ЧАСТЬ II Наследие 2 страница

тот, в свою очередь, вновь отбивает ее 12 марта. Одним ударом тот

отправляет шайбу в ворота «Тайгерс», где стоит 27 апреля. Вратарь

отбивает шайбу, однако 6 марта из «Джайнтс» перехватывает ее и снова

ведет к воротам! Защита «Медисин-Хат Тайгерс», 9 февраля и 14

февраля, бросаются, чтобы преградить ему дорогу, в то время как 10

января лишь беспомощно наблюдает за ними. Шестое марта забивает

гол!!!

А сейчас перейдем ко второму периоду.

Очередь «Медисин-Хат Тайгерс». Их лидер по очкам, 21 января,

стремительно

продвигается

по

правой

стороне

поля.

Он

останавливается, разворачивается, уклоняясь от защитника «Джайнтс»

15 февраля, и ловко передает шайбу товарищу по команде, 20 декабря.

Вот это пас! Что он вытворяет! Уклоняясь от атакующего защитника, 17

мая, 20 декабря отправляет шайбу обратно 21 января. Тот бьет!

Защитник «Джайнтс», 12 марта, мчится вперед, чтобы блокировать удар.

Вратарь «Джайнтс», 19 марта, бросается к шайбе, но все тщетно. Шайба

в воротах, и 21 января победно вскидывает руки. Его товарищ по

команде, 2 мая, от радости запрыгивает ему на спину.

Все это легко объяснимо и не связано ни с астрологией, ни с маги-

ческой силой первых трех месяцев. Дело в том, что в Канаде отбор в

возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Другими

словами, ребенок попадает в девятилетнюю группу, если ему ис-

полняется девять лет до 1 января. Если 2 января ему исполняется десять

лет, то он будет играть в одной группе с ребенком, который отпразднует

десятый день рождения аж в декабре. А в этом пред-подростковом

возрасте разница в 12 месяцев означает очень заметные различия в

физической форме.

В Канаде — самой помешанной на хоккее стране в мире — тренеры

начинают отбирать игроков в элитные команды в возрасте девяти и

десяти лет, и, разумеется, более талантливыми считаются более рослые

и ловкие ребята, имеющие преимущество в несколько решающих

месяцев.

Что происходит, когда игрока отбирают в команду со звездным

составом? С ним занимаются лучшие тренеры, он играет рядом с более

сильными товарищами и, кроме того, принимает участие не в 20 играх в

сезон, как те, кто остался в «домашней» лиге, а в 50-70. Ему приходится

тренироваться в два, а то и в три раза больше. Если в начале его

единственным преимуществом была небольшая разница в возрасте, то к

13-14 годам благодаря первоклассному обучению и дополнительной

практике он действительно обретает мастерство и имеет больше шансов

быть завербованным в Канадскую хоккейную лигу, а оттуда перейти во

взрослые лиги.

Способ отбора хоккейных игроков в Канаде — наглядный пример

того, что социолог Роберт Мертон назвал «самоисполняющимся

пророчеством», то есть ситуации, когда «ложное определение влечет за

собой новое поведение, которое превращает изначальное неверное

определение в "реальность"». Канадцы руководствуются ложной

посылкой относительно того, кто является лучшим игроком среди

девяти- и десятилетних ребят. Они просто отбирают самых старших. Но в

результате их отношения к обучению этих «звезд» первоначальная

ошибочная посылка в конечном счете представляется правильной. Как

сказал Мертон: «Обманчивая обоснованность самоисполняющегося

пророчества порождает засилье ошибок. Ибо пророк в качестве

доказательства своей изначальной правоты будет приводить реальное

развитие событий».

Описывая этот феномен, Мертон использует термин «эффект

Матфея», названный так по святому благовествованию от Матфея из

Нового Завета: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто

не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Именно перед успешными

людьми зачастую открываются особые возможности, ведущие к еще

большему успеху. Именно богатые люди пользуются максимальными

налоговыми льготами. Именно лучшим студентам преподаватели уделяют

больше всего внимания. Именно самые старшие девяти- и десятилетние

ребята получают шанс оттачивать свое мастерство под началом лучших

тренеров.

По утверждению Барнсли, эффект Матфея проявляется при на-

личии трех факторов: разделения, распределения и дифференциро-

ванного опыта. Если решение о пригодности или непригодности вы

принимаете, когда игроки находятся в юном возрасте, если отделяете

«талантливых» от «бездарных» и предоставляете первым возможность

набраться качественного опыта, то тем самым награждаете огромным

преимуществом небольшую группу подростков, родившихся ближе всего

к дате прекращения отбора.

В Соединенных Штатах подобные проблемы не свойственны ни

футболу, ни баскетболу. Там не придают такого значения разделению,

распределению и дифференциации. Как следствие, ребенок, пусть и не

очень развитый физически, может заниматься этими видами спорта

наравне со старшими товарищами. Но только не бейсболом. В Америке

отбор практически во все нешкольные бейсбольные лиги завершается 31

июля. И это означает, что большинство игроков ведущих лиг отмечают

день рождения в августе. (Цифры не могут не удивлять: по данным на

2005 г., из всех игроков основных бейсбольных лиг 505 родились в

августе.)

В европейском футболе действуют те же правила, что в канадском

хоккее и американском бейсболе: в этом виде спорта распределение

также связано с датой рождения. В Англии отбор завершается 1 сентя-

бря, поэтому пару лет назад в чемпионате английской Премьер-лиги

играли 288 футболистов, родившихся между сентябрем и ноябрем, и

только 136 — родившихся между июнем и августом. В международном

футболе завершение отбора раньше приходилось на 1 августа поэтому

на недавно прошедшем юношеском чемпионате 135 игроков родились в

первые три месяца после 1 августа и только 22 — в мае, июне и июле.

Сегодня эта дата смещена на 1 января. Взгляните на состав юношеской

футбольной сборной Чехословакии, пробившейся в финал чемпионата

мира среди юниоров 2007 г.

№п/п

Фамилия, имя

Дата рождения

Позиция

Марсел Геков

1 января 1988 г.

Полузащитник

Лудек Фридрих

3 января 1987 г.

Вратарь

Петр Ианда

5 января 1987 г.

Полузащитник

Якуб Дохналек

12 января 1988 г.

Защитник

Я куб Марес

26 января 1987 г.

Полузащитник

Михаль Хелд

27 января 1987 г.

Защитник

Марек Стрестик

1 февраля 1987 г.

Нападающий

Иири Валента

14 февраля 1988 г.

Полузащитник

Ян Симунек

20 февраля 1987 г.

Защитник

Томас Оклестек

21 февраля 1987 г.

Полузащитник

Лубос Калуда

21 февраля 1987 г.

Полузащитник

Радек Петр

24 февраля 1987 г.

Вратарь

Ондрей Мазух

15 марта 1989 г.

Защитник

Ондрей Кудела

26 марта 1987 г.

Полузащитник

Окончание таблицы

№п/п

Фамилия, имя

Дата рождения

Позиция

Марек Сухи

29 марта 1988 г.

Защитник

Мартин Фенин

16 апреля 1987 г.

Нападающий

Томас Пехарт

26 мая 1989 г.

Нападающий

Лукас Кубан

22 июня 1987 г.

Защитник

Томас Чихлар

24 июня 1987 г.

Защитник

Томас Фристак

18 августа 1987 г.

Вратарь

Томас Микола

26 сентября 1988 г.

Полузащитник

Похоже, во время отбора в сборную чешские футбольные тренеры

посоветовали всем, кто родился после середины лета, паковать

чемоданы и отправляться домой.

Но хоккей и футбол всего лишь спортивные игры, где отбор про-

ходят немногие. Однако аналогичные предрассудки распространены в

сферах, имеющих гораздо более серьезное значение, например в

образовании. Родители, чьи дети родились иод конец учебного года,

нередко предпочитают немного выждать, прежде чем отдавать их в

детский сад: пятилетнему малышу нелегко угнаться за ребятами,

которые родились на много месяцев раньше. Но, подозреваю, боль-

шинство взрослых считает, что, даже если ребенок оказывается по-

началу в невыгодном положении, все различия потом быстро сгла-

живаются. Отнюдь нет. Все как в хоккее. Небольшое изначальное

преимущество ребенка, родившегося в начале года, перед ребенком,

родившимся в конце года, сохраняется надолго. Оно загоняет детей в

узкие рамки академических успехов и низкой успеваемости, поощрения

и пессимистичных прогнозов.

Не так давно два экономиста — Келли Бедард и Элизабет Дьюи —

решили проследить, зависит ли количество баллов, набираемых на

тестах TIMMS (тесты по математике и естественным наукам, проводимые

по всему миру каждые четыре года), от месяца рождения ученика. Они

обнаружили, что среди четвероклассников старшие дети набрали на

четыре-двенадцать процентильных баллов больше, чем дети младшего

возраста. По словам Дьюи, это «колоссальная разница». Это означает,

что

из

двух

четвероклассников

с

одинаковым

уровнем

интеллектуального развития, но родившихся в противоположных

месяцах от конечного срока отбора, старший ребенок может набрать 80

процентильных баллов, в то время как младший — 68. А ведь эти

показатели служат основанием для отбора по степени талантливости.

«Все как в спорте, — говорит Дьюи. — Мы действительно уже в

раннем возрасте разбиваем детей на группы по уровню способностей. У

нас есть продвинутые группы по чтению и по математике. Однако,

оценивая детей в детских садах и первых классах, многие учителя

путают развитость и способности. Поэтому старшие дети попадают в

продвинутые группы, где приобретают лучшие навыки; а поскольку они

занимаются в продвинутых группах, то на следующий год показывают

еще более высокие результаты. Еще через год история повторяется, и

результаты становятся еще лучше. Единственная страна, не

практикующая подобное деление, — Дания. Там запрещено разделять

детей на группы по уровню способностей до десяти лет». В Дании

предпочитают подождать, пока различия, связанные с разницей в

возрасте, не сгладятся.

Дьюи и Бедард провели такое же исследование среди студентов

колледжей. И каковы же результаты? В американских колледжах с

четырехгодичным обучением — колледжах высшей ступени — студенты,

принадлежащие к относительно молодой части группы, составляют всего

11,6%. Первоначальная разница в возрасте и развитости не

сглаживается с годами. Она сохраняется. И для тысяч студентов

оборачивается тем, что они либо поступают в колледж — и делают

серьезную заявку на будущее, — либо нет 1.

PAGE5

Видя, какое влияние оказывает эффект относительного возраста,

можно впасть в уныние. Наблюдая за игрой канадской хоккейной

сборной, хочется верить в то, что перед тобой действительно лучшие из

лучших. Но это не так. Система, призванная находить самых

талантливых, пусть ненамеренно, но все-таки предоставляет огромное

преимущество

людям,

которым

посчастливилось

родиться

в

определенную пору года. Но почему именно эта пора года признана

наилучшей? Никаких реальных причин для этого не существует. Каприз

системы, не более того.

«Мне кажется, это глупо, — говорит Дьюи. — Уму непостижимо:

произвольный выбор конечных сроков отбора влечет за собой такие

серьезные последствия, и никому нет до этого дела».

Эффект относительного возраста пугает еще и потому, что система,

определяющая, кто получит преимущество, сама по себе несовершенна.

Мы полагаем, будто участие в элитных лигах или программах для

одаренных детей является гарантом того, что ни один юный талант не

просочится сквозь сито отбора. Но взгляните на состав чешской команды

еще раз. В нем нет игроков, родившихся в июле, октябре, ноябре и

декабре, и только по одному человеку родилось в августе и сентябре.

Тех, кто появился на свет во второй половине года, прозевали,

проигнорировали или не пропустили в большой спорт. Почти половина

талантливых чешских спортсменов осталась невостребованной. Так что

же остается делать молодому чеху-спортсмену, если на его долю выпало

несчастье родиться во второй половине года? Путь в футбол ему

заказан. Расклад не в его пользу. Может быть, ему податься в другой

вид спорта, на котором помешаны все чехи, — хоккей? Подождите-

подождите. (Уверен, вы догадываетесь, что сейчас последует.) Привожу

состав юношеской хоккейной сборной Чехословакии, занявшей на

чемпионате мира 2007 г. пятое место.

Фамилия, имя

Дата рождения

Позиция

Давид Кветон

3 января 1987 г.

Нападающий

Йири Сухи

3 января 1988 г.

Защитник

Михаил Коларз

12 января 1987 г.

Защитник

Якуб Войта

8 февраля 1987 г.

Защитник

Якуб Киндл

10 февраля 1987 г.

Защитник

Михаил Фролик

17 февраля 1989 г.

Нападающий

Мартин Ханзаль

20 февраля 1987 г.

Нападающий

Томас Свобода

24 февраля 1987 г.

Нападающий

Якуб Церни

5 марта 1987 г.

Нападающий

Томас Куделка

10 марта 1987 г.

Защитник

Ярослав Бартон

26 марта 1987 г.

Защитник

Х.Ц.Литвонокс

22 апреля 1987 г.

Защитник

Даниил Ракос

25 мая 1987 г.

Нападающий

Давид Кухейда

12 июня 1987 г.

Нападающий

Владимир Соботка

2 июля 1987 г.

Нападающий

Якуб Ковар

19 июля 1988 г.

Вратарь

Лукас Вантух

20 июля 1987 г.

Нападающий

Якуб Ворацек

15 августа 1989 г.

Нападающий

Томас Посписил

25 августа 1987 г.

Нападающий

Ондрей Повелец

31 августа 1987 г.

Вратарь

Томас Кана

29 ноября 1987 г.

Нападающий

Михаль Репик

31 декабря 1988 г.

Нападающий

Те, кто родился в последние три месяца года, могут попрощаться и

с хоккеем.

Вся правда в том, что этот список игроков производит тяжелое

впечатление хотя бы потому, что свидетельствует о том, как мы

предпочитаем понимать успех. По нашим представлениям, найти

прекрасного студента или прекрасного спортсмена все равно что найти

подходящую модель для подиума. Надо просто ее отыскать, где-то же

она живет и ходит. Однако мир все-таки устроен не так. При

произвольном выборе конечного срока отбора решение о том, кто будет

элитным игроком в хоккей, а кто нет, остается за обще-

ством. Игроками в хоккей становятся буквально при рождении.

Подготовка выдающихся спортсменов мало похожа на работу модельного

агентства. Она скорее базируется на принципах морской пехоты: если

вы нашли физически пригодных мужчин и женщин, то при правильном

обучении и тренировках вы практически любого из них сумеете

превратить в уникального бойца. Мир по образу и подобию модельного

агентства наводит уныние и тоску, поскольку красота от рождения

дается немногим. Мир, больше похожий на морскую пехоту, вселяет

оптимизм: достижение успеха не будет зависеть от произвольных

факторов.

Начнем с того, что конечные сроки отбора действительно имеют

значение. Мы могли бы организовать две или даже три хоккейные лиги в

зависимости от месяца рождения. Пусть игроки тренируются по

отдельным программам. Возьмем для примера команды «все звезды».

Если бы все чешские и все канадские спортсмены, родившиеся в конце

года, вдруг получили бы равные возможности, то кандидатов в чешскую

и канадскую национальные сборные стало бы в два раза больше.

Школы могли бы действовать по аналогичной схеме. Начальные и

средние школы могли бы определять январских, февральских,

мартовских и апрельских учеников в один класс, тех, кто родился летом,

— в другой, а осенних детей — в третий. Тогда ученики соперничали бы

с детьми своего уровня развития и зрелости. С административной точки

зрения такие решения усложняют процесс, но они не требуют лишних

расходов и повышают шансы тех, кто не по своей вине оказывается за

бортом образовательной системы. Другими словами, мы могли бы

контролировать механизм достижений, и не только в спорте, но — как вы

впоследствии увидите — и в других, более значимых сферах. Однако мы

этого не делаем. Почему? Потому что убеждены: успех обусловлен

исключительно личными заслугами, следовательно, ни мир, в котором

мы растем, ни правила, которые диктует наше общество, не имеют

ровным счетом никакого значения.

Следующие четыре главы посвящены роли, которую играет в

достижении успеха возможность. Привилегии хоккейных и футбольных

игроков, рожденных в первой половине года, не являются чем-то из

ряда вон выходящим. Если внимательно изучить жизнь талантливых и

успешных — лучших из лучших, нетрудно заметить, что подобного рода

особые привилегии встречаются с завидной регулярностью. Я

использовал прилагательное «особые», поскольку все упомянутые

разбивки на группы связаны со специфическими и поразительными

закономерностями. Знакомству с этими закономерностями отведена

первая часть книги.

Во второй части рассматривается культурное наследие разных

стран. В какой степени мы наследуем свой успех? Эта часть начинается с

истории о двух очень странных городах в Кентукки и Пенсильвании.

Оттуда мы переберемся на остров Гуам, в Южную Корею, Колумбию, в

долину китайской реки Чжуцзян, в Нью-Йорк и — наконец — на Ямайку.

За время нашего путешествия мы узнаем секреты успеха в двух таких

разных областях, как математика и пилотирование самолета. А чтобы

разобраться, как люди справляются с этими двумя основополагающими

задачами XXI в., нам придется вернуться к привычкам и убеждениям их

предков.

Красной нитью через всю книгу будет проходить одна идея. Тесно

связывая успех и личностные качества, мы напрасно растрачиваем

человеческий потенциал. Мы упускаем возможность поднять других на

высшие ступеньки успеха. Мы придумываем правила, препятствующие

достижениям. Мы раньше срока скидываем со счетов людей, которых

считаем бесперспективными. Мы слишком преклоняемся перед теми, кто

добился успеха, и слишком легко отвергаем тех, кто потерпел неудачу. Я

хочу, чтобы, читая эту книгу, вы задумались вот о чем: если бы мы

представляли, как глубоко коренятся причины успеха и как сильно

выдающиеся люди зависят от обстоятельств, насколько лучше и

справедливее был бы наш мир?

Биологи часто говорят об экологии организма: самый высокий дуб

в лесу вырос таким высоким не только потому, что рос из самого

живучего желудя. Все дело в том, что другие деревья не заслоняли от

него солнце, желудь попал в плодородную почву, пока деревце было

молодым, зайцы не грызли его кору, дровосек не срубил его до того, как

оно превратилось в могучего исполина. Все мы знаем, что успешные

люди и группы происходят из самых живучих семян. Но достаточно ли

мы знаем о солнце, обогревающем их, о почве, в которой они пустили

корни, и о зайцах и дровосеках, с которыми им повезло не столкнуться?

Эта книга не о высоких деревьях. Эта книга о лесе.

Перед финальным матчем Мемориального кубка Горд Уосден, отец

одного из игроков «Медисин-Хат Тайгерс», рассказывал о своем сыне

Скотте. На Горде была бейсболка и черная футболка, обе с эмблемой

команды. «Когда Скотту было четыре или пять, — вспоминал Уосден, —

он вкладывал клюшку в руки младшему брату, который тогда еще ходил

с ходунками, и они с утра до вечера гоняли шайбу на кухне. Скотт

всегда обожал хоккей. Принимал участие в показательных матчах, пока

играл в младших лигах. Всегда попадал в команды категории AAA. С

двенадцати до пятнадцати лет он постоянно играл в лучших сборных

командах, — Уосден заметно нервничал. Еще бы, ведь Скотта ждала

самая ответственная игра в его жизни. — Он всего добивался упорным

трудом. Я очень им горжусь».

Страстность, талант и упорный труд — составляющие выдающегося

успеха. Но есть и еще один компонент. Когда Уосден впервые обратил

внимание на необычные способности сына? «Знаете, он всегда был

очень рослым для своего возраста, сильным и отлично умел забивать

голы уже в юном возрасте. И он всегда выделялся среди ровесников,

был капитаном команды…»

Очень рослый для своего возраста? Разумеется. Скотт Уосден

родился 4 января, через три дня после идеальной даты рождения

элитного игрока в хоккей. Он принадлежит к числу счастливчиков. Если

бы в результате некоего каприза судьбы отбор заканчивался в другое

время, вполне вероятно, парню пришлось бы не играть на льду, а

наблюдать за чемпионатом Мемориального кубка со зрительских трибун.

ГЛАВА 2

Правило 10000 часов

«В ГАМБУРГЕ НАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИГРАТЬ ПО ВОСЕМЬ ЧАСОВ

КРЯДУ»

В 1971 г. в городе Энн-Арбор состоялось открытие нового компью-

терного центра Мичиганского университета. Центр разместился на Бил-

авеню, в невысоком кирпичном здании с фасадом из темного стекла. В

просторной комнате, облицованной белой плиткой, стояли огромные

ЭВМ. По словам одного из преподавателей, они напоминали «декорации

к "Космической одиссее 2001 года"». Сбоку пристроились десятки

клавишных перфораторов, которые в те дни использовались как

компьютерные терминалы. В 1971 г. они воспринимались как настоящее

произведение искусства. Мичиганский университет предлагал одну из

самых продвинутых учебных программ по информатике, поэтому за

время работы компьютерного центра в его стенах побывали тысячи

студентов. Самым известным из них стал неуклюжий подросток по имени

Билл Джой.

Джой поступил в Мичиганский университет как раз в тот год, когда

открылся компьютерный центр. Ему было 16 лет. Это был высокий тощий

парень с копной непослушных волос. В средней школе он удостоился

звания «самого прилежного ученика» выпускного класса. По словам

Билла, это означало, что среди одноклассников он слыл «занудным

ботаником». Он хотел стать инженером или математиком, но в конце

первого курса случайно заглянул в компьютерный центр — и остался

там.

Этот центр стал его жизнью. Джой занимался программированием

когда только мог. А получив работу у профессора информатики, смог

остаться в центре на все лето. В 1975 г. Джой поступил в аспирантуру

Калифорнийского университета в Беркли. Там он еще глубже погрузился

в мир программного обеспечения. На устном экзамене на соискание

степени доктора философии он составил настолько сложный алгоритм

полета мухи, что — как пишет один из многих его поклонников — «до

глубины души потряс экзаменаторов, и один из них позднее даже

сравнивал его с "Иисусом, приведшим в смятение старейшин"».

Вместе с группой программистов Джой взялся за перезапись Unix —

программного обеспечения, разработанного для ЭВМ компанией AT&T.

Версия Джоя оказалась очень удачной. Настолько удачной, что до сих

пор используется как операционная система на миллионах компьютеров

по всему миру. «Если включить в Macintosh режим, при котором виден

код, — говорит Джой, — то можно увидеть то, что, помнится, я придумал

двадцать пять лет тому назад». А вам известно, кто написал программу,

позволяющую пользоваться Интернетом? Билл Джой.

После учебы в Беркли Джой основал в Кремниевой долине Sun

Microsystems — одну из тех компаний, благодаря которым и свершилась

компьютерная революция, и приступил к разработке другого

компьютерного языка — Java. Слава о Джое разошлась еще дальше.

Жители Кремниевой долины отзываются о нем с таким же

благоговением, с каким говорят о Билле Гейтсе из Microsoft. Его даже

прозвали «Эдисоном Интернета». Как говорит специалист по

информатике из Йельского университета Дэвид Гелернтер: «Билл Джой

— один из самых влиятельных персонажей в истории компьютеров».

История гениального Билла Джоя пересказывалась много раз, и

всегда из нее делался один и тот же вывод. Компьютерное про-

граммирование — сфера чистейшей меритократии. В этом мире не

действуют принципы кумовства, проталкивающие человека вперед за

счет денег и связей. Все оцениваются исключительно по талантам и

достижениям, а успеха добиваются самые лучшие. Джой, вне всяких

сомнений, принадлежал к числу лучших.

И эта версия не вызывала бы сомнений, если бы мы не раскрыли

тайну хоккея и футбола. Ведь эти виды спорта тоже должны были бы

являть собой образец меритократии. Но на деле все не так. То, что мы

называем талантом, является результатом сложного переплетения

способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного

преимущества. Давайте вернемся к истории Билла Джоя и посмотрим, не

поможет ли она нам еще глубже проникнуть в секреты того, на чем

зиждется так называемая меритократия. Если выдающиеся личности

выигрывают благодаря особым возможностям, подчиняются ли эти

возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да.

В начале 1990-х гг. психолог Андерс Эриксон вместе с двумя

коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. С помо-

щью преподавателей студентов-скрипачей разделили на три группы. В

первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во

вторую — те, кого оценили как «перспективных». В третью — студенты,

которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в

лучшем случае — учителями музыки в средней школе. Всем участникам

задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента,

когда впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?

Почти все участники начали играть примерно в одном возрасте —

лет в пять. В течение первых нескольких лет все упражнялись

приблизительно одинаково — около двух-трех часов в неделю. Но

примерно с восьми лет стали проявляться различия.

Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше

всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю; к 12 по восемь

часов; к 14 по 16, и так до 20 лет, когда они стали заниматься — то есть

целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство —

более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших

студентов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних

студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки

репетировали не более 4000 часов.

После этого Эриксон с коллегами сравнили профессиональных

пианистов и пианистов-любителей. Была выявлена аналогичная

закономерность. В детстве любители никогда не занимались более трех

часов в неделю, поэтому к 20 годам общее количество часов практики

составляло 2000. Профессионалы же, напротив, каждый год

увеличивали продолжительность занятий, и к 20 годам каждый из них

имел «в багаже» по 10 000 часов упражнений.

Любопытен тот факт, что Эриксону с коллегами не удалось найти

ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства,

не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: