Весь XVIII в. идет активное освоение и изучение Сибири. Там возникают новые города и поселения, работают научные экспедиции российских и зарубежных ученых, строятся заводы, формируются свои культурные центры. Со второй половины XVIII в. в общественных зданиях городов Сибири появляется светская живопись. Любопытная деталь: иконописью в Иркутске с середины XVIII в. занималось в основном светское население. Местные иконописцы, в определенной степени под влиянием заезжих живописцев, сопровождавших путешественников и все научные экспедиции, стали переходить от иконописи к светской живописи. И по содержанию, и по характеру экспонирования они почти сразу приобрели региональные особенности. Например, а губернских городах и воеводских канцеляриях, а также в домах чиновников и купцов, наряду с портретами царствующих особ считалось необходимым иметь портреты Ермака и губернаторов. Формирующаяся традиция размещения произведений изобразительного искусства в общественных зданиях города - в губернских и архиерейских домах, общественных собраниях, храмах, учебных заведениях это всего лишь шаг до распространения коллекционирования. В Сибири оно в XVIII в. только зарождалось.
|
|
3 (17) декабря 1782 г. по инициативе губернатора Ф.Н. Клички был открыт "Иркутский музеум", ставший первым провинциальным музеем в России. Каждый факт в истории этого музея интересен и показателен. Ф.Н. Кличка был по происхождению чехом, ставшим в России боевым офицером и профессиональным военным. Должность губернатора он получил после 30 лет службы и отнесся к ней в духе "века просвещения": решил не только управлять Сибирью, но и просвещать этот край. Накануне отъезда был принят Екатериной II и получил от нее 3000 рублей на библиотеку для города.
Город Иркутск был живописно расположен на реке Ангаре и имел хорошую планировку. С середины XVIII в. он являлся центром губернии, затем - наместничества, крупным торговым центром, активно торговавшим с Китаем. В конце века там проживало около 10 тыс. жителей. Среди жителей были люди образованные, много читавшие, имевшие свои библиотеки, кроме того, через город проезжали многие исследователи Сибири, в том числе иностранцы. В городе происходили балы, маскарады, любительские спектакли и концерты. Работали три учебных заведения - школа навигации и геодезии, гарнизонная школа, духовная семинария, была своя аптека.
Для библиотеки, при которой и открылся музей, построили двухэтажное каменное здание. Устройством музея занимались почетный член Академии наук, известный исследователь Сибири Э.Г. Лаксман и корреспондент Академии, ученик К. Линнея, член Вольного экономического общества A.M. Карамышев. В основном собирались естественноисторические и этнографические коллекции, а также различные физические приборы, сельскохозяйственные орудия, модели судов. Следил за коллекциями библиотекарь или смотритель. Но положение музея еще не было прочным, и просуществовал он недолго. С переводом из города Ф.Н. Клички, а затем отъездом из Иркутска Э.Г. Лаксмана и A.M. Карамышева, музей перенесли в школьное здание (Главного народного училища). В начале XIX в. он превратился в кабинет наглядных пособий при Иркутской губернской гимназии.
|
|
Требовалось время, чтобы нововведение адаптировалось, интегрировалось в социальную практику, требовалось время, чтобы музейная история стала непрерывным процессом.
В ХУШ в. в состав России войдет Причерноморье, Бессарабия. Белорусские земли будут включены в состав Российской империи к 1795 г. в результате разделов Речи Посполитой. История музейного дела на окраинах государства имела свои особенности, связанные с принадлежностью отдельных территорий к иным государствам и иным культурным традициям или удаленностью от центров цивилизации и пр. При этом основные тенденции и выявленные закономерности, конечно, сохранялись.
Так, в зарождении музейного дела в белорусских землях, как и в других российских территориях, огромную роль сыграло частное собирательство. Оно получило распространение в Белоруссии еще в XVII в. К XVIII столетию сложились многочисленные магнатские собрания Радзивиллов, Сапег и др. Эти ценнейшие и богатейшие собрания носили универсальный характер и были закрыты для публики. С распространением просветительской идеологии во второй половине XVIII в. формируются научные коллекции, расширяется социальный состав коллекционеров, возникает тенденция сделать коллекции доступными для публики, появляется широкий интерес к изучению и сохранению местных и национальных памятников истории и культуры.
В Прибалтике первые общедоступные музеи создаются также в конце XVIII столетия. На основе естественнонаучной коллекции врача Н. Гимзеля в Риге в 1773 г. был открыт первый в Прибалтике публичный музей. Н. Гимзель завещал некоторый капитал и коллекции городу. Впоследствии музей пополнился нумизматическими, археологическими, этнографическими материалами.
* * *
В течение века был проделан путь, пройденный европейскими музеями за три с лишним столетия: большое распространение получило частное коллекционирование, были заложены основы нескольких старейших российских музеев, сделаны приобретения, до сих пор являющиеся жемчужинами крупнейших художественных музеев страны.
Успехи очевидны, но дифференциация культурной жизни в XVIII в. была еще так незначительна, что музейное дело трудно выделить из общекультурных процессов. Инициатива в организации музеев принадлежала представителям верховной власти. И хотя Петр I и Екатерина II были энергичными и увлеченными коллекционерами, имевшими личные пристрастия, их музейная деятельность полностью подчинялась общим задачам политики в области культуры и просвещения. Первые немногочисленные музеи стали всего лишь "точками роста", одним из проявлений формирующейся культуры Нового времени. Отметим важный штрих: при Екатерине II труд музейных работников - П.С. Палласа, Э.Г. Лаксмана, И.Г. Бакмейстера - впервые был отмечен золотыми медалями за успешную работу в Петербургской кунсткамере.
Литература:
1. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. Ч. 1-2. СПб., 2001.
2. Жигульский 3. Музеи мира. Введение в музееведение. (Пер. с польск. А.А. Гужаловского). М., 1989.
3. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1985.
|
|
4. Очерки истории музейного дела в России. Т. 1-7.М., 1957-1971.
5. Равикович Д.А. Музейные деятели и коллекционеры в России XVIII - нач. XX в. // Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. М., 1990.
6. Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии Наук. М.-Л., 1953.
7. Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991.
8. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991.
9. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи: Очерк истории и теории музейного дела. Харьков, 1919.