1. Предмет «Основы НИР в ФК и спорте» включен в учебный план специальности «ФКиС» в качестве специального курса, призванного обеспечить подготовку специалистов для проведения различных видов исследовательской работы в рамках своей профессиональной деятельности. В курсе представлено содержание научно-исследовательской работы по физической культуре и спорту. Раскрываются виды научных и методических работ, основы методологии научно-педагогического исследования, вопросы планирования исследований, выбора темы, постановки задач и определения методов исследования, сбора и обработки полученных результатов. Данный курс призван помочь выработке у начинающих исследователей основ формирования навыков научной и научно-методической деятельности в физической культуре и спорте.
Изучение курса необходимо начинать с 1 раздела, содержание которого дает представление об основных понятиях предмета, характерных чертах науки, ее особенностях и отличиях от других видов человеческой культуры.
|
|
При изучении раздела «Педагогическое исследование как средство научного познания» необходимо детально рассмотреть характерные черты, особенности педагогических исследований, их виды и формы.
При изучении раздела «Методы педагогических исследований» студенты должны овладеть знаниями по выбору методов исследований с учетом цели, задач и условий проведения исследовательской работы.
Изучение студентами темы «Методы математико-статистической обработки результатов педагогического исследования» отводится на самостоятельную работу и предполагает владение знаниями из курса «Спортивная метрология», необходимыми для решения конкретных задач педагогических исследований.
Важное место в курсе отведено технологии планирования научно-исследовательской работы. Студенту необходимо ознакомиться с этапами планирования работы, документами планирования.
Изучение технологии выполнения курсовых (дипломных) работ позволит студентам самостоятельно выполнить курсовые работы, предусмотренные учебным планом по дисциплинам специальности и, в первую очередь, по предмету «Теория и методика физической культуры и спорта».
2. Наукой называется специфический вид человеческой деятельности, направленной на разработку, описание и систематизацию объективного знания о действительности, природе, обществе и человеческом мышлении.
При рассмотрении такого многоаспектного явления как наука выделяют три ее функции: отрасль культуры общества, способ познания мира, специальный общественный институт (в это понятие входит вся система научных учреждений).
|
|
Как и другим сферам деятельности человека, науке присущи специфические черты:
- универсальность – наука сообщает знания, истинные для всего универсума, при которых они добыты человеком,
фрагментарность – наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности, делится на отдельные дисциплины,
- общезначимость – получаемые знания пригодны для всех людей, язык науки – однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей,
- обезличенность – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность, место проживания не представлены в результатах исследования,
- систематичность – наука имеет определенную структуры, а не является безсвязным набором частей,
- незавершенность – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет изучать,
- преемственность – новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми,
- критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть результаты,
- внеморальность – научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо по его применению,
- рациональность – получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений,
- чувственность – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследования, язык, аппаратура.
От других отраслей культуры науку отличает целый ряд признаков.
От искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
В отличие от техники наука нацелена не на применение полученных знаний о мире, а на познание мира.
По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов слоев общества.
От философии науку отличает то, что ее выводы допускают проверку на практике и не отвечают не на вопрос «почему», а на вопросы «как, каким образом».
Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера.
В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к выведению законов развития мира, природы, допускающих эмпирическую проверку
От обыденного сознания наука отличается теоретическим осмыслением действительности.
3. Наука в современном ее понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в новоевропейской цивилизации в 16-17 веке. Выделяют два этапа становления науки: 1 этап – античная наука, к ней относят становление осознанной науки (греческая наука) и параллельно возникают зачатки научного познания мира в Китае и Индии. 2 этап – возникновение современной науки в Европе с 16 века и нашедшей широкое развитие уже 19 веке. Социальным стимулом для развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Наука понадобилась в качестве производительной силы общества для удовлетворения его потребностей.
Стиль мышления в науке характеризуется следующими чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты, 2) аналитический подход, направляющий мышление на поиск простейших элементов реальности.
Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
В настоящее время в эпоху НТР наука характеризуется срастанием науки с техникой в единую систему, небывалыми успехами в покорении природы и изучении человека как части природы. Наука развивается стремительно: объем научной информации удваивается каждые 10-15 лет. Насчитывается около 5 миллионов ученых и более 15 тысяч научных дисциплин.
|
|
4. Процесс человеческой мысли от незнания к знанию принято называть познанием. В основе познания лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его деятельности, именуемой практикой. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением любого процесса познания, т.е. движущей силой познания выступают потребности практики.
Отличают эмпирический и теоретический уровни познания.
На эмпирическом уровне познания устанавливаются новые факты, определяются причинные взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
На теоретическом уровне познания выдвигаются общие для данной области знаний закономерности, объясняются обнаруженные факты, вскрываются внутренние механизмы явлений, даются научные прогнозы.
Познание отличается не только уровнем, но и способом его получения Принято выделять обыденное, религиозное, художественное и собственно научное познание.
Научное познание ориентировано на постижение объективного знания об окружающем мире. Познание бесконечно, так как в процессе познания возникают новые проблемы, новые задачи, требующие решения.
Научное познание осуществляется с помощью законов, теорий, концепций, подтвержденных практикой.
Научные законы – это устойчивые повторяющиеся связи, отношения между явлениями и процессами. С помощью законов можно описать, объяснить, предвидеть те или иные явления в действительности. Научные законы объединяются и группируются в рамках определенных научных теорий.
Научная теория – это совокупность обобщенных взглядов, идей, положений, представлений, направленных на толкование какого-либо явления или процесса. Это всегда попытка целостного представления явления или процесса объективного мира.
Концепция – основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Занимаясь научным познанием, ученый подчиняет свой поиск единому замыслу, определенной научной концепции. Педагогическая концепция проникает в исследовательский процесс, определяя общую стратегию научного поиска, выбор методов исследования. необходимо надежное средство этого познания. Основным механизмом научного познания выступает научное исследование.
|
|
5. Структура научного познания представляет собой в широком смысле способ научного познания или всеобщий научный метод как таковой. В свою очередь научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне познания: ‘эмпирические и теоретические методы. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. К теоретическим методам относятся: 1) формализация (построение абстрактно-математических моделей), 2) аксиоматизация (построение теорий на основе аксиом), 3) гипотеко-дедуктивный метод (создание системы связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах).
Другим принципом классификации методов является сфера их применения. Соответственно выделяют всеобщие общенаучные и конкретно-научные методы. К всеобщим научным методам относятся:
1. Анализ – расчленение целостного предмета или части с целью всестороннего изучения,
2. Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в целое,
3. Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений,
4. Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов,
5. Индукция – метод, в котором общий вывод строится на основе частных посылок,
6. Дедукция – способ рассуждения от общего к частному,
7. Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках судят о сходстве в других признаках,
8. Моделирование – изучение объектов путем создания его копии (модели), замещающей оригинал с определенной сторон, интересующих исследователя,
9. Классификация – разделение всех изучаемых явлений, предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком,
10. Статистические методы – позволяют определить средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.
Основная литература [1,2, 3, 4, 6, 7, 8]
Дополнительная литература [14, 15, 16,24]