I.)Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.
Жизненный цикл проекта используется:
-Для определения начала и конца проекта;
-Для исследования целесообразности проекта;
-Для выявления связующих видов деятельности, которые необходимы после завершения проекта -Для использования полученных результатов;
-Для определения того, что должно быть сделано на каждой фазе проекта (цели - продукты).
Деление проекта на фазы, их набор и последовательность определяются нуждами контроля исполняющей организации.
Каждая фаза может характеризоваться по таким параметрам, как:
-Стоимость;
-Продолжительность;
-Степень вовлечения персонала;
-Степень вероятности успеха проекта;
-Влияние ключевых участников.
Типичный жизненный цикл проекта, как видно на рис.1, состоит из 4 фаз:
-Начальная фаза (концепция).
-Фаза разработки.
-Фаза реализации.
-Фаза завершения.
рис.1
Какие работы входят в состав основных фаз проекта?
Фаза концепции посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:
-Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование).
-Выявление потребности в изменениях (в проекте).
Определение проекта:
-цели, задачи, результаты;
-основные требования, ограничительные условия, критерии;
-уровень риска;
-окружение проекта, потенциальные участники;
-требуемое время, ресурсы, средства и др.
Определение и сравнительная оценка альтернатив.
Представление предложений, их апробация и экспертиза.
Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
В фазе разработки разрабатываются основные компоненты проекта, и осуществляется подготовка к его реализации.
Основные работы этой фазы:
1. Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.
Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.
2. Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:
конечный результат(ы) и продукт(ы), стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы.
3. Структурное планирование, в т.ч.:
-декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,
-календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,
-смета и бюджет проекта,
-процедуры УП и техника контроля,
-определение и распределение рисков.
4.Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.
5.Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.
6.Представление проектной разработки.
7. Получение одобрения на продолжение работ по проекту.
В фазе реализации выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта.
Данная фаза включает в себя:
1. Организацию и проведение торгов, заключение контрактов
2. Полный ввод в действие разработанной системы УП.
3. Организацию выполнения работ.
4. Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.
5. Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта.
6. Детальное проектирование и технические спецификации.
7. Оперативное планирование работ.
8. Установление системы информационного контроля за ходом работ.
9. Организацию и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, закупками.
10. Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно - монтажных и пуско-наладочных работ).
11. Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:
a. ход работ, их темпы,
b. качество работ и проекта,
c. продолжительность и сроки,
d. стоимость и другие показатели.
12. Решение возникающих проблем и задач.
В завершающей фазе (или фазе окончания) проекта достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта. Основные работы этой фазы:
-Планирование процесса завершения.
-Эксплутационные испытания окончательного продукта(ов) проекта.
-Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.
-Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.
-Оценка результатов проекта и подведение итогов.
-Подготовка итоговых документов.
-Закрытие работ и проекта.
-Разрешение конфликтных ситуаций.
-Реализация оставшихся ресурсов.
-Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
-Расформирование команды проекта.
II.) Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования.
Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже – других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.
Организация находится в стадии становления,
формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия – силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия – приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства-то, что организация может делать лучше других.