Сексуальное образование подростков

Периодизация возрастов отводит большой промежуток времени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 лет приходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года – становление сексуальности. Международные эксперты на совещании ВОЗ в1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого:

1) протекает половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;
2) психологические процессы, свойственные детям, сменяются поведением, характерным для взрослых;
3) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.

Во многих странах сексуальное образование дополняет и/или корректирует семейное воспитание. Правильно было бы начинать образование с дошкольного возраста, но и подростковый период для этого не потерян. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.

И.С. Кон в своей работе выделил два направления сексуального образования:

- важно исходить из потребностей самого ребенка (подростка).

- избегать в сексуальном образовании уклона в «гинекологизацию» проблемы (т.е. не концентрировать внимание на контрацепции, беременности, родах, болезнях - это удел врачей). Сексуальное просвещение - это подраздел, составная часть и сексуального образования, и воспитания. Можно сказать, что сексуальное просвещение - это информирование по вопросам пола, отличающееся от сексуального образования и воспитания объемом информации, задачами и длительностью. Главной целью сексуального просвещения является сохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.

В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:

В 7-11 лет:

− были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;
− о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;
− знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;

− понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет:

− умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;

− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;

− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;

− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);

− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;

− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;

− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).

Подростки 14-16 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;

− знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Конечно, эти задачи сексуального воспитания могут и должны уточняться, дополняться. В образовании молодых людей должны быть сбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений, а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать у подростков возникновения страха перед первым сексуальным опытом. Молодые люди должны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование, всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментах сексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуального здоровья будущих поколений. Единственный выход – это дать грамотную информацию, уравновешивающую удовольствие и риск. При этом форма и язык её представления должен быть на том уровне, который воспринимает подросток.

продолжение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: