Содержание программы

Тема 1. Психиатрия как наука.

Психиатрия как наука. Исторический аспект становления психиатрии: эмпирический, феноменологический, нозологический периоды. Разделы психиатрии: общая психопатология; клиническая, возрастная, организационная, социальная, судебная, психиатрия. Методологические основы: учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохина о функциональных системах организма; учение А.Р. Лурия о функциональной организации деятельности человеческого мозга; учение А.Р. Лурия и Л.С Выготского о высших психических функциях; учение А.Н. Леонтьева о деятельностном характере психического отражения. Учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта; учение Б.В. Зейгарник о соотношении нарушения и развития. Связь с дефектологией.

Тема 2. Психическая болезнь и психическое здоровье.Исследованиелиц с психическими расстройствами.

Психическое здоровье. Критерии психического здоровья. Степени психического здоровья: идеальное здоровье (норма), среднестатистическое здоровье (норма), конституциональное здоровье (норма), акцентуация, предболезнь. Психическая болезнь. Различия между болезнью и состоянием.

Дизонтогенез как нарушения темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Причины дизонтогенеза: биологические (генетические и пр.) патогенные факторы, социально-средовые воздействия. Виды дизонтогенеза недоразвитие; задержанное развитие; поврежденное развитие; дефицитарное развитие; искаженное развитие; дисгармоническое развитие. Основные механизмы дизонтогенеза – ретардация, асинхрония, регресс, акселерация. Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный; психомоторный; аффективный; эмоционально-идеаторный.

Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ 10 и DSM - IY.

Клиническое исследование лиц с психическими расстройствами: соматическое, неврологическое, лабораторное.

Параклиническое исследование лиц с психическими расстройствами. Характеристика основных методов патопсихологического исследования: патопсихологический эксперимент, беседа; тесты; опросники; проективные методики. Исследование восприятия. Исследование памяти. Исследование мышления. Исследование внимания. Исследование личности. Исследование эмоциональной сферы. Исследование сознания.

Задачи исследования: экспериментально-психологическое исследование больных для получения данных о состоянии их психики; объективизация динамики психического состояния больных в процессе терапии; психологический анализ структуры психической деятельности при ряде заболеваний, обусловленных воздействием экзогенных вредностей.

Этапы исследования: формулировка задачи; составление плана исследования, отбор методик и тестов; проведение исследования; обработка и анализ данных исследования; описание результатов; составление заключения (паспортная часть, задача исследования; описание основных результатов исследования (поведение больного, его отношение к исследованию, результаты исследования с конкретными примерами), заключение).

Тема 3. Этиология и патогенез психических и поведенческих расстройств. Особенности у детей и подростков.

Эпидемиология психических и поведенческих расстройств. Этиология психических и поведенческих расстройств. Предрасполагающие факторы: генетические, личностные, гендерные, возрастные, состояние физического здоровья, социальные. Провоцирующие факторы: физические, биологические, социальные. Поддерживающие факторы: длительность заболевания.

Патогенез психических расстройств: нейробиологический и психологический подход. Нейробиологический подход: нарушение функциональной организации мозга, расстройство нейротрансмиттерного звена, пренатальный и постнатальный дизонтогенез. Психологический подход: психодинамическое, поведенческое, когнитивное направления.

Особенности этиологии и патогенеза психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте. Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков (по В.В. Ковалеву): соматовегетативный; психомоторный; аффективный; эмоционально-идеаторный.

Тема 4. Симптомы психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Симптомы психических расстройств.Психопатологические симптомы чувственного познания (патология ощущения, восприятия, представлений). Психопатологические симптомы нарушения памяти. Психопатологические симптомы нарушения мышления. Психопатологические симптомы нарушения эмоций. Психопатологические симптомы нарушения произвольной деятельности. Психопатологические симптомы нарушения сознания. Особенности у детей и подростков.

Симптомы психических расстройств, встречающиеся только в детском и подростковом возрасте: синдром невропатии, синдром раннего детского аутизма, гипердинамический синдром, синдром детских патологических страхов, синдром дисморфомании, синдром нервной анорексии, синдром психического инфантилизма, синдром гебоидности.

Специфические расстройства развития речи. Современные представления о речевых расстройствах. Нарушения звукопроизношения. Мелодико-интонационные нарушения. Системные нарушения речи. Нарушения темпо-ритмической организации речи. Особенности реабилитации и профилактика специфических нарушений речи.

Специфические расстройства школьных навыков. Расстройства письменной речи: дислексия, дисграфия. Нарушения счета. Особенности реабилитации и профилактика специфических расстройств школьных навыков.

Тема 5. Синдромы психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Синдромы психических расстройств. Психотические и непсихотические психические расстройства. Неврозоподобные синдромы. Бредовые синдромы. Галлюцинаторный синдром. Аффективные синдромы. Синдромы двигательно-волевых нарушений. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств. Синдромы расстройства сознания. Особенности у детей и подростков.

Тема 6. Психопатология умственной отсталости.

Психопатология умственной отсталости. Олигофрения. Деменция. Пограничные формы умственной отсталости. Особенности у детей и подростков.

Тема 7. Эндогенные психозы. Особенности у детей и подростков.

Шизофрения. Этиология: генетические, органические, психогенные факторы. Патогенез: нарушение обмена веществ в головном мозге, аутоиммунные нарушения. Клиника. Негативные и позитивные симптомы шизофрении. Симптомы нарушения когнитивной сферы, эмоциональной сферы и общения, нарушения речи, нарушения моторики, нарушения побуждений. Типы течения шизофрении: непрерывнотекущая,приступообразно-прогредиентная (шубообразная), рекуррентная (периодическая). Клинические формы шизофрении: простая, гебефреническая, параноидная, кататоническая, циркулярная. Особенности течения шизофрении в раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Особенности лечения шизофрении у детей и подростков.

Эпилепсия. Этиология: органические, генетические, криптогенные факторы. Патогенез: расстройства ионных, медиаторных, энергетических механизмов. Клиника: парциальные и генерализованные припадки. Бессудорожные пароксизмы. Непароксизмальные психические расстройства. Особенности лечения эпилепсии у детей и подростков.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП). Этиология и патогенез. Клиника. Типы течения: биполярное, монополярное, злокачественное. Особенности симптоматики при маниакальной и депрессивной фазах: нарушения эмоциональной, когнитивной, вегетативной сферы. Лечение. Особенности МДП у детей и подростков.

Тема 8. Пограничные расстройства. Расстройства личности. Фармакологические и нефармакологические аддикции. Особенности у детей и подростков.

Пограничные расстройства.Этиология, патогенез, клиника тревожно-фобического, компульсивного, диссоциативного, стрессового расстройств. Стрессовое расстройство и нарушение адаптации у детей и подростков. Соматоформные расстройства. Лечение и профилактика. Особенности у детей и подростков.

Акцентуации характера. Девиантное поведение. Особенности у детей и подростков.

Расстройства личности. Этиология и патогенез расстройств личности. Современная классификация расстройств личности. Особенности возрастной динамики расстройств личности. Клиника расстройств личности. Лечение и профилактика. Особенности у детей и подростков.

Фармакологические аддикции. Основные понятия, критерии диагностики, лечения и профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании. Нефармакологические аддикции: гэмблинг, интернет-зависимость.Особенности у детей и подростков.

Тема 9. Симптоматические психозы. Особенности у детей и подростков

Симптоматические психозы.Симптоматические психозы при соматических заболеваниях. Симптоматические психозы при инфекционных заболеваниях. Симптоматические психозы при эндокринных заболеваниях. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах. Психические расстройства при энцефалитах. Психические расстройства при синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД). Особенности у детей и подростков.

Лечение и профилактика симптоматических психозов.

Тема 10. Лечение и профилактика психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Психофармакотерапия. Клиническая классификация. Антипсихотики. Антидепрессанты. Нормотимики. Нейрометаболические стимуляторы. Анксиолитики. Особенности психофармакотерапии у детей и подростков.

Электросудорожная и инсулинокоматозная терапия. Особенности применения у детей и подростков.

Психотерапия. Психодинамическая индивидуальная психотерапия (психоанализ). Особенности психоанализа у детей и подростков. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Игровая психотерапия. Недирективные методы гипносуггестии. Групповая психотерапия. Сотрудничество с родителями.

Социореабилитация. Этапы. Особенности у детей и подростков.

Психопрофилактика. Первичная, вторичная, третичная психопрофилактика.

Планы семинарских занятий

Занятие 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: