Нестабильность экономической ситуации в России, сопряженная как с политическими факторами, так и с трудным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассматриваемых в учебнике сферах деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. За небольшой период времени между первым и вторым изданием книги мероприятия по совершенствованию в области стандартизации и сертификации в России оказались столь серьезными и повлекли за собой столь заметные положительные сдвиги в практике отечественных предприятий и организаций, что проигнорировать эти явления и не предложить их анализ читателям учебника было бы непростительной методической ошибкой.
Принята новая концепция стандартизации, которая, будучи воплощенной в жизнь, еще в большей степени приблизит Россию к возможности вступления в ВТО. Пересмотрены основные аспекты и правила сертификации, определившие коренное изменение правовых основ этой процедуры: с учетом зарубежной практики приобретает весомость декларация о соответствии, заменяющая сертификацию третьей стороной.
Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к принятию стандартов ИСО-9000-2000.В связи с этим задача сертификации систем качества на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется: те, кто уже имеет сертификат соответствия, будут подтверждать его по новым требованиям, а организациям, еще не сертифицировавшим свою систему качества, необходимо приводить ее в соответствие с международными требованиями нового поколения.
Процесс совершенствования бесконечен. В стране еще не решены задачи по TQM*, а на горизонте появился международный стандарт SA-8000**, устанавливающий критерии социально-этического характера для оценки деятельности организации в отношении ее лояльности к обществу.
* Total Quality Management", см. гл. 6.
** “Social Accountability 8000”.
Некоторые актуальные области стандартизации и сертификации, обсуждаемые в первом издании, значительно продвинулись как в правовом, так и в организационном плане, что также нашло отражение в предлагаемом новом издании.