Об этике впервые заговорил Аристотель, заметив, что она «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться». Различаются понятия:
Этика (греч. ethos - обычай, характер) как система нравственных норм поведения человека или какой-либо профессиональной группы (в данном случае коммерсантов) и этикет - установленный порядок поведения где-либо. В России этикетные нормы поведения были установлены «Генеральным регламентом» Петра I в 1720 г., где национальная практика была приведена в соответствие с международными нормами, что облегчало деловые контакты с зарубежными партнерами.
Этический кодекс (свод правил, норм) предпринимателя-коммерсанта включает нормы профессионального поведения или профессиональной этики.
Цивилизованный предприниматель-коммерсант:
- убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства.
- исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним;
|
|
- верит в торговый бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к торговому бизнесу как к искусству;
- признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
- уважает себя как личность, а любую личность, как себя;
- уважает любую собственность, государственную власть,
- общественные движения, социальный порядок, законы;
- доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
- ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;
- стремится к нововведениям;
- является гуманистом (человечность, любовь к людям).
Формируя себя как коммерсанта, необходимо быть вежливым, тактичным, деликатным, доброжелательным и полностью управлять своими эмоциями; следует сформировать имидж (лицо, облик) коммерсанта, который гарантирует успех.