы развить силу духа, они концентрируют энергию на таких формах деятельности, которые связаны с самоограничением и самоистязанием. Лежат, к примеру, под палящим солнцем, сидят на раскаленных углях, стоят на руках, скрещивают ноги над шеей, изнуряют себя голодом и жаждой, а еще пронзают мечом кожу и мышцы. Чтобы продемонстрировать свою ментальную волю, они публично осуществляют эти варварские упражнения, зарабатывая тем самым деньги и вызывая восхищение у наивных, неискушенных людей. Однако цель йоги не в том, чтобы развлекать публику ради признания собственной значимости.

— Но вправе ли мы критиковать их? — вмешался профессор Сполдинг. — Если настоящие монахи скрывают свое учение, то без заблуждений тут не обойтись.

— Разве царь выставляет напоказ свои драгоценности? — с улыбкой заметил монах. — Напротив, он тщательно скрывает их. Методы йоги также можно причислить к истинным сокровищам, а потому монахи, владеющие ими, ни за что не станут демонстрировать их на публике. Тот, кто жаждет изучить эти методы, должен найти вначале достойного монаха — иного пути у него нет. Истинный монах не нуждается в саморекламе, ведь он не требует восхвалений от своих учеников. Наоборот, попасть к нему в обучение не так-то просто, поскольку эзотерические знания он передает лишь тем, кто того заслуживает.

Методы йоги носят секретный характер, поскольку могут причинить серьезный вред человеку неопытному либо лишенному соответствующих способностей. Открытие на теле тайных центров — не детская забава. Существуют разные виды йоги, однако я концентрируюсь на хатха-йоге, которая предполагает установление первичного контроля над телом. Для начала мы тщательно прорабатываем мускулы и респираторную систему, затем переходим к нервной системе и мозгу. Правильная тренировка позволяет упрочить здоровье, продлить человеку жизнь и укрепить его дух. Эта начальная фаза занимает от года до четырех. Лишь тот, кто обладает здоровым телом и сильным духом, может переходить к следующей фазе обучения.

Профессор Сполдинг согласно кивал в ответ на рассуждения монаха.

— А в чем разница между методами, практикуемыми здесь и на Западе? У нас тоже есть немало способов по развитию здорового тела.

Монах рассмеялся:

— Западные люди не думают ни о чем, кроме укрепления мышц и костей. Невозможно сопоставить это физическое улучшение с азиатским методом, который содействует развитию духовного, ментального и физического начал. Азиатский метод фокусируется главным образом на четырех базовых формах — покое, приносящем облегчение духу и разуму, созерцании, позволяющем сконцентрироваться на принятии решения, регулировании телесных функций с целью выведения отходов из организма и упражнениях, помогающих контролировать процесс дыхания. К числу наиболее наглядных примеров относится умение расслабляться. Когда кошка терпеливо поджидает у норки мышь, она знает, как ей сберечь силы и сохранить энергию. Все ее движения продуманы и просчитаны, что обеспечивает ей максимальный комфорт и максимальную же пользу.

Западные люди полагают, будто умеют отдыхать, но на самом деле это не так. Усаживаясь на стул, они то склоняются в одну сторону, то поворачиваются в другую. Часто они скрещивают ноги и вытягивают руки. Со стороны может показаться, будто они полностью расслаблены, однако сознание их постоянно движется от одной мысли к другой. Вместо того чтобы с комфортом отдохнуть, они в полном молчании занимаются интеллектуальной работой. Животные знают, как им сохранить силу и энергию, поскольку следуют своим инстинктам, которые являются голосом самой природы. Человеческие существа руководствуются в своих поступках силой разума, однако управлять ею они не в состоянии. Нехватка контроля негативно влияет на их ментальные силы и физическое благополучие. Вот и получается, что западные люди никогда не отдыхают в полной мере.

— Мы просто не думали об этом, — со вздохом признал профессор Сполдинг. — Но не могли бы вы более подробно остановиться на значении хатха- йоги?

— Без сомнения, я мог бы поделиться некоторыми позами, позволяющими улучшить здоровье. Каждый может практиковать комплекс из двадцати четырех таких поз [асан], чтобы укрепить свою жизненную энергию. Все они воздействуют на определенные центры человеческого тела, оказывая таким образом давление на ослабленные органы. А это, в свою очередь, позволяет им функционировать более успешно. Западным ученым давно известно, что, помимо главных артерий, в человеческом теле полно крохотных капилляров, которые разносят кислород по всему организму. Если какой-то орган или мускул ослабевает и становится менее активным, число капилляров сокращается. И наоборот, плавание и физические упражнения способны подстегнуть деятельность крохотных капилляров. Это помогает укрепить ослабленные органы, а в итоге и вовсе восстановить их работоспособность. Так и занятия йогой содействуют циркуляции «горячего потока» — праны, что, в свою очередь, стимулирует внутренние органы, позволяя им не просто функционировать, но оперировать в полном объеме. Как я уже сказал, физические упражнения помогают восстановить функциональность внутренних органов, ну а йога доводит эту функциональность до максимума. Соответственно, занятия йогой позволяют достичь куда более чудодейственных результатов, чем обычные физические упражнения. Людям уже не нужно тревожиться из-за недомоганий: любая болезнь исчезает без следа.

— Вряд ли западные люди готовы будут принять тот факт, что йога способна исцелять болезни, — покачал головой профессор Сполдинг.

— Разве может болеть здоровое тело? — улыбнулся монах. — Болезнь — это результат дисбаланса в нашем организме. Западные люди умеют работать, но не умеют отдыхать. Это и становится причиной ментальных недомоганий.

— Это верно, — согласился профессор Сполдинг. — Но не могли бы вы чуть подробнее остановиться на самой практике?

— Для начала постарайся расслабиться и сесть поудобнее, — объяснил монах. — Только помни, что, расположившись на стуле — или даже на кресле с подлокотниками и удобной спинкой, — ты вредишь своему позвоночнику, поскольку именно здесь проходит главный поток праны. Нарушения в этой сфере ведут к болям в спине, параличу и артриту. На самом деле сидеть удобно — весьма просто. Устройся, к примеру, на полу со скрещенными ногами. Не опирайся ни на что спиной, не отклоняйся в сторону, держи тело в равновесии, а позвоночник — прямым. Дыши размеренно и неторопливо. Каждый может дышать таким образом в течение нескольких минут, но затем дыхание его сбивается, поскольку мозг человека занят непрерывной деятельностью. Человек должен практиковать состояние, когда мозг его пребывает в полном спокойствии, не отвлекаясь на повседневные проблемы. Поначалу, поскольку ему трудно контролировать свои мысли, он может думать о прекрасных цветах или живительном источнике. Это первый шаг на пути к полному расслаблению.

— Не так уж и сложно, — заметил профессор Сполдинг.

— Отдых и не должен быть сложным или затруднительным, — рассмеялся монах. — Когда человек способен держать позвоночник прямым и контролировать при этом процесс дыхания, поток его внутренней энергии свободно перемещается по всему телу. Таким образом он приводит в порядок те области, где наблюдается застой энергии. Теперь переходим ко второму шагу. Нужно лечь на пол, вытянув ноги. Руки также вытянуты вдоль тела, глаза закрыты. Ты должен убедиться в том, что вес тела равномерно распределен по поверхности пола. Для этого необходимо лечь именно на твердый пол, а не на постель или диван. В процессе отдыха нужно лежать совершенно расслабленно, не совершая при этом никаких усилий. Сознание тоже должно быть свободным от мыслей и желаний. Подобная поза успокаивает нервную систему и позволяет восстановить равновесие. Следует помнить, что в основу хатха-йоги заложен принцип покоя и сохранения энергии, а не истязания собственного тела с помощью самых немыслимых поворотов и закручиваний.

— Но вы же не будете отрицать, — заметил профессор Сполдинг, — что в йоге есть и эти позы?

— Задача того, кто занимается йогой, не в том, чтобы усесться в определенную позу на какой-то период времени. Главное тут — сосредоточиться на

правильном выполнении упражнения, поскольку именно правильное выполнение пробуждает в нашем теле таинственную силу. Эту силу можно причислить к тайнам природы, так как развивается она лишь в том случае, если физическая составляющая упражнения дополнена соответствующим дыханием. Правильная поза помогает человеку контролировать чувства, тогда как дыхание перемещает его в духовный мир. А поскольку тело и дух развиваются рука об руку, в здоровом теле не бывает слабого сознания, а развитый дух не может обитать в больном теле. На высшем уровне хатха-йоги человек проводит много времени в состоянии созерцании, и здесь крайне важно умение правильно сидеть — благодаря ему человеку проще сконцентрироваться и укрепить свою волю.

— И все же я не очень понимаю, к чему нужны эти странные позы и повороты, вроде стояния на голове и способности скрещивать ноги над шеей... — смущенно признался профессор Сполдинг.

— Важно помнить, что скрытые центры нервной системы расположены по всему телу, — мягко заметил монах. — Каждая поза выполняет свою миссию, воздействуя на определенный центр. Стимуляция этих тайных точек оказывает замечательное воздействие на физические органы и ментальную деятельность человека. В общем и целом, все эти необычные позы нужны именно для того, чтобы активировать скрытые центры. Нельзя также забывать, что для полноты эффекта требуется сочетание поз с дыхательными упражнениями. Недостаточно одного лишь укрепления мускулатуры.

Западные люди много работают над своей внешностью, но, по сути, значительную часть своей жизненной энергии они тратят на наращивание мускулов.

Азиаты же уверены, что мышцы можно контролировать с помощью внутренней интеллектуальной силы. Стояние на голове кажется тебе смехотворным, не так ли? А ведь благодаря силе тяжести кровь в такой позе свободно притекает к мозгу. В нормальном состоянии кровь к мозгу перекачивает сердце — по аорте и артериям, тогда как гравитационный приток крови значительно облегчает его работу, снижая возможность сердечных заболеваний. Вдобавок гравитационный приток крови к мозгу идет на пользу тем, кто занят умственной деятельностью.

Когда человек практикует стояние на голове, он должен держаться уверенно и в то же время свободно. Очень важно, чтобы он ощущал комфорт во время выполнения каждой позы, избегая при этом чрезмерных усилий. Тренироваться нужно в размеренном и неспешном темпе, а не с мрачным упорством — в этом и состоит секрет успеха. Методы йоги создают атмосферу покоя и равновесия, что ведет к саморегуляции тела. Таким образом, они сильно отличаются от западных методик с их резкими и агрессивными движениями. Западный метод позволяет наращивать мускулы, однако такие насильственные упражнения вредят как телу, так и сознанию человека.

У профессора Сполдинга не нашлось возражений, поскольку все, что говорил монах, носило логический, научный и рациональный характер и ничуть не походило на те суеверия, которые проповедовали другие монахи. Типичные европейцы привыкли смотреть на азиатов сверху вниз, считая, что те отстают от них в развитии из-за нехватки пищи и неблагоприятных условий, связанных с чрезмерно жарким климатом. Они были бы несказанно удивлены, если бы узнали, что индийцам доступна тщательно проработанная и научно обоснованная система упражнений.

— Йога — это учение о Вселенной, — продолжил монах. — И применимо оно не только к азиатам, но и ко всем без исключения людям. Не хочу сейчас вдаваться в подробности, однако встреча наша поистине носит благословенный характер. И потому я предлагаю тебе тайно унаследованный ключ. В соответствии с законом природы, человек совершает в день в среднем около 21 600 вдохов и выдохов. Ускоренный процесс дыхания увеличивает это число, сокращая тем самым продолжительность жизни. И, напротив, размеренное, неспешное дыхание сохраняет жизненную энергию, удлиняя, таким образом, наше пребывание на Земле. В этом и состоит секрет дыхания. Каждый сбереженный вздох содействует накоплению энергии и удлинению нашего жизненного пути. Табак и пища, в которой содержатся стимуляторы, провоцируют ускоренное дыхание и сокращают количество вдыхаемого нами воздуха. Это также уменьшает естественную продолжительность нашей жизни.

Монах взглянул на профессора с улыбкой, как если бы мог прочесть его мысли.

— Ты все еще сомневаешься? Метод йоги настаивает на тесной связи между респираторной и кровеносной системами, и обе они напрямую связаны с нашей нервной системой. Нервная система — ключ к вратам духа; следовательно, дыхание открывает доступ к нашему сознанию. Но дыхание — это материальный аспект куда более утонченной силы. Сила эта сокрыта в нашем теле, однако является основой всех форм его деятельности, поскольку именно она управляет жизнью. Как только она покидает тело, дыхание прекращается и тело умирает. Научившись контролировать свое дыхание, мы получаем возможность хотя бы отчасти управлять этой невидимой жизненной энергией. Полное овладение своим телом предполагает, что человек может осознанно направлять работу таких органов, как сердце, печень, легкие и желудок.

— Да разве такое возможно? — воскликнул профессор Сполдинг. — Стоит сердцу остановиться, и мы уже мертвы!

— Не веришь? — спросил монах. — Что ж, приложи руку к моей груди.

Профессор Сполдинг положил руку на грудь монаху, а второй рукой нащупал его пульс. И тут случилось нечто странное. Сердцебиение монаха постепенно замедлилось и в конце концов полностью остановилось. Профессор быстро глянул на часы. В течение следующей минуты оба сидели в молчании, после чего сердце монаха вновь начало биться.

— Ну как, веришь теперь? — с улыбкой спросил монах. — Наверняка тебе кажется, что подобное происшествие противоречит науке. Могу предложить пример, который позволит тебе убедиться во всем лично. Слон дышит медленнее обезьяны, а значит, живет дольше. Если понаблюдать за дыханием других животных, то окажется, что змея дышит так медленно, что живет дольше собаки. Тщательное изучение предмета позволит установить связь между дыханием и долголетием. Человек, обитающий в мире и покое, проживет дольше того, кто подвержен стрессам и агрессии. Многие виды летучих мышей спят на протяжении всей зимы. Повиснув на скалистых уступах, они на несколько месяцев останавливают дыхание и пробуждаются лишь весной. Медведи тоже способны проспать всю зиму. Так почему бы людям не замедлять свое дыхание схожим образом? Подобные привычки ничуть не противоречат ни науке, ни самой природе. Однако вы сходу отвергаете такие предположения, поскольку ваша наука утверждает, что подобное по-

2-6042 просту невозможно. Для азиатов нет невозможного, и природа служит им великолепным учителем.

— Что толку, если мы проживем на несколько месяцев или часов дольше? — заметил профессор Сполдинг.

По губам монаха скользнула улыбка.

— В один прекрасный день ты сам поймешь это. Пока же я не намерен углубляться в данную тему. Скажи мне, ты веришь, что полное овладение методом йоги позволяет одолеть дьявола смерти? Вряд ли ты будешь спорить с тем, что с остановкой дыхания мы умираем. Выходит, если нам удастся поддерживать в себе дыхание, мы сможем сохранить свою жизнь. Так ведь?

— Само собой, — ответил профессор Сполдинг.

— Так вот, дорогой друг, настоящий монах умеет задерживать дыхание не только на недели, месяцы и годы, но даже на целые столетия. Тем самым он способен удлинить свою жизнь настолько, насколько сам пожелает. Ты сам только что признал, что там, где есть дыхание, должна быть и жизнь, правда?

— Как это можно — не дышать так долго? — поинтересовался профессор.

— Оказавшись в Гималаях, — заметил монах, — ты лично встретишься с такими людьми. На самом деле, умение задерживать дыхание не настолько необычно, как может показаться. Занятия йогой способны наделить нас самыми невероятными способностями, однако мало кто готов с головой уйти в обучение. Современные люди, существующие в динамичном, стремительно меняющемся мире, привержены главным образом эфемерной славе, недолговечному богатству и бесцельным фантазиям. У них нет времени подумать о духовной деятельности. Вот почему те, кто действительно жаждет достичь духовных высот, скрываются от мира в пустынных местах. Они не бегают в поисках учеников — те сами должны искать их.

— Почему они так долго живут в полном уединении? — спросил профессор Сполдинг.

— Ты все еще мыслишь как обычный европеец — то есть стереотипно, — ответил монах. — Хочешь освоить новую философию — избавляйся от предрассудков. В ближайшем будущем тебе станет ясно, о чем я говорю. Конечно же, истинные мастера удлиняют свою жизнь ради возвышенной, благородной цели. В отличие от обычных людей, они не боятся смерти и не стремятся к бесконечной жизни. В Гималаях есть монахи, которые прожили уже сотни лет, а у некоторых счет и вовсе перевалил за тысячи. Все они пришли сюда с конкретной миссией, а потому могут бесконечно поддерживать существование своих тел. Сам я, в силу своего скромного положения, не в состоянии судить о стоящих перед ними задачах. Однако я могу предсказать, что ты привезешь в Англию ноготь с пальца четырехсотлетнего ламы.

— Как же этим мастерам удается настолько продлить свою жизнь? — поинтересовался профессор.

— Существует три различных способа, — пояснил монах. — Первый из них состоит в тщательном совершенствовании всех асан и тайно унаследованных дыхательных практик. Все это должно проходить под присмотром опытного мастера, поскольку ошибка тут может стоить дорого. Те, кто практикует этот метод, должны существовать в гармонии с собой и с миром. Любая недобрая мысль, проскользнувшая во время медитации, способна нарушить процесс дыхания и воспрепятствовать правильному протеканию энергии, что может закончиться безумием и даже смертью. Второй метод предполагает использование фармацевтических средств, которые изготовляют из очень редких растений. Лишь немногие знают, как готовить эти лекарственные препараты, и своих тайн они не раскрывают никому, кроме избранных учеников. К этому методу прибегают лишь при особых обстоятельствах, поскольку результаты его зачастую непредсказуемы. Третий метод состоит в открытии тайных центров, которые соотносятся с восемью первичными пульсами, охватывающими жизнь и смерть. Это не так-то просто объяснить с помощью науки. Вот все, что я могу открыть тебе пока, а ты уж сам решай, верить мне или нет.

Глубоко внутри человеческого мозга находится крохотное отверстие, надежно прикрытое от проникновения извне. У основания последнего позвонка расположено убежище «горячего потока», кундалини. Невоздержанность и потакание собственным слабостям стремительно поглощают жизненную энергию, что ведет к старческому одряхлению. И напротив, если мы знаем, как контролировать свое тело, мы сможем бережно расходовать эту жизненную энергию. Став хозяином своего тела, мы научимся сохранять кундалини. Лишь истинным мастерам хватает мужества работать с кундалини. Такие мастера в состоянии сделать так, что кундалини устремится вверх по позвоночнику, открывая по пути тайные точки и жизненно важные центры. Тот, кому удастся открыть тайное отверстие у себя в мозгу, чтобы туда могла проникнуть энергия кундалини, получит доступ к невероятным силам, с помощью которых можно омолодить организм и продлить себе жизнь. Открытие этого отверстия является наиболее сложной задачей, так как йогу потребуется помощь истинного мастера — того, кто должен использовать свою внутреннюю силу в отношении восьми первичных пульсов.

Сделать это не так-то легко, поскольку любая непродуманная попытка способна привести к несвоевременной кончине йога. Но в случае, если кундалини сможет проникнуть в крохотное отверстие в мозгу, жизнь йога удлинится, а тело его, даже после смерти, не подвергнется разложению.

Профессор Сполдинг хранил молчание, поскольку все, о чем говорил монах, выходило за рамки научного опыта. Очевидно, что западные физиологи никогда не примут концепцию этой незримой силы, так как источником ее будут считаться суеверные рассуждения наивного индийского монаха. Так вправе ли мы поверить ему или нет?

Монах улыбнулся, словно уловив сомнения профессора.

—- Ты, похоже, пребываешь в замешательстве, поскольку концепция незримой жизненной силы противоречит теоретической науке. Дорогой друг, мудрость — вот универсальная наука, включающая в себя все без исключения научные сферы. В этом смысле экспериментальная наука — лишь частица науки универсальной. Когда-нибудь в будущем ученые смогут по достоинству оценить то, о чем я говорю сейчас. К тому времени человеческие знания, в соответствии с общим прогрессом человечества, выйдут на новый уровень. Не стоит забывать, что еще несколько столетий назад наука, в привычном для нас понимании этого слова, находилась в зачаточном состоянии.

Если заглянуть вглубь истории, то окажется, что развитие науки и человечества неизменно дополняют друг друга. Было бы глупо рассуждать об атомной энергии в доисторический период, поскольку вас все равно бы не поняли. В Средние века всякий, кто настаивал на изучении космоса, считался колдуном и еретиком. Прогрессивно мыслящих людей осмеивали, как безумцев, а то и вовсе сжигали заживо. Вот почему многие мастера старались не открывать своего истинного «я», сохраняя втайне духовные практики и достижения. Такие мастера берут в обучение лишь тех, кто искренне привержен идее познания.

— Может ли получить подобное образование европеец, вроде меня? — поинтересовался профессор Сполдинг.

— Само собой, — улыбнулся монах. — Готов ли ты ради религиозного обучения покинуть свою комфортную жизнь и поселиться в какой-нибудь пустынной местности?

— Почему бы и нет, — пожал плечами профессор. — Но сначала я должен уладить личные дела.

— А готов ли ты, — продолжил монах, — отбросить мирские удовольствия и привычки, посвятив все свое внимание занятиям йогой? Это займет у тебя не день и не два, а всю оставшуюся жизнь.

— Я должен посвятить всю свою жизнь обучению? — нерешительно переспросил профессор Сполдинг. — В таком случае, пожалуй, я займусь йогой ближе к старости.

Монах расхохотался.

— Друг мой, йога — не развлечение, которому можно уделить несколько свободных минут, и ее нельзя приберечь на конец жизни. Откуда в западных людях эта агрессия и внутреннее беспокойство?

— Но к чему тогда вообще изучать йогу? — вспыхнул профессор Сполдинг. — Что толку, если удастся растянуть эту аскетическую жизнь еще на несколько лет?

— Кто сказал, что цель йоги состоит в продлении жизни? — возразил монах. — Большинство монахов с развитой мускулатурой живет, как правило, дольше простых людей, но и они не понимают основы основ.

Неужели ты думаешь, истинные мастера заботятся только о том, чтобы прожить чуточку дольше? Люди склонны делать поспешные выводы. Без контроля над телом невозможно подчинить себе дух. Не так уж трудно избежать дурных поступков. Куда сложнее воздержаться от дурных мыслей, поскольку это требует серьезных умственных усилий. Человеческая жизнь слишком коротка, а установление контроля над телом занимает много лет. И монахам приходится продлевать себе жизнь, чтобы починить еще и дух. Как я уже говорил, цель хатха-йоги — научиться управлять своим телом. Достигнув этой цели, я могу переходить к раджа-йоге, которая учит овладению духом. По сути, хатха-йога — это фундамент раджа- йоги.

— Так почему бы не начать процесс обучения сразу с раджа-йоги? — поинтересовался профессор Сполдинг.

— Западные люди вечно спешат, — рассмеялся монах. — Как известно, тише едешь, дальше будешь. Чтобы научиться бегать, нужно вначале научиться ходить. Попытка срезать путь к духовному развитию обречена на провал: если ты не в состоянии контролировать даже тело, как ты сможешь совладать с собственным духом?

— Как мне изучить раджа-йогу? — продолжал настаивать профессор Сполдинг. — Ты можешь помочь мне в этом?

— Друг мой, — ответил монах, — каждому предначертано свое. Если судьба уготовила тебе занятия раджа-йогой, ты встретишь на этом пути и друзей, и учителей. Если ты искренне стремишься к Истине, судьба поможет тебе в твоем желании.

— Но я ни с кем не знаком, — с тревогой заявил профессор Сполдинг. — А истинных мастеров невозможно найти в телефонном справочнике. Так как же мне встретиться с ними?

По губам монаха скользнула улыбка:

— Стремление к духовному обучению обладает мощной энергетикой, так что ответ не замедлит себя ждать. Разве ты забыл: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»?

Профессор Сполдинг молча осмысливал услышанное.

— Западные люди весьма любопытны — им хочется знать все и сразу, — с улыбкой продолжил монах. — Но практика гораздо важней простого знания. Тренировка тела похожа на тренировку духа. Тот, кто занимается настойчиво и регулярно, имеет шанс развить как мускулатуру, так и дух. Многие люди, в характере которых присутствуют эгоизм, жадность, недоброжелательность и подозрительность, часто ведут себя не лучшим образом по отношению к другим. Многим кажется, что подобные черты даны людям от природы, следовательно, их невозможно изменить. Однако тот, кто настроен решительно, вполне способен трансформировать свой характер. Если надлежащие упражнения помогают нам создать сильную мускулатуру, то соответствующий контроль позволяет сформировать необходимую добродетель. Недаром в «Ригведе» сказано, что люди с ясным взглядом на эволюцию счастливы сознанием своей привилегированности.

Если мы желаем достичь совершенства, нам необходимы нравственность и мужество. Тот, кто хочет улучшить человеческое общество, не сможет обойтись без самодисциплины. Таким людям предстоит пренебречь собственными интересами и сосредоточиться на общественных обязанностях. Они должны понимать, что все их контакты и встречи дают им возможность проявить себя в служении человечеству. Служение всем и каждому означает служение Всевышнему. Тот, кто стремится к самодисциплине, должен помнить о безграничной силе мысли, поскольку именно эта сила руководит его действиями. Человек, жаждущий религиозного просветления, должен контролировать свой дух, чтобы поступать последовательно и благородно.

Основополагающая задача раджа-йоги — изучение собственных мыслей. Главным препятствием для тех, кто желает развить свое сердце и возвысить свой ум, являются высокомерие и чрезмерная критичность. Критически настроенные люди нападают на всех и вся. Они охотно развенчивают добродетели и во всех видят только плохое. Тот, кто занимается раджа-йогой, должен исповедовать прямо противоположное. Он должен распознавать в людях благую основу и понимать, что на все есть своя причина. Так он помогает развиваться себе и окружающим. Второе препятствие — это безответственность. Такой человек перескакивает от одного проекта к другому, вне зависимости от того, успел ли он закончить предыдущий. Приступая к новому делу, он ждет от него немедленного результата. Если же результат не оправдывает его ожиданий, он тут же бросает это занятие и переходит к следующему. В итоге ему так и не удается ничего закончить. Такой безответственный, нетерпеливый менталитет абсолютно неприемлем, поскольку контроль над мышлением предполагает настойчивость и упорство.

Очевидно, что никто из нас не способен избавиться от всех пороков и дурных привычек за одно воплощение, ведь жизнь слишком коротка. Следовательно, самосовершенствование длится жизнь за жизнью. Как только человеку удается распознать правильный путь, он должен приложить все усилия к тому, чтобы пройти по нему до конца. То, что он смог усвоить в одной жизни, перейдет с ним в следующую. И только полный контроль над телом и разумом позволит человеку стать мудрецом. Тогда он проникнется величием бесконечной жизни и без сожалений расстанется с собственным эго, чтобы присоединиться к космической эволюции и слиться со своим истинным «Я».

— Можно ли сказать, что обучение раджа-йоге позволит нам стать святыми? — с энтузиазмом спросил профессор Сполдинг.

— Друг мой, — заметил монах, — не стоит торопиться с подобными выводами, поскольку не существует универсального пути, ведущего к святости. Приблизиться к Истине можно разными путями, и все они одинаково хороши. Очень важно, чтобы ты усвоил один существенный момент: метод хатха-йоги ничуть не лучше метода раджа-йоги, а оба они — не лучше всех прочих методов. С какой стати мы должны думать, что этот метод значимее другого или эта религия возвышеннее других? Нет такого метода или пути, который являлся бы универсальным. Лучшее, что тут можно сделать, — познать самого себя. Вместо того чтобы искать абсолютную Истину, надо найти абсолют в самом себе, ведь Истина предназначена для проживания, а не для изучения.

Профессор Сполдинг сидел в полном молчании, поскольку слова монаха затронули его до глубины души. От предрассудков его не осталось и следа, и он чувствовал себя на удивление взволнованным.

— Друг мой, — с улыбкой продолжил монах, — ни один святой не станет бахвалиться духовными достижениями. Это удел эгоистов, жаждущих славы и мирских почестей. О каком освобождении тут может идти речь, если они сами приковывают себя к званиям и заслугам? Всевышний даровал нам разум, чтобы мы могли ясно разобраться в происходящем. Взгляни на Бенарес с его сотнями храмов, тысячами сект и монахов. Каждый монах здесь хвалится тем, что именно его секта ближе всего к Творцу. Почему же ваша делегация так и не удовольствовалась теми открытиями, которые были сделаны за последние два года — притом что побывали вы в самых разных местах? Или ваша способность различать достигла такого уровня, что вы сходу отвергаете предрассудки и суеверия?

В «Гите» ясно сказано: «Каков учитель, таков и ученик. У настоящего мастера не может быть плохого ученика, а разумный ученик не примет бесчестного мастера». Это естественный закон, который неоднократно проверен на опыте. Человек прозорливый не станет якшаться с невежей. Знающий монах должен готовить себя к освобождению, а не думать о том, как бы набрать побольше учеников. Не его это дело — возводить пышные храмы и хвалиться результатами. Никогда не достигнет освобождения тот, кто привык выпячивать собственное эго. Используй рассудок и интуицию, чтобы отличить подобных людей от настоящих монахов. Если ты искренне стремишься к Истине, твое желание непременно осуществится. Однако достаточно разговоров — мне пора возвращаться домой.

— Увижусь ли я с вами снова? — спросил профессор Сполдинг. — Я даже не знаю вашего имени!

— Зови меня Брахманандой, — улыбнулся монах.

Профессор молча наблюдал за монахом, пока тот

не скрылся из вида. Над Гангом медленно сгущались сумерки.

Глава З

ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА И ЗАГАДОЧНАЯ АСТРОЛОГИЯ

Б

огатый англичанин Лоренс Кимейкерс много лет прожил в Бенаресе. Он владел рядом крупных компаний и прекрасно знал этот индийский город. Лоренс с радостью принял экспедицию в своем роскошном особняке на берегу Ганга.

После вежливого обмена любезностями профессор Аллен поинтересовался:

— Что вы думаете о так называемой тайной мудрости и тех фокусах, которые можно увидеть на рыночных площадях?

— В Индии и правда полно подобных трюкачей, — покачал головой Лоренс. — Однако под покровом того, что мы привыкли считать суеверным или сверхъестественным, таится порой глубочайший духовный смысл, доступный лишь избранным. Если вы хотите докопаться до него, нужно исследовать тщательно и всесторонне и не спешить с необдуманными выводами.

— И вы всерьез думаете, — рассмеялся профессор Оливере, — что сидение на гвоздях или наигрывание на флейте с целью усыпить змею таит в себе сокровенный смысл?

— Все зависит от того, с какой точки зрения рассматривать эти представления, — пояснил Лоренс. — Европеец увидит в этом чистой воды фокусы. Но если отбросить привычные предрассудки, можно узнать много нового.

— Вы уже давно живете в Индии — стало быть, успели узнать много нового для себя? — саркастически поинтересовался профессор Аллен.

— Вы правы, — улыбнулся Лоренс. — Я успел научиться многому, и прежде всего — смирению. Без этого качества невозможно впитать новые, удивительные знания. Взгляните на стакан с водой, который я держу в руке. Он уже полон, и если я захочу добавить туда еще воды, она перельется через край. Лишь отлив предварительно часть воды, я смогу добавить в стакан новую. Также и со знаниями. Лишь тот, кто проникнется должным смирением и отбросит существующие предрассудки, сможет воспринять новую информацию. Вы хотите изучить тайную мудрость Индии, однако не желаете расстаться с предубеждениями и смотрите на все индийское сверху вниз. Такой подход ничем не отличается от стакана, до краев наполненного водой. Как же вы хотите добавить в стакан что-то еще?

В комнате воцарилась тишина, поскольку откровенное высказывание Лоренса не могло не задеть членов делегации. Что ни говори, они были наиболее известными учеными Британской королевской семьи и пользовались у себя на родине неизменным почетом.

Профессор Мортимер, желая смягчить возникшую неловкость, указал на загадочное изображение, висевшее на стене, и поинтересовался:

— Что это за рисунок? Похоже на созвездие или что-то в этом роде.

— Это мой астрологический прогноз, — ответил Лоренс.

Все дружно расхохотались.

— Астрологический прогноз? — шутливым тоном спросил профессор Аллен. — Дорогой Лоренс, с каких пор вы стали индийцем?

— Это бесценный дар от Судхира Бабу, — серьезно ответил тот, — лучшего индийского астролога.

И вновь все дружно рассмеялись, поскольку каждому пришли на ум те предсказатели, которые сидят по обочинам дорог. В Индии полно предсказателей и физиогномистов, зарабатывающих на суеверии простых людей. Несколько причудливых календарей да потрепанных книг — вот и весь их арсенал. Они горды тем, что способны предсказать судьбу любого, богатого или бедного... кроме своей собственной!

— Судхир — Мастер, а не какой-то там уличный предсказатель, — покачал головой Лоренс. — Он принадлежит к высшим слоям общества. Судхир с раннего возраста изучал астрологию и теперь способен предсказывать очень значимые события. Если вы действительно заинтересованы в изучении мистических феноменов, я бы настоятельно рекомендовал вам встретиться с ним. Судхир обычно не принимает сторонних посетителей, но я смогу договориться с ним, поскольку мы с ним — давние друзья.

— Мы хотим изучить индийскую цивилизацию, — покачал головой профессор Аллен. — И нас не интересуют вещи вроде «судьба сулит вам удачу» или «судьба готовит вам удар».

— Как раз с учетом ваших пожеланий я и рекомендую вам встретиться с этим астрологом, — лукаво улыбнулся Лоренс. — Не уверен, впрочем, что Судхир

Бабу вообще согласится принять вас. Совсем недавно махараджа Пенджаба три дня добивался этой встречи, однако Судхир наотрез отказался встречаться с ним.

Астролог жил в роскошном особняке, окруженном великолепными садами. Поскольку о встрече договорились заранее, слуга сразу провел их в огромную гостиную, пышностью обстановки напоминавшую царские покои. Бабу оказался невысоким, изящным человеком, сияющие глаза которого свидетельствовали о на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: