Минск, 2002
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО ФРЕЙДА: КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЗАПАДНО- ЕВРОПЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ____________________________________ 4
ГЛАВА 2. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА_______________________ 36
Происхождение человека ____________________________________________________ 36
Сущность человека _________________________________________________________ 42
Дуальность человека ________________________________________________________ 52
Человек как единство тела, души и духа _______________________________________ 54
Природа — Свобода ________________________________________________________ 66
Два лика свободы: Николай Бердяев и Жан- Поль Сартр _________________________ 71
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ______________________________ 76
Разум и интуиция — два начала познания _____________________________________ 76
Путь к истине ______________________________________________________________ 86
Познание: объяснение, понимание, интерпретация ______________________________ 89
Самопознание человека _____________________________________________________ 98
ГЛАВА 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ______________________________ 99
Деятельность и культура ____________________________________________________ 99
Творчество как свободная деятельность человека ______________________________ 103
|
|
Творчество и его основные феномены ________________________________________ 107
Самоактуализация как творчество себя _______________________________________ 120
ГЛАВА 5. СМЫСЛ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_____ 127
Человек в поисках смысла __________________________________________________ 127
О смысле жизни и смерти ___________________________________________________ 133
Смыслообразующий характер культуры ______________________________________ 138
ГЛАВА 6. Я И ДРУГОЙ_____________________________________________ 149
Другой в моей жизни _______________________________________________________ 149
Я и Ты ___________________________________________________________________ 154
Я и Мы ___________________________________________________________________ 162
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА_________________________________ 169
Личность в культуре _______________________________________________________ 169
Заря человечества _________________________________________________________ 173
Была ли личность в античности? ____________________________________________ 177
Рождение индивидуальности ________________________________________________ 181
Возрождение: открытие личности ____________________________________________ 189
Метаморфозы Нового времени ______________________________________________ 200
ГЛАВА 8. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ__ 225
Любовь и личность________________________________________________ 225
Что такое любовь? _________________________________________________________ 225
Виды любви ______________________________________________________________ 228
Любовь и эрос ____________________________________________________________ 234
"Оrdo amoris" _____________________________________________________________ 238
Любовь в западно-европейской культуре _____________________________________ 239
Смерть как феномен культуры______________________________________ 248
Роль смерти в культуре _____________________________________________________ 248
Смерть в западно-европейской культуре ______________________________________ 252
Смерть своя ______________________________________________________________ 258
|
|
Право на смерть ___________________________________________________________ 263
Смерть и бессмертие _______________________________________________________ 273
Вера как экзистенциальная категория надежды_______________________ 278
Что есть вера? ____________________________________________________________ 278
Вера и знание _____________________________________________________________ 282
Вера и атеизм _____________________________________________________________ 284
Бог и человек _____________________________________________________________ 286
Добро и зло _______________________________________________________________ 289
ПОСЛЕСЛОВИЕ, ИЛИ ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА_____________________ 292
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА_________________________________ 294
ВВЕДЕНИЕ
Антропология — система научного знания, в русле которой изучаются фундаментальные проблемы бытия и становления человека в природной и культурной среде.
Все отрасли антропологического знания едины в своем основании, поскольку ставят перед собой одну цель. Она заключается в ответе на вопрос об особом статусе человека в универсуме, об основных феноменах его бытия в мире, о своеобразии "человеческого" в сравнении с "животным". Наиболее отчетливо цель антропологии была выражена в четвертом из четырех знаменитых вопросов И.Канта: "Что такое человек?" Однако, к разрешению этой проблемы разные сферы антропологии подходят с различных сторон.
Естественнонаучная (биологическая, медицинская) антропология определяет человека как вид живых существ, исследует его место в животном мире, изучает его телесную организацию. Она включает в себя антропогеографию, палеоантропологию, анатомию, физиологию и морфологию человека.
Предметом философской антопологии являются сущность и природа человека, его происхождение, социальные и метафизические основания его бытия, его отношение к окружающему миру.
Культурная антропология связана со становлением человека в культурах социальных общностей (племен, государств, этносов, цивилизаций); с изучением поведения человека, обусловленного нормами, ценностями, идеалами и смыслами его социума и т.д. В Англии эта отрасль знания называется социальной антропологией.
К ней примыкает психологическая антропология, изучающая модели поведения человека в условиях различного культурного окружения, а также — исторические типы личности в культурах различных времен и народов.
Предмет исследований когнитивой антропологии — система символов как специфически человеческий способ познания действительности.
Интерпретативная антропология основывается на диалогическом подходе к исследованию других культур, предполагающем поиск пути понимания исследователем их реалий с учетом личного опыта, связанного с его принадлежностью к собственной культуре.
Культурно-философская (культурфилософская) антропология — раздел философии культуры, изучающий личность в ее отношениях к природе, обществу, другим людям и т.д.; отрасль знания, целью которой является исследование человека с точки зрения его сущности и предназначения в мире культуры. В культурно-философской антропологии сущность человека характеризуется, исходя из его специфического положения в мире — одновременно и как творца культуры и как ее творения..
Все отрасли антропологии находятся в тесной взаимосвязи, т.к. предметом каждой из них является человек. Культурфилософская антропология — сфера гуманитарного знания, возникшая и развивающаяся в междисциплинарном пространстве на грани между философией, социологией, психологией, экологией, теологией и др. Объединенные усилия исследователей различных сфер исследования человека находят в ней свое завершение как в наиболее интегративной дисциплине из всех перечисленных выше.