На территории Омской области с 2002 года проводится социально-гигиенический мониторинг. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга относится к одной из государственных услуг, осуществляемых органами и организациями Роспотребнадзора. Основная задача мониторинга - сбор и анализ информации о влиянии вредных факторов среды на здоровье населения.
При снижении объема контрольно-надзорных функций, вызванного ограничительными положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», особую актуальность приобретает система социально-гигиенического мониторинга. Методически обоснованная система сбора информации позволяет сохранять контроль за развитием санитарно-эпидемиологической ситуации на территории, обеспечивать органы власти достоверной информацией для принятия профилактических мероприятий.
В настоящее время, на основании ряда федеральных нормативно-правовых документов, тридцати соглашений о сотрудничестве с различными органами и организациями Омской области, проводится сбор информации по более чем по 500 показателям, необходимым для контроля за влиянием окружающей среды на здоровье населения.
Ежегодно, только силами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» проводится более 40 тысяч исследований пищевых продуктов, питьевой воды, почвы в рамках социально-гигиенического мониторинга, еще около 100 тысяч результатов исследований атмосферного воздуха, воды водоемов, сточной воды, пищевого сырья, почвы предоставляется различными ведомствами и используется для анализа в целях социально-гигиенического мониторинга.
Почти 80% населения Омской области охвачены сетью лабораторных исследований социально-гигиенического мониторинга, что является достаточно высоким показателем по сравнению с другими регионами.
На основании получаемой информации и в результате принимаемых мер не только органов и организаций Роспотребнадзора по Омской области, но и других ведомств, органов исполнительной власти, отмечается постепенное снижение количества населения, находящегося под воздействием вредных факторов среды. Так, за период с 2008 года по 2010 год произошло снижение количества населения под воздействием загрязненного атмосферного воздуха с 53 % до 49 %, под воздействием загрязненной питьевой воды с 21,3 % до 14,5 %.
Но если система сбора информации достаточно отработана и регламентирована нормативными, методическими, организационно-распорядительными документами, то проведение анализа причинно-следственных связей «среда-здоровье» остается наиболее сложной задачей, требующей строго научных подходов, научного опыта, обязательного привлечения к анализу специалистов научных организаций. Бережное, методически выверенное отношение к анализу крайне важно, так как некорректное использование данного инструмента чревато неправильными выводами и ложными интерпретациями.
Федеральная методическая база по организации и проведению социально-гигиенического мониторинга достаточно объемна по вопросам сбора информации, но практически отсутствует по методам обработки показателей и данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, анализу и интерпретации полученных результатов.
В связи с этим, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, учитывая наработанный опыт по проведению социально-гигиенического мониторинга в Омской области, поручила Управлению Роспотребнадзора по Омской области совместно с кафедрой общей гигиены Омской государственной медицинской академией разработать алгоритмизированную методику анализа данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга. Работа проводилась в течение двух лет, в результате творческого сотрудничества были изданы методические рекомендации «Социально-гигиенический мониторинг. Анализ медико-демографических и социально-экономических показателей на региональном уровне». Методические рекомендации были утверждены приказом Роспотребнадзора от 20.09.2010 № 341 и рекомендованы для работы на всех территориях Российской Федерации.
Наличие такой методикипозволяет доступно, используя пошаговые инструкции, провести сложный многомерный анализ большого объема данных и корректно интерпретировать результаты исследований.
В результате дальнейшей совместной работы с Омской государственной медицинской академией, используя указанную методику, были разработаны проекты социально-гигиенических паспортов для каждой муниципальной территории Омской области. Основная цель разработки паспортов - не только представить и оценить динамику за пятилетний период по наиболее важным для здоровья населения показателям, но и определить конкретные вредные условия и факторы среды (возможно и уникальные для конкретного района), влияющие на состояние здоровья населения данного района.
Собственно социально-гигиенический паспорт муниципального района представлен следующими разделами: 1) Некоторые социально-экономические показатели, существенные для оценки влияния на состояние здоровья населения, 2) Состояние здоровья населения (раздел включающий динамику показателей и их оценку по демографическим показателям, показателям инфекционной и неинфекционной заболеваемости), 3) Состояние среды обитания человека (вредные факторы окружающей среды), 4) Итоговый перечень основных вредных факторов среды, социально-экономических условий и основных проблем в состоянии популяционного здоровья населения территории, выявленных на основе многомерного статистического анализа, 5) Установленные взаимосвязи в системе «среда - здоровье», характерные для данного района.
Исследования проведены, к примеру. По Калачинскому району. Для этого района следующие взаимосвязи в системе «среда - здоровье», установленные в ходе статистического анализа за период 2004 - 2009 г.г.:
1) повышенный канцерогенный риск питьевой воды (повышенное содержание химических веществ в питьевой воде, обладающих канцерогенным действием) - повышенный уровень заболеваемости новообразованиями, болезнями крови и кроветворных органов, врожденными аномалиями;
2) повышенный неканцерогенный риск питьевой воды - повышенный уровень заболеваемости нервной системы и патологией беременности;
3) микробиологическая загрязненность питьевой воды - повышенная заболеваемость острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А, дизентерией;
4) низкий уровень расходов на здравоохранение - повышенный уровень заболеваемости болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением;
5) высокий уровень преступности - повышенный уровень травматизма.
Также в других районах выявлены взаимосвязи: низкий охват детей дошкольного возраста услугами дошкольного воспитания - повышенный уровень заболеваемости нервными болезнями, болезнями органов дыхания; низкая численность врачей - повышенная заболеваемость болезнями органов дыхания у населения; низкий уровень зарплаты - повышенная заболеваемость эндокринными заболеваниями; высокая доля работающих в контакте с вредными и опасными факторами среды - наличие случаев профессиональной заболеваемости и т.д.
Такая информация поможет органам муниципальной власти определить «болевые точки» района в социальной сфере, прежде всего связанной со здоровьем населения, включить в планы социально-экономического развития необходимые мероприятия по минимизации воздействия вредных факторов среды на здоровье населения.
Таким образом, проведенный анализ по разработанной методике позволил достоверно определить перечень установленных взаимосвязей «вредный фактор - здоровье населения» для каждого муниципального района.
Еще один способ определения влияния вредных факторов среды на популяционное здоровье - это применение методологии оценки риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Применение на практике этой методологии позволяет не только прогнозировать вероятность и медико-социальную значимость возможных нарушений здоровья при различных сценариях воздействия анализируемых факторов, но и устанавливать первоочередность и приоритетность мероприятий по управлению факторами риска на индивидуальном и коллективном уровнях.
Проведение оценки риска здоровью населения требует специальной подготовки и данный вид деятельности подлежит аккредитации, что свидетельствует о сложности проводимых работ и высоких требованиях к качеству. Первые пробные работы по оценке риска здоровью населения Омской области были проведены в 2003-2004 годах, с выходом первого руководства по оценке риска здоровью, под редакцией Ю.А. Рахманина и Г.Г. Онищенко (2002).
Центром гигиены и эпидемиологии в Омской области накоплен серьезный положительный опыт в этом направлении и в настоящее время, организация заканчивает сложную и длительную процедуру аккредитации по оценке риска здоровью. Таким образом, Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области уже в текущем году приступит к осуществлению проектов по оценке риска здоровью населения применительно не только к территории, но к отдельным предприятиям, что позволит определить влияние отдельного предприятия (его выбросов в окружающую среду) на состояние здоровья населения. В свою очередь, Управление Роспотребнадзора получает возможность, на основе полученных результатов аккредитованной организации, принимать конкретные меры.
Правовой основой применения оценки риска для здоровья населения в практической деятельности органов и организаций Роспотребнадзора является СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции (пункт 2.2. раздел «Общие положения»), где в качестве критерия размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включён приемлемый риск, что является важным шагом на пути непосредственной оценки опасности предприятий для здоровья населения, проживающего в районе их размещения, и, следовательно, возможности повышения научной обоснованности размера СЗЗ.
В настоящее время в практической деятельности органов Роспотребнадзора методология оценки риска применяется при установлении размеров и границ СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II классов опасности, а также обоснования приоритетных мероприятий по снижению вредного воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья населения.
Результаты работ по оценке риска здоровью населения от химического загрязнения окружающей среды неоднократно публиковались и будут дальше публиковаться не только в официальных документах (государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Омской области»), но и в средствах массовой информации.
Таким образом, аналитическая обработка показателей информационного фонда социально-гигиенического мониторинга в целях выявления причинно-следственных связей в системе «среда - здоровье» является очень ответственным этапом, в реализации которого должны участвовать подготовленные специалисты, аккредитованные организации и использоваться утвержденные методические документы. Известно, что корректный анализ и точные обоснованные выводы определяют социальную и экономическую эффективность любых управленческих решений.