Понятие отрасли. Отрасль и рынок

Истоки формирования отраслей народного хозяйства

Экономика любого государства имеет сложный динамичный характер, охватывающий большой круг процессов….

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.

Отрасль – выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по принципу единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг. Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.

Чем больше совпадение признаков, характеризующих отрасль, тем она «чище». В статистике «чистой» называется отрасль, в рамках которой сосредоточены предприятия наиболее однородной по экономическому предназначению продукции. Если же признаки экономического назначения продукции расширяются, то их организационное единство характеризуется термином «крупная отрасль». Совокупность крупных отраслей образует отраслевые комплексы или комплексные отрасли.

Совокупность «чистых» и крупных комплексных отраслей образуют отраслевую структуру народного хозяйства. Управление отраслевой структурой народного хозяйства должно обеспечиваться государством в целях сбережения ресурсов от нерационального использования, повышения степени удовлетворения потребностей населения, повышения выгоды изготовителя от производства продуктов труда и выгоды потребителя от использования этих продуктов.

Рынок – это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена и передаче прав собственности.

Отраслевой рынок – это предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующих друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Различие между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых технологий. Понятие отрасли значительно шире понятия рынка. Например, отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.

Подсистемы рынка:

- рынок рабочей силы;

- финансовый рынок;

- потребительский рынок;

- рынок услуг;

- рынок средств производства;

- рынок технологий;

- рынок духовных благ.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размер фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии.

Термины, используемые для обозначения разных типов строения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъекта к одной из двух сторон рынка:

- продавцам или покупателям – poleo (продаю) и psoneo (покупаю);

- и их численность – mono (один), oli-gos (несколько) и poly (много).

Комбинируя их по парно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов строения рынка.

Наиболее распространенный критерий – число участников рынка.

Ключевые характеристики рынка, определяющие тип рыночной структуры – это:

- число продавцов и распределение их рыночных долей (уровень концентрации);

- эластичность спроса и предложения;

- условия вхождения на рынок и ухода с него;

- информативность и мобильность рыночных агентов;

- природа продукта и производственного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: