для «слабых» или для всех?

САМСОНОВА Ольга Николаевна

Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Марийский институт образования», Российская Федерация

Алгоритм написания итогового сочинения по литературе:

для «слабых» или для всех?

Ключевые слова:

алгоритм — последовательность выполнения заданий для написания сочинения;

аргумент — основание, довод, приводимый в подтверждение или опровержение тезиса;

проблема — сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании; задача, не имеющая пока решения;

тезис — утверждение, истинность которого должна быть доказана.

Размышляя над трудностями и ошибками первого итогового сочинения, приходишь к выводу, что они связаны прежде всего, помимо отсутствия необходимой литературной базы, с незнанием учащимися четкого алгоритма его написания. Недочеты связаны не только с незнанием, но и с отсутствием навыков использования этого алгоритма, особенно «больших» сочинений ЕГЭ по русскому языку и ЕГЭ по литературе. Данный вид заданий — самый сложный для выпускников именно по причине неумения выпускников писать «объемные» сочинения по определенному алгоритму. В процессе подготовки к ним сложнее понять и освоить этот алгоритм написания, в отличие от «небольших» сочинений ОГЭ по русскому языку ЕГЭ по литературе, где более четко отработан план написания этих сочинений ввиду небольшого их объема.

Представляется, что не менее четкий алгоритм написания вполне может быть отработан учителями русского языка и литературы

и при обучении итоговому выпускному сочинению по литературе в объеме от 300—350 и более слов. Понятно, что этот алгоритм должен быть в своей основе единым для всех.

Например, можно представить такой алгоритм написания итогового сочинения.

1. Внимательно прочитайте выбранную тему сочинения. При выборе темы прежде всего следует определить, какая из них кажется учащемуся наиболее конкретной, близкой ему и понятной.

2. Постарайтесь понять эту тему. Необходимо разобраться в ее формулировке. Тем более, что правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия является первым критерием оценивания сочинения.

3. Выделите в теме ключевые слова, в которых заключен главный смысл. Н еобходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия, обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.

4. Поставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.

5. Подберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы. При этом не обязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух или даже одного. Постарайтесь вспомнить и привести в качестве аргументов произведения, принадлежащие одной эпохе или периоду (желательно, но не обязательно) и анализировать их в хронологическом порядке.

6. Продумайте композицию (построение) работы. Правильное композиционное оформление работы как один из критериев оценки сочинения по литературе требует от учащихся соблюдения правил построения письменного высказывания. Композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и заключение. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема.

Для нынешнего итогового сочинения нового формата беспроигрышный вариант, бесспорно, — это аналитическое вступление, состоящее из 4—5 предложений, не больше. Можно пойти по более легкому пути и написать вступление-определение. Для этого выбрать одно емкое слово, которым можно было бы охарактеризовать суть сочинения. Например, если речь идет о взаимоотношениях между людьми, то дать определение понятиям любовь, дружба, милосердие, патриотизм и т. д.

Основная часть — это тезис и аргументы из произведения, по которому пишется сочинение. Идея сочинения формулируется в виде тезиса — четко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы. В качестве аргумента можно привести хотя бы одно художественное произведение, но лучше, конечно, два. В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Главное — нужен не пересказ произведения, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа. Разумеется, лучше выучить наизусть наиболее важные цитаты из стихотворных отрывков произведений для подтверждения высказанных тезисов. Отрывки из произведений художественной прозы можно передать своими словами.

В заключении подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить важные мысли из основной части, но только другими словами. В этой части сочинения может быть выражено личное отношение пишущего к теме или проблеме сочинения. Желательно в заключение сказать и об актуальности поднятых проблем. Заключение должно быть органично связано со вступлением.

7. Напишите черновой и окончательный вариант работы. Внесите необходимую правку в построение и оформление текста сочинения.

Приведем пример сочинения по тематическому направлению «Чем люди живы?» (тема пробного экзамена 20 ноября 2014 года).

«Почему важно уметь сострадать другому?» Вопрос к теме — сама формулировка темы. Ключевые слова —«важно сострадать».

Примерное вступление (аналитическое или определение понятия, 4—5 предложений).

Сострадание — это особое качество души человека. Это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. Нам всегда хотелось бы, чтобы люди сострадали нам. Мы всегда ищем в людях сострадания. Почему это так важно?

Основная часть. Отвечаем на вопрос темы. Ответ на вопрос темы — это тезис или идея сочинения.

Уметь сострадать другому важно потому, что своим участием ты помогаешь человеку пережить какое-то горе или несчастье. Ты берешь на себя половину его проблем, и от этого ему становится легче. Кроме того, сопереживая ему, жалея его, ты начинаешь лучше его понимать. Часто такое сочувствие и понимание способствует возникновению искренней и деятельной любви к человеку. (Тезис или идея).

Аргументы для доказательства данного тезиса (2 произведения).

Герои многих произведений русских писателей являют нам пример настоящего сострадания, исцеляющего душу человека. Это, например, Наташа Ростова из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

(1-й аргумент). Наташа сострадает своей матери, потерявшей сына Петю на войне. Она берет на себя большую часть горя матери, ухаживает за ней, помогает ей выстоять в трудной ситуации. Наташа обладает настоящим талантом деятельной и сострадательной любви. Графиня знает, что только Наташа своим вниманием и любовью способна облегчить ее неимоверную боль. Точно так же Наташа своим состраданием и любовью врачует физическую и душевную рану князя Андрея Болконского, ухаживая за ним после смертельного ранения на Бородинском поле. Участие Наташи, ее самоотверженное, почти круглосуточное сидение у постели умирающего князя Андрея способствовало духовному перерождению героя, его смирению и пониманию сущности настоящей христианской любви (Иллюстрация).

Другим примером подлинного сострадания к ближнему является Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление наказание» (2-й аргумент). Соня искренне сострадает Родиону Раскольникову, совершившему преступление и погубившему свою душу. Она, жалея его, прямо указывает верный путь к исцелению — страдание принять и очистить этим свою душу. Признавшись Соне в преступлении, увидев в ее глазах не только сочувствие и жалость, но и любовь к нему, Раскольников почувствовал невольное облегчение и одновременно боль от того, что кто-то еще так страдает из-за него. Значит, он не один. Именно тогда Раскольников впервые усомнился в своей правоте. (Иллюстрация).

Заключение, связанное со вступлением (3—4 предложения).

Таким образом, человеку действительно очень важно уметь сострадать другому. Именно сострадание помогает человеку выжить в трудных жизненных ситуациях, не потерять себя, не оступиться. Если кто-то жалеет и понимает тебя, страдает вместе с тобой, облегчая твое состояние, значит, есть и надежда на лучшее, и ты сможешь все преодолеть. Сострадание как внешнее выражение внутренней любви к другому есть поистине исцеляющая преображающая сила.

Итак, сочинение четко структурировано (введение, основная часть, заключение). Оно написано по четкому алгоритму:

- Анализ темы. Выделение ключевых слов.

-Вопрос к теме.

-Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы,3—5 предложений).

-Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).

- Основная часть — аргументация:

а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода)

б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода)

6. Заключение (3—4 предложения).

Можно предвидеть возражения части учителей-предметников, связанные с тем, что такой вроде бы «идеальный» алгоритм написания итогового сочинения может быть только «для слабых» учащихся. Всем остальным учащимся будет «скучно» писать по алгоритму. Выпускники должны творчески подходить к написанию сочинения, мы должны их учить думать, размышлять, анализировать художественное произведение. Эти возражения наших коллег-педагогов вполне понятны. Да, действительно, мы должны прежде всего учить школьников мыслить и рассуждать. Это все придет к нашим детям. Но не скоро и не сразу. После длительного перерыва без выпускного сочинения наши школьники совершенно разучились писать объемные сочинения и не знают, куда им «идти» в этих рассуждениях, в каком направлении «двигаться» и в какой последовательности. Алгоритм написания сочинения поможет им в этом как своеобразный навигатор, позволяющий водителю двигаться в правильном на-правлении и не сбиться с пути. Наше глубокое убеждение (в этом поддерживают меня большинство педагогов обычной, не специализированной гуманитарной школы): пока школьники не освоят структуру сочинения, у них не будет и содержания. Как известно, именно форма определяет содержание. Этот закон «художественности» любой творческой работы. Алгоритм написания сочинения может и должен быть, по моему мнению, не для слабых, а для всех! Мы должны научить сочинению не избранных, гуманитарно-одаренных детей, а всех, весь класс!

Таким образом, написание сочинения — одна из самых сложных и важных задач в обучении. Но эта задача будет значительно облегчена, если научить учащегося композиционному построению сочинения, дать ему конкретный алгоритм его написания. Важно не просто дать его, но показать его «в действии» на примере нескольких образцов сочинений по разным тематическим направлениям. Не случайно в состав слова «сочинение» входит корень «-чин», имеющий значение «порядок, иерархия». Другими словами, сочинение — это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой. Это «упорядочение мыслей» нынешнего выпускника невозможно без знания структуры творческой работы и алгоритма написания итогового сочинения по литературе, подобно знанию алгоритма написания сочинений ОГЭ по русскому языку, ЕГЭ по русскому языку или ЕГЭ по литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: