Показатели качества – количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные разновидности показателей качества приведены в табл.7.
Показатели качества в квалиметрии группируются в областях, установленных РД 50-64-84. К ним относятся показатели назначения, показатели надежности, показатели технологичности, показатели эргономические и эстетические, показатели экономические и др.
Физические величины используются для описания свойств, в совокупности определяющих качество. Но понятия физическая величина и показатель качества не тождественны. Физические величины отражают объективные свойства природы, а показатели качества – общественную потребность в конкретных условиях. Так, например, масса – физическая величина, а масса изделия – показатель его транспортабельности; скорость – физическая величина, а скорость автомобиля – показатель его назначения.
Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обуславливают диапазон ее применимости, например у автомобиля: объем двигателя, скорость.
|
|
Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания, выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости.
Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.
Таблица 7
Основные типы показателей качества
Признак классификации | Показатели |
Отношение к свойствам продукции | Назначение, надежность, технологичность, эргономические, эстетические, стандартизации, патентно-правовые, экономические |
Количество отражаемых свойств | Единичные, комплексные, интегральные, |
Метод определения | Инструментальные, расчетные, статистические, органолептические, экспертные, социологические, комбинированные |
Стадия определения | Проектные, производственные, эксплуатационные, прогнозируемые |
Размерность отражаемых величин | Абсолютные, приведенные, безразмерные |
Значимость при оценке качества | Основные, дополнительные |
Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек – изделие – окружающая среда» Например, показатель соответствия технического средства размерам тела человека или показатель соответствия технического средства возможностям органов зрения человека.
|
|
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме. Отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, совершенство внешнего вида, например, показатель четкости исполнения фирменных знаков, указателей, упаковки или показатель тщательности покрытий и отделки.
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам, например, насыщенность стандартизованными унифицированными составными частями: коэффициент применяемости и др.
Патентно-правовые показатели характеризуют наличие новых решений, степень защиты авторскими свидетельствами и патентами, возможность реализации технического средства за рубежом: показатель патентной чистоты, показатель патентной защиты.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Как и физические величины, показатели качества имеют размерность или могут быть безразмерными. На них в полной мере распространяются все положения теории размерностей.
Количественной характеристикой показателей качества, как и физических величин, является размер. Размер не зависит от выбора единиц, а числовое значение показателя качества как раз и определяется выбором единиц измерения.
Значения показателей качества, как и значения физических величин, могут быть абсолютными, относительными и приведенными. Абсолютные значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные и приведенные – только безразмерными.
Показатели качества делятся на единичные, комплексные и интегральные. Единичные показатели относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные – сразу к нескольким свойствам. Комплексные показатели качества могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие объективные законы природы, а могут быть их некоторой комбинацией. Обобщенный показатель качества относится к совокупности свойств продукции, по которой оценивается ее качество.
Комплексные показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми. Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия, является интегральный показатель качества.
Примером интегрального показателя качества транспортных средств могут служить удельные затраты на 1 километр пробега.