Результаты исследования слуховой памяти у детей с нарушениями речи демонстрируют:
1) слабость удержания речевых сигналов и точность воспроизведения,
2) высокую тормозимость слухоречевых следов,
3) низкий уровень развития произвольности и контроля слуховой памяти,
4) нарушения узнавания слов, предъявляемых на слух,
5) плохая тренируемость на речевые стимулы, медленная ориентировка в условиях задачи и др.
Исследование слуховой памяти моторных алаликов показывает что последние часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы, меняют последовательность действий, не используют речевое общение с целью уточнения инструкции, что связано и с особенностями внимания.
В исследовании В.А. Калягина (2006) слуховая память диагностировалась с помощью субтеста методики Векслера «Повторение цифр» у дошкольников со стертой дизартрией и речевой нормой. При этом наблюдаются затруднения, связанные с необходимостью преобразования запоминаемого ряда, что свидетельствует о специфическом нарушении оперативной памяти по сравнению с непосредственной.
|
|
Среди качественных показателей слухоречевой памяти детей с ОНР при воспроизведении фраз можно назвать следующие:
1) низкий объем памяти,
2) высокую тормозимость слухоречевых следов,
3) низкую прочность и точность запоминания (многочисленные искажения звуковой и слоговой структуры слов, привнесение новых слов и т.д.),
4) чаще встречались случаи полного забывания фраз после интерферирующей деятельности (счет в уме до 20).
Также были проанализированы ошибки, допущенные детьми при воспроизведении фраз. Наиболее частотными были следующие: сокращение длины предложения или длины слов (элизии);
1) пропуски 1–2 или даже 4 слов, сокращение структуры слов;
2) замена слов в предложении (вербальные парафазии);
3) соединение слов первого и второго предложения (контаминации);
4) воспроизведение семантически ошибочных предложений;
5) перестановка слов в предложении;
6) привнесение новых слов в предложение; грамматические ошибки, смешение времени глагола, нарушения согласования слов в предложении и др.
Таким образом, у детей с речевыми нарушениями наблюдаются следующие особенности памяти:
1) объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;
2) преобладание смысловой памяти над механической,
3) снижение функции слуховой памяти;
4) низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания;
5) относительная сохранность смыслового, логического запоминания.