Среднее индикаторное давление рi, МПа
(35)
где μ – коэффициент полноты индикаторной диаграммы, учитывающий отличие действительной диаграммы по сравнению с расчетной.
Для четырьохтактных двигателей μ=0,95…0,98[2]
Принимаем μ=0,95.
Индикаторная мощность двигателя Ni,кВт
, (36)
где τ – тактность двигателя
Средний индикаторный момент Мi, Нм
(37)
Экономичность работы цикла двигателя внутреннего сгорания характеризуется индикаторным к.п.д., который представляет собой отношение тепла, преобразованного в индикаторную работу цикла Li к теплу, затраченного за цикл топлива Qm
(38)
Индикаторный к.п.д. двигателя можно определить по формуле, полученной после преобразования
(39)
Удельный индикаторный расход топлива, кг/кВт.ч
(40)
Среднее давление механических потерь, МПа
, (41)
где Vn – средняя скорость поршня м/с
(42)
aм и bм – эмпирические коэффициенты, зависящие от соотношения хода поршня к диаметру цилиндра и типа двигателя.
Для карбюраторного двигателя при S/D<1 ам=0,039,bм=0,013
|
|
n =5000 частота вращения двигателя, об/мин
Механический к.п.д. двигателя
(43)
Среднее эффективное давление, МПа
(44)
Эффективный к.п.д. двигателя
(45)
Эффективная мощность двигателя Ne, кВт
(46)
Эффективный момент Ме, Нм
(47)
Удельный эффективный расход топлива, кг/кВт ч
(48)
Часовой расход топлива, кг/час
(49)
После выполнения расчета рабочего процесса двигателя проводим сравнение полученной расчетом эффективной мощности с эффективной мощностью двигателя – прототипа.
Так как Δ=2,7 <5 , то результаты расчета можно считать удовлетворительными.
Результаты расчета индикаторных и эффективных показателей двигателя сводим в таблицу 3
Таблица 3. Индикаторные и эффективные показатели двигателя.
Параметры | Индикаторные параметры | Эффективные показатели |
Мощность,кВт | 68,041 | |
Частота вращения,об/мин | ||
Момент, Нм | 176,5 | 130,023 |
КПД | 0,3 | 0,221 |
Удеьный рас ход томлива,г/кВт ч | 0,22 | 0,3696 |
Часовой рас ход томлива кг/ч | 25,14 |
3 ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.
К выполнению данного проекта приступают после определения показателей рабочего процесса. Расчеты проводят в следующей последовательности:
2. определение движущихся масс кривошипно-шатунного механизма.
3. определение сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме и крутящего момента.
Для проведения расчетов необходимо составить схему сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме.
3.1Определение масс движущихся частей кривошипно-шатунного механизма.
Масса возвратно-поступательно движущихся частей, кг
ma=mп+mшп; ( 50)
|
|
где mп – масса поршня, кг;
mшп – масса шатуна, приведенная к поршню, кг.
ma=0,62+ 0,2856 =0,9056
Масса вращающихся частей mв, кг
mв=mк+mшк(51)
где mк – масса кривошипа;
mк=3,9 кг. кг. [из исходных данных]
mшк – масса шатуна, приведенная к кривошипу, кг.
mшк =0,7344 [из исходных данных]
mв=3,9+0,7344=4,6344
3.2 Определение сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме и крутящего момента.
Сила от давления газов на поршень Pг, Н
(52)
где рг =0,085 МПа давление газов в цилиндре,
при угле поворота кривошипа φ=0 град
Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс, Н
(53)
где r=0,046 м радиус кривошипа;
Определим силу инерции возвратно-поступательно движущихся масс при угле
поворота кривошипа φ=370 град.
Суммарная сила, действующая на поршень, Н
Pа=Pг + Pj (54)
Нормальная сила, действующая перпендикулярно оси цилиндра, Н
PN=Pа tgβ т (55)
где - угол отклонения шатуна от оси цилиндра φ=0 град.
Сила действующая вдоль шатуна, Н
Pш= Pа/Cosβ (56)
Радиальная сила, действующая на кривошип, Н
(57)
Центробежная сила действующая на кривошип, Pц, Н
Pц= - mв·r·ω2 (58)
Полная радиальная сила на кривошипе, Н
PRΣ = PR+ Pц (59)
Тангенциальная сила на одном кривошипе, Н
(60)
Крутящий момент на кривошипе от одного цилиндра, Нм
Μк=PТ·r (61)
Расчет производим на ЭВМ. Результаты расчетов сведены в приложении А в
таблицы
φ,град (1) | р г , МПа (2) | Р г ,кН (3) | Р j,кН (4) | Р a,кН (5) |
0,084 | -0,08 | -8,56 | -8,64 | |
0,084 | -0,08 | -8,34 | -8,42 | |
0,084 | -0,08 | -7,72 | -7,79 | |
0,084 | -0,08 | -6,72 | -6,80 | |
0,084 | -0,08 | -5,45 | -5,52 | |
0,084 | -0,08 | -3,97 | -4,04 | |
0,084 | -0,08 | -2,41 | -2,48 | |
0,084 | -0,08 | -0,85 | -0,93 | |
0,084 | -0,08 | 0,60 | 0,52 | |
0,084 | -0,08 | 1,87 | 1,79 | |
0,084 | -0,08 | 2,92 | 2,84 | |
0,084 | -0,08 | 3,72 | 3,64 | |
0,084 | -0,08 | 4,28 | 4,20 | |
0,084 | -0,08 | 4,62 | 4,54 | |
0,084 | -0,08 | 4,80 | 4,72 | |
0,084 | -0,08 | 4,85 | 4,77 | |
0,084 | -0,08 | 4,85 | 4,77 | |
0,084 | -0,08 | 4,82 | 4,75 | |
0,084 | -0,08 | 4,81 | 4,73 | |
0,084 | -0,08 | 4,82 | 4,75 | |
0,086 | -0,07 | 4,85 | 4,78 | |
0,089 | -0,06 | 4,85 | 4,80 | |
0,093 | -0,04 | 4,80 | 4,76 | |
0,1 | 0,01 | 4,62 | 4,61 | |
0,108 | 0,03 | 4,28 | 4,31 | |
0,121 | 0,09 | 3,72 | 3,81 | |
0,137 | 0,16 | 2,92 | 3,08 | |
0,160 | 0,27 | 1,87 | 2,14 | |
0,193 | 0,42 | 0,59 | 1,01 | |
0,241 | 0,63 | -0,86 | -0,22 | |
0,311 | 0,95 | -2,41 | -1,46 | |
0,418 | 1,44 | -3,98 | -2,54 | |
0,583 | 2,19 | -5,45 | -3,27 | |
0,833 | 3,32 | -6,73 | -3,41 | |
1,183 | 4,91 | -7,72 | -2,81 | |
1,555 | 6,60 | -8,34 | -1,75 | |
1,73 | 7,39 | -8,56 | -1,17 | |
6,489 | 28,98 | -8,56 | 20,43 | |
6,231 | 27,81 | -8,34 | 19,47 | |
4,81 | 21,37 | -7,71 | 13,66 | |
3,46 | 15,24 | -6,72 | 8,52 | |
2,47 | 10,76 | -5,44 | 5,32 | |
1,809 | 7,75 | -3,96 | 3,79 | |
1,371 | 5,76 | -2,4 | 3,36 | |
1,07 | 4,43 | -0,84 | 3,59 | |
0,87 | 3,52 | 0,61 | 4,12 | |
0,736 | 2,88 | 1,88 | 4,76 | |
0,636 | 2,43 | 2,93 | 5,35 | |
0,563 | 2,1 | 3,72 | 5,82 | |
0,51 | 1,85 | 4,28 | 6,14 | |
0,471 | 1,68 | 4,62 | 6,30 | |
0,443 | 1,55 | 4,80 | 6,35 | |
0,423 | 1,46 | 4,85 | 6,31 | |
0,409 | 1,4 | 4,85 | 6,25 | |
0,402 | 1,36 | 4,82 | 6,19 | |
0,399 | 1,35 | 4,81 | 6,17 | |
0,118 | 0,08 | 4,82 | 4,90 | |
0,118 | 0,08 | 4,85 | 4,92 | |
0,118 | 0,08 | 4,85 | 4,93 | |
0,118 | 0,08 | 4,80 | 4,87 | |
0,118 | 0,08 | 4,62 | 4,70 | |
0,118 | 0,08 | 4,27 | 4,35 | |
0,118 | 0,08 | 3,71 | 3,79 | |
0,118 | 0,08 | 2,91 | 2,99 | |
0,118 | 0,08 | 1,86 | 1,94 | |
0,118 | 0,08 | 0,59 | 0,66 | |
0,118 | 0,08 | -0,87 | -0,79 | |
0,118 | 0,08 | -2,42 | -2,34 | |
0,118 | 0,08 | -3,99 | -3,91 | |
0,118 | 0,08 | -5,46 | -5,38 | |
0,118 | 0,08 | -6,74 | -6,66 | |
0,118 | 0,08 | -7,72 | -7,65 | |
0,118 | 0,08 | -8,35 | -8,27 | |
0,118 | 0,08 | -8,56 | -8,48 |
По результатам расчётов строят диаграммы сил, действующих на поршень.
Результаты расчёта сил, что действуют на шатун и кривошип, и момент на кривошипе записуем в таблицу.
φ,град (1) | р г , МПа (2) | Р ш,кН (3) | Р R,кН (4) | Р T,кН (5) | M K,Нм (6) |
0,084 | -8,64 | -8,64 | 0,00 | 0,00 | |
0,084 | -8,43 | -8,22 | -1,87 | -66,3 | |
0,084 | -7,83 | -7,07 | -3,37 | -119,7 | |
0,084 | -6,87 | -5,41 | -4,24 | -150,4 | |
0,084 | -5,62 | -3,58 | -4,33 | -153,6 | |
0,084 | -4,15 | -1,92 | -3,67 | -130,4 | |
0,084 | -2,56 | -0,7 | -2,46 | -87,4 | |
0,084 | -0,96 | -0,08 | -0,96 | -34,1 | |
0,084 | 0,54 | -0,06 | 0,54 | 19,1 | |
0,084 | 1,87 | -0,52 | 1,79 | 63,7 | |
0,084 | 2,96 | -1,30 | 2,66 | 94,3 | |
0,084 | 3,77 | -2,18 | 3,08 | 109,4 | |
0,084 | 4,33 | -3,01 | 3,11 | 110,5 | |
0,084 | 4,65 | -3,69 | 2,84 | 100,7 | |
0,084 | 4,79 | -4,17 | 2,37 | 84,1 | |
0,084 | 4,82 | -4,47 | 1,80 | 63,9 | |
0,084 | 4,79 | -4,64 | 1,20 | 42,5 | |
0,084 | 4,75 | -4,71 | 0,60 | 21,1 | |
0,084 | 4,73 | -4,73 | -0,00 | -0,0 | |
0,084 | 4,75 | -4,72 | -0,60 | -21,2 | |
0,086 | 4,80 | -4,65 | -1,20 | -42,7 | |
0,089 | 4,85 | -4,49 | -1,81 | -64,4 | |
0,093 | 4,84 | -4,21 | -2,39 | -85,0 | |
0,100 | 4,72 | -3,74 | -2,89 | -102,4 | |
0,108 | 4,44 | -3,09 | -3,20 | -113,5 | |
0,121 | 3,95 | -2,28 | -3,88 | -114,4 | |
0,137 | 3,21 | -1,40 | -2,14 | -102,3 | |
0,160 | 2,23 | -0,62 | -1,05 | -75,9 | |
0,193 | 1,05 | -0,11 | -1,19 | -37,1 | |
0,241 | -0,23 | 0,02 | -0,23 | 8,2 | |
0,311 | -1,5 | -0,420 | 0,98 | 51,3 | |
0,418 | -2,6 | -1,21 | 1,45 | 81,8 | |
0,583 | -3,32 | -2,12 | 2,55 | 90,7 | |
0,833 | -3,44 | -2,71 | 2,12 | 75,2 | |
1,183 | -2,83 | -2,55 | 1,21 | 43,1 | |
1,555 | -1,75 | -1,71 | 0.39 | 13,7 | |
1,73 | -1,17 | -1,17 | -0,00 | -0,00 | |
6,489 | 20,43 | 20,43 | 0,02 | 0,8 | |
6,231 | 19,49 | 19,01 | 4,33 | 153,9 | |
4,811 | 13,72 | 12,38 | 5,92 | 210,1 | |
3,46 | 8,61 | 6,77 | 5,31 | 188,6 | |
2,47 | 5,41 | 3,45 | 4,17 | 148,1 | |
1,809 | 3,88 | 1,79 | 3,44 | 122,0 | |
1,371 | 3,47 | 0,95 | 3,33 | 188,4 | |
1,077 | 3,72 | 0,30 | 3,7 | 131,5 | |
0,877 | 4,29 | -0,45 | 4,27 | 151,5 | |
0,736 | 4,96 | -1,39 | 4,76 | 168,9 | |
0,636 | 5,57 | -2,45 | 5,00 | 177,5 | |
0,563 | 6,03 | -3,49 | 4,92 | 174,8 | |
0,510 | 6,32 | -4,40 | 4,54 | 161,3 | |
0,471 | 6,45 | -5,11 | 3,93 | 139,6 | |
0,443 | 6,45 | -5,61 | 3,18 | 113,1 | |
0,423 | 6,37 | -5,91 | 2,38 | 84,4 | |
0,409 | 6,27 | -6,08 | 1,57 | 55,6 | |
0,402 | 6,20 | -6,15 | 0,77 | 27,4 | |
0,399 | 6,17 | -6,17 | -0,01 | -0,2 | |
0,118 | 4,91 | -4,87 | -0,62 | -22,0 | |
0,118 | 4,95 | -4,79 | -1,24 | -44,1 | |
0,118 | 4,98 | -4,62 | -1,87 | -66,2 | |
0,118 | 4,95 | -4,30 | -2,44 | -87,1 | |
0,118 | 4,81 | -3,81 | -2,94 | -104,3 | |
0,118 | 4,48 | -3,11 | -3,23 | -114,6 | |
0,118 | 3.93 | -2,26 | -3,21 | -114,0 | |
0,118 | 3,11 | -1,36 | -2,80 | -99,2 | |
0,118 | 2,02 | -0,56 | -1,94 | -68,8 | |
0,118 | 0,69 | -0,07 | -0,69 | -24,3 | |
0,118 | -0,82 | -0,07 | 0,82 | 29,0 | |
0,118 | -2,42 | -0,67 | 2,32 | 82,4 | |
0,118 | -4,00 | -1,86 | 3,54 | 125,8 | |
0,118 | -5,47 | -3,50 | 4,21 | 149,4 | |
0,118 | -6,73 | -5,30 | 4,13 | 146,8 | |
0,118 | -7,68 | -6,94 | 3,29 | 116,9 | |
0,118 | -8,28 | -8,08 | 1,82 | 64,5 | |
0,118 | -8,48 | -8,48 | -0,02 | -0,6 |
По результатам динамического расчета строется диаграммы сил по углу поворота кривошипа φ в пределах от 0 до 720 град., действующих на поршень, шатун и кривошип, а также момента кривошипа (плакат №4).
|
|
По данным изменения индикаторного момента одного цилиндра определяют суммарный индикаторный момент многоцилиндрового двигателя. Для двигателя с равномерным чередованием прочесов период изменения суммарного момента θ,град.
Ө (62)
|
|
где - итактность двигателя
z- количество цилиндров
Ө
Силы,действующие на поршень
Силы,дкйствующие на шатун и кривошип
Для определения сумарного идикаторного момента проводится наложение индикаторны моментов одного цилиндра со смещением по углу поворота коленчатого вала и с учетом порядка роботы цилиндров.Просумировав индикаторные моменты от всех цилиндров, получают суммарный индикаторный момент двигателя в зависимости от угла поворота φ коленчатого вала в пределах одного периода Ө.
Расчет производим на ЭВМ. Заносим в таблицу 4.
Таблица 4: Индикаторные моменты многоцилиндрового двигателя.
φ,град | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По данным таблицы 4 строим графики зависимости моментов, формируемых на
каждом кривошипе и суммарного момента по углу поворота коленчатого вала в пределах одного периода.
Средняя величина индикаторного момента многоцилиндрового двигателя определяется индикаторной работой периода, отнесенной к углу поворота.
(63)
Эффективный момент двигателя, Нм
Ме=Мi ήм (64)
Эффективная мощность, кВт
Ne=Meω10-3 (65)
гдеω – угловая скорость вала двигателя, рад/с (ω=πn/30)