Самопознание человека. Введение

Минск, 2002


ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО ФРЕЙДА: КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЗАПАДНО- ЕВРОПЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ____________________________________ 4

ГЛАВА 2. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА_______________________ 36

Происхождение человека ____________________________________________________ 36

Сущность человека _________________________________________________________ 42

Дуальность человека ________________________________________________________ 52

Человек как единство тела, души и духа _______________________________________ 54

Природа — Свобода ________________________________________________________ 66

Два лика свободы: Николай Бердяев и Жан- Поль Сартр _________________________ 71

ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ______________________________ 76

Разум и интуиция — два начала познания _____________________________________ 76

Путь к истине ______________________________________________________________ 86

Познание: объяснение, понимание, интерпретация ______________________________ 89

Самопознание человека _____________________________________________________ 98

ГЛАВА 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ______________________________ 99

Деятельность и культура ____________________________________________________ 99

Творчество как свободная деятельность человека ______________________________ 103

Творчество и его основные феномены ________________________________________ 107

Самоактуализация как творчество себя _______________________________________ 120

ГЛАВА 5. СМЫСЛ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_____ 127

Человек в поисках смысла __________________________________________________ 127

О смысле жизни и смерти ___________________________________________________ 133

Смыслообразующий характер культуры ______________________________________ 138

ГЛАВА 6. Я И ДРУГОЙ_____________________________________________ 149

Другой в моей жизни _______________________________________________________ 149

Я и Ты ___________________________________________________________________ 154

Я и Мы ___________________________________________________________________ 162

ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА_________________________________ 169

Личность в культуре _______________________________________________________ 169

Заря человечества _________________________________________________________ 173

Была ли личность в античности? ____________________________________________ 177

Рождение индивидуальности ________________________________________________ 181

Возрождение: открытие личности ____________________________________________ 189

Метаморфозы Нового времени ______________________________________________ 200

ГЛАВА 8. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ__ 225

Любовь и личность________________________________________________ 225

Что такое любовь? _________________________________________________________ 225

Виды любви ______________________________________________________________ 228

Любовь и эрос ____________________________________________________________ 234

"Оrdo amoris" _____________________________________________________________ 238

Любовь в западно-европейской культуре _____________________________________ 239

Смерть как феномен культуры______________________________________ 248

Роль смерти в культуре _____________________________________________________ 248

Смерть в западно-европейской культуре ______________________________________ 252

Смерть своя ______________________________________________________________ 258

Право на смерть ___________________________________________________________ 263

Смерть и бессмертие _______________________________________________________ 273

Вера как экзистенциальная категория надежды_______________________ 278

Что есть вера? ____________________________________________________________ 278

Вера и знание _____________________________________________________________ 282

Вера и атеизм _____________________________________________________________ 284

Бог и человек _____________________________________________________________ 286

Добро и зло _______________________________________________________________ 289

ПОСЛЕСЛОВИЕ, ИЛИ ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА_____________________ 292

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА_________________________________ 294


ВВЕДЕНИЕ

Антропология — система научного знания, в русле которой изучаются фундаментальные проблемы бытия и становления человека в природной и культурной среде.

Все отрасли антропологического знания едины в своем основании, поскольку ставят перед собой одну цель. Она заключается в ответе на вопрос об особом статусе человека в универсуме, об основных феноменах его бытия в мире, о своеобразии "человеческого" в сравнении с "животным". Наиболее отчетливо цель антропологии была выражена в четвертом из четырех знаменитых вопросов И.Канта: "Что такое человек?" Однако, к разрешению этой проблемы разные сферы антропологии подходят с различных сторон.

Естественнонаучная (биологическая, медицинская) антропология определяет человека как вид живых существ, исследует его место в животном мире, изучает его телесную организацию. Она включает в себя антропогеографию, палеоантропологию, анатомию, физиологию и морфологию человека.

Предметом философской антопологии являются сущность и природа человека, его происхождение, социальные и метафизические основания его бытия, его отношение к окружающему миру.

Культурная антропология связана со становлением человека в культурах социальных общностей (племен, государств, этносов, цивилизаций); с изучением поведения человека, обусловленного нормами, ценностями, идеалами и смыслами его социума и т.д. В Англии эта отрасль знания называется социальной антропологией.

К ней примыкает психологическая антропология, изучающая модели поведения человека в условиях различного культурного окружения, а также — исторические типы личности в культурах различных времен и народов.

Предмет исследований когнитивой антропологии — система символов как специфически человеческий способ познания действительности.

Интерпретативная антропология основывается на диалогическом подходе к исследованию других культур, предполагающем поиск пути понимания исследователем их реалий с учетом личного опыта, связанного с его принадлежностью к собственной культуре.

Культурно-философская (культурфилософская) антропология — раздел философии культуры, изучающий личность в ее отношениях к природе, обществу, другим людям и т.д.; отрасль знания, целью которой является исследование человека с точки зрения его сущности и предназначения в мире культуры. В культурно-философской антропологии сущность человека характеризуется, исходя из его специфического положения в мире — одновременно и как творца культуры и как ее творения..

Все отрасли антропологии находятся в тесной взаимосвязи, т.к. предметом каждой из них является человек. Культурфилософская антропология — сфера гуманитарного знания, возникшая и развивающаяся в междисциплинарном пространстве на грани между философией, социологией, психологией, экологией, теологией и др. Объединенные усилия исследователей различных сфер исследования человека находят в ней свое завершение как в наиболее интегративной дисциплине из всех перечисленных выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: