Особенности нарушения процессов памяти и их влияние на формирование речи у дошкольников с речевой патологией

Результаты исследования слуховой памяти у детей с нарушениями речи демонстрируют:

1) слабость удержания речевых сигналов и точность воспроизведения,

2) высокую тормозимость слухоречевых следов,

3) низкий уровень развития произвольности и контроля слуховой памяти,

4) нарушения узнавания слов, предъявляемых на слух,

5) плохая тренируемость на речевые стимулы, медленная ориентировка в условиях задачи и др.

Исследование слуховой памяти моторных алаликов показывает что последние часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы, меняют последовательность действий, не используют речевое общение с целью уточнения инструкции, что связано и с особенностями внимания.

В исследовании В.А. Калягина (2006) слуховая память диагностировалась с помощью субтеста методики Векслера «Повторение цифр» у дошкольников со стертой дизартрией и речевой нормой. При этом наблюдаются затруднения, связанные с необходимостью преобразования запоминаемого ряда, что свидетельствует о специфическом нарушении оперативной памяти по сравнению с непосредственной.

Среди качественных показателей слухоречевой памяти детей с ОНР при воспроизведении фраз можно назвать следующие:

1) низкий объем памяти,

2) высокую тормозимость слухоречевых следов,

3) низкую прочность и точность запоминания (многочисленные искажения звуковой и слоговой структуры слов, привнесение новых слов и т.д.),

4) чаще встречались случаи полного забывания фраз после интерферирующей деятельности (счет в уме до 20).

Также были проанализированы ошибки, допущенные детьми при воспроизведении фраз. Наиболее частотными были следующие: сокращение длины предложения или длины слов (элизии);

1) пропуски 1–2 или даже 4 слов, сокращение структуры слов;

2) замена слов в предложении (вербальные парафазии);

3) соединение слов первого и второго предложения (контаминации);

4) воспроизведение семантически ошибочных предложений;

5) перестановка слов в предложении;

6) привнесение новых слов в предложение; грамматические ошибки, смешение времени глагола, нарушения согласования слов в предложении и др.

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями наблюдаются следующие особенности памяти:

1) объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;

2) преобладание смысловой памяти над механической,

3) снижение функции слуховой памяти;

4) низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания;

5) относительная сохранность смыслового, логического запоминания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: