Понятие науки. Аспекты бытия науки

Говорить о философии науки невозможно, не уяснив вопроса о том, что же такое наука. При определении понятия «наука» следует учитывать, по крайней мере, три аспекта её бытия: познавательный, социальный и социокультурный. При таком подходе наука предстаёт

1) как «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире»[2],

2) как «социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания»[3],

3) как специфическая сфера культуры (наравне с моралью, религией, философией, искусством).

Кратко рассмотрим содержание этих трёх аспектов бытия науки.

Наука как познавательная деятельность имеет цель: выявить законы, по которым существуют объекты материального мира, с тем, чтобы эти объекты преобразовывать в соответствии с потребностями человека.

Наука возникла из практической деятельности, обыденного, повседневного, житейского опыта, однако, в отличие от него, приобрела способность опережать практику по освоению объектов материального мира.

Наука как познавательная деятельность исходит из положения об объективном характере познаваемых предметов, нацелена на выявление предмета исследования, реальных законов бытия.

Таким образом, науке присущи такие характерные только для неё признаки, как обоснованность и доказательность знания, способность прогнозировать, предвидеть ход отдельных процессов и явлений, системность, нацеленность на практику, методологическая рефлексия.

Наука как социальный институт начала формироваться в XVII-XVIII вв., когда в Западной Европе возникли первые научные сообщества, академии, стали выпускаться научные журналы. На сегодняшний день наука представляет сложную сеть «взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений — от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от «невидимых колледжей» до больших организаций со всеми атрибутами юридического лица, от научных институтов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных и международных объединений»[4].

В процессе развития науки менялись её функции в социальной жизни. Так, в период становления науки как социального института (эпоха Возрождения и Новое время) она приобретала мировоззренческую функцию в борьбе с теологией и религией. Затем, в процессе бурного развития науки и техники, она становится производительной силой общества.

Сегодня наука — не только социальный институт, но и социальная сила, поскольку её методы, научные знания широко используются в решении самых разных проблем, возникающих в обществе.

К примеру, методы и данные конкретных наук широко используются при разработке планов и программ социального, экономического развития, в решении экологических проблем. Здесь необходимо участие учёных, комплексное применение знаний и методов естественных, технических и общественных наук.

Наука как специфическая сфера культуры рассматривается с точки зрения её взаимодействия с другими формами общественного сознания (искусством, религией, философией, моралью и т.д.), а также выявления специфических для науки и отличительных от других форм общественного сознания признаков.

Являясь неотъемлемой частью культуры, наука, прежде всего, нацелена на окультуривание самого человека, субъекта познавательной деятельности. Познание мира для каждого происходит в уже сформировавшихся в определённой культуре знаниях, способах и методах познания, специфических понятиях и тем самым способствует социализации личности. Научные знания глубоко проникают в быт людей, формируют их мировоззрение и тем самым становятся социальной силой, формирующей личность, способствующей её интеграции в определённую культуру.

Литература

1. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Контакт–Альфа, 1995. – 384 с.


[1] Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М., 1995. – С. 9.

[2] Степин В. С. Наука // Новейший философский словарь. – Минск, 2003. – С. 66.

[3] Философия науки / под ред. С. А. Лебедева: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 26.

[4] Философия науки / под ред. С. А. Лебедева: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 24-25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: