Радио тоталитарного государства


Возвращению к мирному послевоенному труду после победы над гитлеровской Германией сопутствовал ряд факторов, отягощавших жизнь народа. В таких условиях перед радио, как и перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы последние. Ведущее место в программах заняла оперативная информация. По радио ежедневно передавались 12 выпусков "Последних известий" и 3 обзора центральных газет. Одним из наиболее характерных процессов развития советского радиовещания после войны стал интенсивный рост объема вещания для детей, юношества и молодежи. В октябре 1946 года на радио стал выходить ежемесячный литературный журнал "Невидимка", адресованный школьникам среднего и старшего возраста. Назначение этой периодической передачи состояло в том, чтобы знакомить слушателей с новинками отечественной и зарубежной литературы, расширять и углублять знания, которые давала школьная программа.

Радио "перестройки и гласности" (1985–1991) 1985 год стал переломным в жизни огромной страны, в развитии средств массовой информации. Политика перестройки, провозглашенная новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым на апрельском Пленуме 1985 года, должна была по идее охватить все стороны жизни общества, все звенья государственного механизма. Был официально взят курс на демократизацию и гласность.

В центре вещания, как говорилось в соответствующих отчетах, были трудовые будни народа, крупные мероприятия в партийной и общественной жизни страны, встречи государственных деятелей на высшем уровне, интервью М.С. Горбачева зарубежным средствам массовой информации. Корреспонденты и редакторы радио способствовали формированию нового общественного сознания, и, прежде всего активному участию личности в политических и социальных процессах страны. Не менее важным было и обращение к повседневным жизненным проблемам, волнующим людей. Радиожурналисты стали показывать человека с нелегкой судьбой, реальные трудные жизненные ситуации. Это внимание к новому герою, социально-психологический интерес к проблемам людей, исследовательский подход, аналитичность явились феноменом радиоэфира периода перестройки. Значительным событием этого периода стало образование "Радио России", которое начало вещание 10 декабря 1990 года. Его передачи регулярно звучали в эфире по два часа утром, днем и вечером на трех программах Всесоюзного радио. С первых дней существования "Радио России" оказалось в положении альтернативного, оппозиционного источника информации, политически острого, противостоящего официальному Гостелерадио СССР.

Отечественное радиовещание в условиях рынка(19911999) Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

После того как в 1991 году было разрешено частное, коммерческое радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах страны, начинается бурный рост негосударственных радиостанций. На рубеже 80–90-х годов, естественно, стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт). Это связано главным образом с тем, что отечественная аудиотехника, доступная в то время потребителю, была рассчитана только на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой нашей аудиторией стал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции, такие, как "Русское радио", "Европа Плюс", "Максимум", "Авторадио", "Эхо Москвы", обладали частотами в обоих диапазонах. На фоне подавляющего большинства музыкальных, музыкально-развлекательных, музыкально-информационных станций особое место занимают радиостанции так называемого "общего и новостного формата". Это станции, в программах которых серьезное место отведено информации, аналитическим передачам, художественным и другим («Маяк»).

Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в комплексе независимых средств массовой информации страны. Это обстоятельство объясняется рядом причин. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в "глубинке" России. Радио XXI века все чаще обращается к лучшим традициям отечественного вещания. Это касается всех направлений вещания и в информационной деятельности радио, и в публицистике, и в организации просветительских и развлекательных передач.


Предварительная подготовка к эфиру

Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую он ставит перед собой, готовясь к ней. Любое жизненное событие, социальное или культурное явление много­гранны и потому уже при выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания границ проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главном сначала самого журналиста, а потом и аудитории.

В некоторой степени выбор темы уже предопределен специа­лизацией редакции, радиоканала или радиокомпании, ее основ­ными тематическими направлениями, форматом. У каждой ра­диостанции — своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и основательно.

Таким образом, выбор редакции — первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самое важное в русле этой главной проблемы — процесс накопления знаний, умение оценить новое явление или факт.

Часто возникает ситуация, когда молодой и бесспорно талант­ливый журналист быстро "выдыхается", и тогда к его передачам, репортажам или комментариям теряют интерес и слушатели, и коллеги. Причина проста: ему не хватило знаний, эрудиции. И он начинает повторять азбучные истины, давно ставшие общеизвестными факты, вызы­вая у слушателей ощущение пустоты и досады.

Часто в таких случаях говорят, что исчерпана тема. Но это не так, исчерпана не тема — исчерпано знание журналиста об этой теме. Второй этап освоения темы — специализация радиожурналиста.

Специализация, безусловно сужая круг затрагиваемых вопро­сов, позволяет в то же время глубже проникать в их суть, раскры­вать их, что называется, с уже готовыми доказательствами и фак­тами в руках. Она предусматривает не только знакомство журна­листа с литературой и подбор информации по избранной темати­ке, но и организацию, и постоянное ведение им специального справочного аппарата, т.е. наличие своеобразного досье.

Досье журналиста — это прежде всего жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предвари­тельной подготовки (такие знания, естественно, должны быть активно использованы на всех этапах работы); это понятия об основных и наиболее актуальных сторо­нах избранной тематики и "подходах" к ней, представление об этических рамках данной проблематики; и, наконец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал. Кроме справок в Интернете хороший журналист пользуется газетными вырезками, сообщени­ями информационных агентств, справочниками по избранной специализации. Эти материалы могут быть заложены в личный или редакционный компьютер, куда могут также заноситься луч­шие написанные на данную тему материалы — как собственные, так и коллег. В это же досье вносятся запомнившиеся фразы, ци­таты, по тем или иным причинам не использованные в предыду­щих передачах удачные приемы, "задумки", заголовки и т.д.

Подобные наработки должны всегда находиться под рукой, но чтобы и их легко можно было найти, необходима строгая система их подбора и хранения. Она сугубо индивидуальна, но главное общее условие — не доверяться памяти. Второй совет — не забивать беспорядочно ящики письменного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей. Сде­ланные накануне заметки надо обязательно перечитать на следу­ющий день, это поможет лучше запомнить их, найти точное мес­то для них в архиве и, что особенно важно, восстановить ход мыслей, которые привели к необходимости сделать эту запись.

Важный момент организации и ведения архива — его постоян­ное обновление. Избавляться при этом от старых материалов, если нет на то крайней необходимости, не стоит — неизвестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие листки, хранящие дыхание времени.

Завершающий этап предварительной подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в редакции. К его выполнению можно готовиться исподволь, если тема и конк­ретная программа запланированы заранее или если журналист яв­ляется ведущим какой-либо постоянной передачи или цикла. Но очень часто задание бывает связано с необходимостью оператив­ного освещения события в тот момент, когда оно происходит (это и есть собственно прямой эфир). В этом случае время подго­товки сжимается иногда до нескольких часов полета на место со­бытия или даже до нескольких минут для участия, скажем, в опе­ративном интервью в студии. Но чем острее дефицит времени, тем большее значение приобретают основательность, глубина и "боеготовность", которую журналист приобрел на ранних этапах подготовки к передаче.

Определив тему и узнав задание, корреспондент "привязыва­ет" все накопленное к данному реально разрабатываемому жиз­ненному событию. На этом этапе радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при нали­чии времени и записать план действий. В него войдут:

— точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);

— пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;

— описание ситуации и обстановки, в которой придется рабо­тать;

— примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;

— определение жанра передачи, пусть даже предварительное;

— выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические сред­ства записи.

Итак, предварительная подготовка к передаче завершена, и ра­диожурналист оказывается один на один с непосредственными

участниками события, рассказ о которых и составляет смысл его творческой деятельности. Причем это может быть рассказ или интервью в прямом эфире, совпадающие по времени с событием вне студии или в самой студии, или работа, смысл которой в том, чтобы записать на пленку (а уже потом в аппаратной отмонтировать ее) наиболее яркие высказывания, эпизоды и детали, — безотносительно к форме дальнейшего эфи­ра перед журналистом возникают проблемы, связанные с профес­сиональным общением.


Общение в работе радиожурналиста

Готовя передачу, радиожурналист всегда общается с людьми: получает информацию о них и об их жизни, воспринимая и внут­ренне оценивая личностную сущность человека, выбирает свою адекватную систему поведения по отношению к нему. Другими словами, он непрерывно взаимодействует с людьми. В этом взаи­модействии происходит столкновение интересов двух сторон. Если интересы совпадают, общение развивается органично, правда, при условии, что журналист не совершает психологических ошибок. Разные или противоположные интере­сы в общении ведут к борьбе и появлению элементов противо­стояния. В журналистской деятельности и то и другое проявляет­ся иногда в сложных, причудливых сочетаниях.

Многое решает целевая направленность материала. Одно дело создавать портретный радиоочерк, задачей которого является по­пуляризация личности, и совсем другое — готовить острый кри­тический материал, проводить журналистское расследование. В этих случаях желание "героев" сотрудничать с журналистом мо­жет быть совсем разным. Между этими полярными примерами есть бесчисленное множество вариаций, с которыми журналисту приходится встречаться в своей работе.

На готовность того или иного человека предоставить журнали­сту информацию, вступить с ним в контакт влияют различные факторы.

Во-первых, компетентность человека в том вопросе, по которо­му к нему обращается корреспондент. В случае отказа дать ин­формацию журналист должен правильно представить себе его мо­тивы. Иногда они действительно связаны с тем, что человек, к которому он обращается, не знает материала в такой степени, чтобы высказать глубокое и интересное суждение. Тогда журна­листу приходится искать другой источник информации. Конечно, с теми, кто не только знает и охотно готов дать все нужные све­дения, но часто и сам звонит и пишет в редакцию, работать лег­че. Но здесь следует быть осторожным: мотивы такой активности не всегда продиктованы самыми лучшими побуждениями и дей­ствительной компетентностью человека в той или иной проблеме.

Во-вторых, система служебной субординации. Радиожурналист неизбежно столкнется с этим обстоятельством, как только попы­тается получить информацию в официальном учреждении, ка­кой-либо фирме или на предприятии. Иногда человек, который компетентен в данном вопросе (журналист знает об этом более или менее точно), уклоняется от предоставления материала или выражения собственного мнения. Причиной может быть его неу­веренность в положительной реакции вышестоящих инстанций на опубликование этого материала: во многих учреждениях пре­доставление информации по определенным вопросам резервиро­вано за руководством. Из этого следует, что в каждом конкрет­ном случае журналист должен правильно решить, на каком уровне ему следует устанавливать контакт, чтобы получить нужную ин­формацию. В-третьих, профессиональная принадлежность человека. Лю­бой опытный журналист знает, что профессия накладывает отпе­чаток на характер обмена информацией. Эту интересную особен­ность подметил психолог П.М. Ершов: "Люди, привыкшие иметь дело с детьми, молодежью, люди, от которых по роду деятельно­сти требуется доброжелательная аккуратность, кто имеет в виду будущее — педагоги, воспитатели, — часто имеют склонность преимущественно выдавать информацию. Всякого рода админист­раторы, занятые больше настоящим, наоборот, склонны чаще до­бывать ее. Для тех, кто привык употреблять слова с полной от­ветственностью — таковы военные, математики, специалисты в точных науках, — характерна склонность обмениваться информа­цией конкретной, однозначной даже тогда, когда речь идет о предметах, далеких от круга их профессиональных интересов.

Люди гуманитарных профессий — писатели, критики, искусст­воведы, режиссеры — часто склонны, наоборот, к выражениям многозначным и к многословию. Профессиональные навыки вы­ступают в характере обмена информацией всегда, разумеется, с поправками на индивидуальный характер каждого отдельного че­ловека. В-четвертых, психологические свойства личности. Одни люди более коммуникабельны, другие — менее. Признаки готовности или нежелания сотрудничать с журналистом, проявляющиеся во внешней реакции человека, не всегда могут быть расценены пра­вильно. За негативным отношением к сотрудничеству может скры­ваться чрезмерная скромность или присущий человеку "комплекс неполноценности". Этот комплекс — явление вполне нормальное, так или иначе, он проявляется у многих людей, и журналист дол­жен с этим считаться. Терпеливое и тактичное развитие контакта, как правило, приносит успех.

Облегчить контакты с интересующими людьми журналисту помогает опять-таки специализация, т.е. работа в определенном диапазоне проблем. Конечно, такая специализация не всегда воз­можна, ибо задачи, возникающие перед ним, весьма многообраз­ны. Но любой журналист с опытом обязательно "обрастает" свя­зями в той сфере, которой он по преимуществу занимается, о ко­торой пишет и о которой создает радиопередачи. Взаимоотноше­ния с уже знакомыми людьми на основе собственной сложив­шейся и известной профессиональной репутации всегда проще и неформальнее отношений, которые возникают в результате пер­вых, новых контактов. Постоянная забота журналиста о расшире­нии круга своих источников информации — непременная пред­посылка его успешной деятельности.

Ответственные, занятые люди иногда расценивают интервью для печати, радио и телевидения как непростое и не всегда нуж­ное лично им мероприятие, требующее затрат времени.

Иногда за отказом скрывается боязнь высказать свое собст­венное мнение, нежелание входить в противоречие с мнением других, неопределенность и несформированность своих взглядов. С другой стороны, это может быть связано с попыткой выиграть время для того, чтобы собраться с мыслями, или с не­правильным пониманием целей интервьюера, неблагоприятной обстановкой беседы. Журналисту нужно уметь правильно класси­фицировать эти причины, вовремя прекратить разговор или ис­кать его верное продолжение.

Уклонение от общения с журналистами почти никогда не бы­вает выражено в форме прямого и категорического отказа. Чаще используются более "мягкие" формы, поскольку известно, что обязанность предоставлять журналистам информацию и право последних собирать и свободно распространять ее закреплено законодательством. Опубликованный факт отказа предоставить журналисту ин­формацию, как правило, уже сам по себе красноречив и негатив­но влияет на репутацию, как должностного лица, так и представ­ляемого им учреждения, а, кроме того, дает оправданную этим об­стоятельством возможность истолкования.

Но чаще журналист встречает благожелательное отношение со стороны людей, к которым он обращается в поисках информа­ции. Ведь если верно известное в журналистике выражение "име­на делают новости", то справедливо и обратное — "новости дела­ют имена": рассказывая о событиях и фактах, передавая мнения и оценки, печать, радио, телевидение выделяют из общей массы героев своих передач, повышают их значимость в собственном и общественном сознании. При общении с журналистом учитыва­ется влиятельность и значение СМИ как мощных каналов выра­жения и формирования общественного мнения.

В процессах общения конечная цель определяет лишь общую стратегию поведения общающихся. Тактика же, способы их пове­дения, как утверждает социальная психология, зависят от того, как воспринимаются и отражаются в сознании друг друга собе­седники.

От журналиста требуется высокая культура, выражающаяся, в частности, в умении замечать и правильно истолковывать нюан­сы в поведении человека. Оценка журналистом партнеров по общению начинается с первых минут знакомства. И здесь опыт предостерегает от ряда типичных ошибок.

— Партнеру легко приписываются некоторые качества на основе установившихся стандартов оценки внешнего облика. На­пример, высокий лоб, очки часто заставляют предположить в со­беседнике образованность, а седина дает повод думать о его бога­той духовной жизни. Это элементарные примеры, но они пока­зывают предрасположенность воспринимать человека определен­ным, "запрограммированным" образом.

— Партнера оценивают по принципу "сужу по себе", т.е. жур­налист приписывает свои душевные качества другому, переносит на него черты, свойственные ему самому, видит в другом челове­ке свой аналог.

— Журналист наделяет собеседника (особенно если это выда­ющаяся или высоко стоящая в общественной иерархии личность) набором положительных качеств, в действительности, возможно, ему не свойственных. Такое представление может сложиться в ходе предварительно проведенного изучения предстоящего парт­нера по общению из разговоров о нем со "знающими" людьми, по слухам и т.д.

Вообще журналисту нужно научиться оперативно преодолевать инерцию первых впечатлений, которые лишь в редких случаях дают точное представление о людях. В сознании воспринимаю­щего первые впечатления чаще всего относят человека к одной из групп людей в тех "классификациях типов", которые сложи­лись в прошлом опыте. Дальнейшее узнавание человека ведет к раскрытию в нем признаков, составляющих своеобразие его лич­ности.

Образ собеседника как личности и осознание его обществен­ной роли складываются у журналиста относительно четко по окончании подготовки к встрече. Перед интервью полезно за­дать себе несколько вопросов. Например:

"Каково самоопределение партнера по общению?"

"Не кажется ли он сам себе значительнее, чем есть на самом

деле?"

"Каков в представлении собеседника журналист: человек, снисходящий до того, с кем общается, достойный собеседник или профан, отнимающий время?"

"Каков я в глазах того, с кем общаюсь?" — этот вопрос задает себе каждый радиожурналист, особенно в начале своего профес­сионального пути. Если попытаться с этой точки зрения опреде­лить оптимальный психологический тип личности радиожурнали­ста, можно сказать: это воспитанный человек с сильным характе­ром, проявляющий дружескую расположенность в общении. Ему свойственны уверенность в себе, сдержанность, тактичность, мо­билизованность и подтянутость.

Уверенность в себе. Эту черту характера не следу­ет путать с самоуверенностью. Уверенность в себе основана на осознании общественной полезности дела, которому служит ра­диожурналист. Сила личности связана с убежденностью в правоте своего дела, в поддержке со стороны общественности. Самоуве­ренность же выражается противопоставлении себя окружаю­щим и потому производит плохое впечатление, особенно если под ней скрывается невежество.

Сдержанность, по существу, означает экономию в проявлении эмоций, своих личных симпатий и антипатий, уме­ние оставаться в корректных профессиональных рамках. Поспеш­ность выводов и обобщений в оценке людей свидетельствует о недостатке сдержанности. Другая крайность — эмоциональная "скупость".

Тактичность — верная спутница сдержанности, правиль­ный выбор линии поведения применительно к конкретным обсто­ятельствам. Тактичность — это инстинктивное чувство равнове­сия, а не маска, используемая для того, чтобы любой ценой под­держать удобные отношения; это уважение и понимание личности собеседника, мотивов, которыми он руководствуется в обще­нии с журналистом; это и крайняя осторожность, и любезность в тех случаях, когда именно эти качества необходимы.

Мобилизованность и подтянутость как внутренняя, так и внешняя. Журналист должен держаться с достоинством, без фамильярности, которую можно принять за развязность, но и без лишнего напряжения, выглядеть всегда готовым к деятельности. Его внешний вид тоже можно считать фактором общения. В процессе общения интересы взаимодействующих людей раз­личаются, между ними так или иначе распределяются роли: один партнер (в нашем случае радиожурналист) стремится получить информацию, другой — дает или должен дать ее; один из них мо­жет быть на позиции сильного, другой — на позиции слабого. И есть еще один, предпочтительный для журналиста вариант: пози­ция равных собеседников, каждый из которых — профессионал в своем деле.

Обстановка общения становится благоприятной, если собесед­ник чувствует непредвзятость, беспристрастность журналиста, ви­дит, что его принимают таким, каков он есть на самом деле, не­зависимо от обстоятельств и занимаемого им положения в обще­стве, и атмосфера доверия немедленно разрушается, если у парт­нера по общению возникает ощущение, что он представляет для журналиста интерес только как средство достижения профессиональных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: