Практические меры социальной защиты инвалидов, Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов

Создание среды обитания без барьеров

Критерием оценки политики в отношении инвалидов может слу­жить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информа­ции и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992 г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Од­нако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соот­ветствующие меры.

В России сформирована и реализуется фе­деральная целевая программа «Формирование доступной для инва­лидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная база — всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализа­цию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-про­странственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предпри­ятий — производителей технических средств для реабилитации ин­валидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвали­дов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим — «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла — коляски с изме­няемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствован­ные модели тростей и костылей.

Закон «О социаль­ной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфра­структуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректирован­ных с целью учета в них требований доступности зданий и сооруже­ний для инвалидов. В регионах России местными экспертными орга­нами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооруже­ний в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружени­ям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказыва­ются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным пла­ном благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что «организации неза­висимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспече­нию доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмот­рены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социаль­ной инфраструктуры.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдель­ные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Таким образом, на сегодняшний день основы формирования сре­ды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельно­сти» был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой сре­ды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроитель­ных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

Чтобы социальное обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к нему внимание общественности, властей и журналистов.

Льготы и компенсации.

В соответствии с законодательством о социальной защите инвали­дов им предоставляется значительное количество прав, льгот и ком­пенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.

По форме предоставления:

· Имеющие «моральную» форму (преимущественное или перво­очередное право в чем-либо).

· Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарства­ми или бесплатное пользование поликлиниками).

· Имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).

По периодичности предоставления:

· Имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль­шой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь­ный ремонт или предоставление жилой площади).

· Имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг).

· Имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или в два года в междугородном транспорте, санаторно-курорт­ное лечение или его компенсация).

· Имеющие постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).

По категориям льгот:

· По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо­бий.

· По получению, приобретению, строительству и содержанию жи­лых помещений.

· По коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию.

· По медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, са­наторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

· По обеспечению транспортными средствами и оплате проезда.

· По трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.

· По пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ­ных и спортивно-оздоровительных учреждений.

· По получению услуг учреждений социального обслуживания, со­циальной и юридической помощи.

Реалии же таковы, что значительное количество инвали­дов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются.

В России права людей с ограниченными возможностями на уча­стие в жизни общества и защита их интересов закреплены федераль­ным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет усло­вий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудо­ваны (хотя право на образование гарантировано Конституцией Рос­сийской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образо­вании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причи­нам не в полной мере реализованы и иные права и возможности ин­валидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

Медицинское обслуживание

В соответствии с основами законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., ста­тья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-ин­валиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, про­тезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и пе­реподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бес­платную медико-социальную помощь в учреждениях государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной за­щиты населения.

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной меди­цинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом норма­тивных актов Правительства Российской Федерации.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией диф­ференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицин­скую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инва­лидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-ку­рортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и ме­дицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки ин­валидами нередко растягивается на годы.

Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособ­ности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вто­рая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором — государственные и муниципальные органы здравоохранения.

Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказыва­ются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждени­ям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, пси­хоневрологические и другие стационарные учреждения.

В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ­ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми­нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан­ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь­ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.

Обеспечение жильем

Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и граждани­на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов — важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.

Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граж­дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат­но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно­сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за­кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо­ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь­ных услуг» от 27.07.1996г. № 901.

Основные положения таковы:

· льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно­сти;

· инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;

· при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви­дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоро­вья, а также другие обстоятельства;

· дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;

· предоставление инвалиду жилого помещения в домах государст­венного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет — защита их прав на жилье.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об­становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи­лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей­ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю­дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ­ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.

Занятость и обучение инвалидов

Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно­стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — пра­во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе­ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали­дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до­ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив­ная государственная политика, направленная на содействие занято­сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз­можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоя­щее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организаци­онно-правовых форм.

В рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения России территори­альными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс та­ких мер, как оказание консультативных и профориентационных ус­луг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотиро­вание рабочих мест.

Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен­ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла­ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут­рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре­ния заболевания и снижению трудоспособности.

Одно из ос­новных направлении поддержки инвалидов — профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной полити­ки в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов — важнейшие аспекты их профессиональной реабилита­ции. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока­зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле­но следующими причинами:

· специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен­тируясь на пожелания самих инвалидов;

· инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и проти­вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про­фессиональной сфере;

· специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для после­дующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;

· образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструк­туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо­бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру­ются противопоказания для приема в образовательные учрежде­ния.

В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.

В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны:

· создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инва­лидов;

· создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивиду­альной программой реабилитации;

· предоставлять в установленном порядке информацию, необходи­мую для организации занятости инвалидов.

В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантиру­ется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обла­дают правом на льготное налогообложение, финансовое и матери­ально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% — освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, нало­га на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.

Финансирование и пенсионное обеспечение

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвали­дов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной систем­ной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны — Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполне­ния обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Фе­дерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения раз­личных бюджетных статей и предусматривает возможность недофи­нансирования по отдельным статьям.

В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) суще­ствует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.

Размер государственной пенсии исчисляется как производная от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих огра­ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при на­ступлении инвалидности вследствие военной травмы, — 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Феде­ральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно муж­чины и женщины).

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенси­онном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

· инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к тру­довой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим огра­ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, де­тям-инвалидам — 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 ста­тьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

· инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой дея­тельности 1-й степени, — 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и жен­щины), но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудо­вую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сум­ма ее базовой, страховой и накопительной частей.

Инвалиды, получающие социальную пенсию, находят­ся в наихудшем положении. Таким образом, налицо расхождение пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», со­гласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты тру­да, пенсий, как и оказание необходимой государственной социаль­ной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.

В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

Пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки ин­валидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.

Несовершенство существующей системы финансового обеспече­ния политики в отношении инвалидов приводит к недофинансиро­ванию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.

Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду — законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.

Все ос­тальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с огра­ниченными возможностями, не гарантируют обязательности финан­сирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.

Социальное обслуживание

Согласно российскому законодательству, социальное обслужива­ние — это деятельность соответствующих служб по социальной под­держке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, пси­холого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граж­дан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен фе­деральный перечень гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-тру­довой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставле­ния социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

· одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установлен­ного для данного региона;

· инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

· инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход кото­рых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собст­венности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного со­гласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляю­щее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в фор­ме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государст­вом в федеральном перечне, относятся:

· организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

· помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

· содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

· поддержание условий проживания в соответствии с гигиениче­скими требованиями;

· содействие в организации юридической помощи и иных право­вых услуг;

· содействие в организации ритуальных услуг;

· другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

· социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

· организацию их питания, отдыха;

· обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

· поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранив­шим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имею­щим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделе­ниями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и ну­ждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюде­нии. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удоб­ных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способ­ствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществля­ется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, вы­бравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственника­ми, друзьями практически в любое время. Супруги из числа прожи­вающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частно­сти, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здраво­охранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Ин­валиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и орга­низаций.

Проблема комплексной реабилитации инвалидов становится все более актуальной и сложной, что определяется увеличением численнос­ти этого контингента, высокими показателями заболеваемости, инвалид­ности и дезинтеграции в обществе. Решение этой проблемы лежит в рус­ле разработки и закрепления (с помощью законодательно-нормативной базы) гарантий прав данной категории граждан на меры социальной за­щиты, направленные на профилактику заболеваемости и инвалидности, а также на реабилитацию больных и инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:

реабилитационных программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности;

реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы;

органов управления и подведомственных им структур, занимающих­ся реабилитацией инвалидов.

В соответствии с законодательством в Российской Федерации со­здается Государственная служба реабилитации инвалидов.

Государственная служба реабилитации представляет собой совокуп­ность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности органов местного самоуправления и учреждений раз­личного уровня.

Исполнительными структурами, реализующими задачи государ­ственной службы реабилитации, являются федеральные, территориаль­ные и местные органы управления различной ведомственной подчинен­ности, в системах которых осуществляются мероприятия по медицинс­кой, профессиональной и социальной реабилитации, производству тех­нических средств реабилитации, развитию услуг.

Анализ существующей практики реабилитации инвалидов в регио­нах России показал, что именно учреждения государственной службы реабилитации инвалидов осуществляют реабилитацию как инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в реабилитации.

Система реабилитации инвалидов должна включать органы управ­ления и реабилитационные учреждения.

На региональном уровне к органам управления относится совокуп­ность региональных органов государственной исполнительной власти различной ведомственной принадлежности и органов районного (муни­ципального) управления.

Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являют­ся учреждениями регионального и местного уровней.

Органами регионального управления системой реабилитации яв­ляются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Органы регионального управления системой реабилитации имеют ряд общих функций:

реализация федеральной политики в области реабилитации;

разработка региональной политики в области реабилитации инвали­дов и осуществление контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства;

разработка проектов региональных целевых программ по реабилита­ции;

разработка территориальных реабилитационных стандартов;

разработка территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным законом о реабилитации инвалидов и принимаемым в соответствии с ним другими федеральными законодательными актами, а также законами, законодательными и иными правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации в области реабилитации инва­лидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами и действующими на их территориях.

Таким образом, вопрос идет о дальнейшем совершенствовании законодательства о медико-социальной реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого законодательства целостной системы в указанной области с согласованными между собой элемента­ми и обоснованными этапами перехода к ней от ныне действующей сис­темы социальной помощи.

Финансирование системы медико-социальной реабилитации инва­лидов осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов предпри­ятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилита­ционных учреждений, разработку и реализацию базовых программ реа­билитации, подготовку кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки.

Механизм финансирования системы реабилитации инвалидов мо­жет быть обеспечен (кроме федерального, регионального и местного бюд­жетов) из фондов медицинского и социального страхования, пенсионно­го фонда, фонда занятости.

Целью информатизации системы реабилитации инвалидов являет­ся создание ее информационно-технологической базы и обеспечение эффективной информационной поддержкой планирования и проведения реабилитации.

Информационные учреждения системы реабилитации инвалидов могут быть следующих видов: информационно-статистические; инфор­мационно-консультативные; информационно-исследовательские.

Реализация концепции реабилитации инвалидов определяет необходимость дальнейшего проведения исследований, направленных на углубленную научную разработку основных ее положений и обеспечивающих ее реализацию в практике. Научное обеспечение реабилитации инвалидов должно предусматривать проведение фундаментальных и прикладных исследований.

Для успешного функционирования системы реабилитации инвали­дов необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспек­тов реабилитации инвалидов; разработка базовых программ реабилита­ции; разработка моделей центров реабилитации общего профиля и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией органа зрения и т.д.); научная разработка психо­физиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применитель­но к инвалидам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: