А. В. ДИМИТРОВ
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ
Учебное пособие
Димитров А. В. Научная организация учебного труда студентов:
Учебное пособие. — 2004, 112 с.
В учебном пособии рассмотрены содержание и основные направления научной организации учебного труда студентов. Даны методические рекомендации (на основе изучения индивидуально-психологических свойств и качеств личности) по его самоорганизации, отражены вопросы планирования, учета и контроля, гигиены умственного труда и др. Рассматриваются вопросы личностного и профессионального саморазвития на основе самовоспитания, самообразования и самоуправления профессиональным развитием. Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, которые не приобрели еще умении и навыков учебного труда в стенах высшего учебного заведения. Оно будет полезно всем, кто занимается своим самосовершенствованием.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................4
|
|
Содержание и основные направления научной организации учебного
труда студентов………………………………………………………………………………….. 5
Индивидуальный стиль (самоорганизация) учебного труда………….………………. 9
Самоорганизация личности...................................................13
Планирование работы........................................................18
Учет и контроль как исходные положения научной организации учебного труда....26
Естественный ритм человека (график работоспособности)………………………………27
Физкультура — стимулятор умственной деятельности..............................33
Элементы психогигиены........................................................35
Психогигиена взаимоотношений...............................................42
Самовоспитание и самообразование студентов................................. 50
Методика организации самовоспитания.........................................51
Самообразование и пути его достижения.......................................68
Практические советы по организации учебного труда...................... 73
Приложение................................................................. 92
Использованная и рекомендуемая литература................................ 105
ВВЕДЕНИЕ.
Ведущее значение в организации учебной деятельности студентов приобретает определение жизненной перспективы и овладение профессиональным мастерством, которые являются основными факторами их познавательной активности. Для студентов — это этап возросших требований к самосовершенствованию, опосредованных необходимостью подготовки к осуществлению профессиональных обязанностей. Ориентация на жизненное и профессиональное будущее создает благоприятные условия для дальнейшего развития личности студента, укрепляет чувство ответственности за свой образ жизни, углубляет нравственную позицию в планировании своей учебной и внеучебной деятельности, переориентирует сознание студентов с внешнего контроля на внутренний самоконтроль.
|
|
Данное пособие предназначено для тех, кто хочет познакомиться с процессом обучения в высшей школе, постоянно совершенствовать свою умственную деятельность, всемерно обогащать и расширять опыт рациональной организации самостоятельной работы над учебными дисциплинами, готовить себя к практической работе.
Студенты должны помнить, что умение научно организовать свой труд не приобретается сразу. Эта задача может быть решена на основе четко выработанной программы на весь период обучения — от поступления до диплома. На протяжении всех лет обучения буквально ежедневно, необходимо глубоко изучать различные элементы самостоятельной работы, приумножить накопленные знания в области научной организации учебного труда (НОУТ).
Значительная часть студентов пока не понимает связи между организацией своей умственной деятельности, повышением работоспособности, результатами учебы и качеством будущей профессиональной деятельности. Они не учитывают, что «секрет успеха» — в научной организации учебного труда, экономном, целесообразном, без перенапряжения, «штурмовщины», бессонных ночей, использовании аудиторного и внеаудиторного времени. В противном случае это ведет к порождению так называемой проблемы первокурсника, суть которой в том, что значительная часть студентов тяжело привыкает к вузовским формам приобретения знаний к новому укладу жизни.
Поэтому автор выражает надежду, что такое пособие окажет добрую услугу студентам при поступлении в избранную профессию, повышении культуры их труда как в стенах учебного заведения, так и в дальнейшей практической работе.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ.
Процесс подготовки специалистов в высшей школе ставит перед студентами две основные задачи:
— во-первых, овладеть суммой современных научных и практических знаний, умений и навыков по своей специальности;
— во-вторых, уметь самостоятельно мыслить, разрабатывать и решить научные и профессиональные задачи.
Поэтому современная подготовка специалистов в высшей школе, связанная с усвоением обширной информации, вызывает необходимость совершенствования на научной основе процесса ее усвоения.
НОУТ (научная организация учебного труда) во многом зависит от самого человека, от его умения организовать свой труд с учетом тех требований, которые предъявляют такие науки, как психология, физиология и гигиена умственного труда, а также использования приемов, умений и навыков, которые были выработаны предшествующими поколениями.
Изучение вопросов НОУТ каждый студент должен осуществлять снаиболее полным учетом своих способностей, общей подготовки. Нужно, прежде всего, познать самого себя, свой характер, темперамент, особенности внимания, восприятия, памяти, мышления.
Познать себя — значит определить степень своей возбудимости, впечатлительности, уравновешенности, активности и т. д.
Н. Г. Чернышевский справедливо писал, что тот, кто не изучил человека в себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Это весьма актуально и для будущих специалистов.
Поэтому в данном пособии студентам предлагается серия непрофессиональных психологических тестов, которые тем не менее, дадут возможность получить довольно интересную и полезную информацию о себе.
Отвечая на вопросы тестов, необходимо быть максимально откровенным, ведь эту работу каждый будет делать для себя. Если результаты тестирования и то, что студенты считали о себе правильным принципиально расходятся, то не нужно принимать это с ходу как ошибку тестов. Возможно это действительно, так, а возможно, что некоторые студенты просто не замечали или не хотели замечать у себя эти качества.
|
|
Хотелось бы уберечь и от идеализации результатов тестирования, потому, что только с помощью тестов невозможно получить полную и абсолютно достоверную информацию о человеке. Результаты тестирования должны восприниматься как ориентиры, преобладающие тенденции, и не более.
Данные тесты предназначены для определения личностных качеств, а также выявления тех параметров, которые связаны с учебным трудом. По каждому разделу или по результатам тестирования предлагаются рекомендации, дающие возможность внести коррективы в индивидуальный стиль учебной деятельности и обогатить культуру умственного труда студентов.
В зависимости от этого, а также от условий жизни и быта, курса обучения, специальности, интересов, склонностей и возможностей студентам необходимо усвоить навыки и умения организации своей учебной деятельности.
Основные общеучебные умения и навыки.
В педагогической литературе имеются многочисленные перечни умений и навыков учебного труда. Мы исходим из того, что учебная деятельность имеет некоторые основные структурные элементы: планирование задач и способов деятельности, мотивация, организация действий, самоконтроль1.
На этой основе можно следующим образом классифицировать основные умения и навыки учебного труда.
1. Учебно-организационные:
— умение принимать и намечать задачи деятельности;
— умение рационально планировать деятельность;
— умение создавать благоприятные условия деятельности (режим дня, гигиена и т. п.)
2. Учебно-информационные:
— умение осуществлять библиографический поиск;
— умение работать с литературой;
— умение работать с техническими источниками информации;
— умение осуществлять наблюдение.
3. Учебно-интеллектуальные:
— умение мотивировать свою деятельность;
|
|
— умение внимательно воспринимать информацию;
— умение рационально запоминать;
— умение логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;
— умение решать проблемные познавательные задачи;
— умение самостоятельно выполнять учебные задания;
— умение осуществлять самоконтроль.
1 Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. — М, Знание, 1981, с. 8 — 10.
Приведенный перечень умений и навыков соответствует не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний, который состоит из таких основных элементов:
— принятие цели усвоения материала;
— мотивация усвоения;
— восприятие (получение, добывание, поиска) учебной информации; — осмысливание ее;
— практическое оперирование полученной информацией;
— текущий самоконтроль усвоения;
— итоговый анализ результатов усвоения. Исходя из этого перечня, в содержании НОУТ выделяют три составляющие его части:
1) изучение человека с точки зрения максимальной эффективности его труда — учебы (профподготовка, вопросы психофизиологии — режим труда и отдыха);
2) изучение и приспособление материальных сил для нужд студентов (помещений, рабочего места, технических средств обучения и др. материальных условий);
3) изучение и применение рациональных методов учебного труда.
В пособии мы уделим внимание только 1-му и 3-му аспектам НОУТ, т. к. во всех учебных заведениях материально-технические условия способствуют нормальной организации учебного труда студентов.
Рассматривая данный вопрос, следует выделить и уровни научной организации учебного труда в зависимости от курса обучения:
1 курс (слушать и записывать лекции; грамотно составлять конспекты; рационально работать во внеучебное время при подготовке к занятиям; приобретать навыки работы с книгой; уметь готовиться к занятиям, зачетам и экзаменам; уделять внимание иностранному языку и т. п.); 2 и 3 курсы, (наряду с общеобразовательными предметами уделять внимание дисциплинам специализации; уметь работать со специальной литературой при подготовке рефератов и курсовых работ; четко уяснить для себя, каких качеств требует будущая профессиональная деятельность и т. п.); 4 курс (владеть навыками работы по специальности; ориентироваться в потоке информации, находить необходимые литературные источники; уметь выступить с докладом, написать статью; готовиться к государственным экзаменам и работать над дипломом).
Таким образом, студент должен работать с перспективой, т. е. знать свои задачи на весь период обучения в вузе и на каждом курсе в отдельности.
Ориентирами для четкой организации учебного труда на перспективу для каждого студента могут служить:
1. Требования квалификационной характеристики специалиста соответствующего профиля.
2. Рабочие программы по учебным дисциплинам.
3. Библиография к учебным курсам.
4. Планы занятий и методические указания к ним.
5. Вопросы для самоподготовки к текущему и рубежному контролю, зачетам и экзаменам.
6. Расписание занятий на семестр (что дает возможность правильно распределить силы на этот период и определить приоритеты.)
7. Типовые задачи и варианты их решения.
8. Наборы проблемных задач творческого характера.
9. Графики консультаций и т. д.
Знакомясь с предлагаемыми рекомендациями по НОУТ, нужно всегда учитывать, что при всем наличии общих особенностей формирования и становления личности это все же индивидуальный, почти неповторимый процесс.
Исходя из отмеченного выше, научная организация учебного труда (НОУТ), может быть определена как система мероприятий по самовоспитанию активности и самостоятельности как черт личности по выработке умений и навыков рационально, т. е. с наименьшей затратой сил и времени, приобретать информацию, значимую для будущей профессиональной деятельности,
НОУТ студентов может развиваться в следующих тесно взаимосвязанных направлениях:
1. Рациональная организация использования времени, что означает соблюдение режима в работе и предполагает:
а) правильный в психофизиологическом отношении режим рабочего времени (для студентов очной формы обучения — до обеда сложные аудиторные занятия, после обеда самостоятельная работа, т. е. менее интенсивный учебный труд, но который тоже должен чередоваться с перерывами на отдых);
б) активный отдых, т. е, чередование его с умственным трудом (занятия спортом, физический труд и т. д.);
в) индивидуально выбранный ритм при работе по усвоению учебного материала;
г) рациональное чередование разнохарактерных (трудных и легких, творческих и стандартных, динамичных и неподвижных) работ;
д) проведение однотипных ежедневных работ в одно и то же время
2. Рационализация трудовых операций при подготовке к занятиям, зачетам и экзаменам,
3. Создание благоприятных условий труда как в ходе аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы.
Следует отметить, что ярко выраженный профессиональный интерес, стремление к профессиональному мастерству являются важнейшими условиями внедрения в повседневную жизнь студентов элементов НОУТ. Так как разработка жизненно важных перспектив — это по сути проектирование формирования своей личности, где стихийность, заорганизованность постепенно уступают место научной организованности, что проявляется в стремлении студентов к самоорганизации, самовоспитанию и самообразованию.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (САМООРГАНИЗАЦИЯ) УЧЕБНОГО ТРУДА.
Владею днем моим, с порядком дружен ум, Учусь удерживать внимание долгих дум.