Генрик Ибсен

Он писал каждый год по пьесе, писал одну за другой, написал всего 5 или 6. В 1857 году назначен главой Норвежского театра «Христиане». Под его руководством театр разорился, в театр никто не ходил. И это освободила Ибсена от обязанностей — теперь он был свободным художником.

5 апреля 1864 года — покинул свою родину на 27 лет. Жил то в Италии, то в Германии, переезжал постоянно. Норвежское правительство поддерживало свои таланты, дало ему особое жалование поэта. На эти деньги он должен был выполнять минимальные дипломатические обязанности (это распространенная практика, Вашингтон был послом, Готорн — консулом). Например, присутствовать от лица Норвегии на открытии Суэцкого канала.

В Италии написал «Брандт» (1866) и «Пер Гюнт» в 1867 году. Брандт имел необычайный успех в Норвегии, ее читали и активно покупали. А вот «Пер Гюнта» восприняли как искажение национальной романтики, нечто губительное для национального самосознания. Григ сначала отказался писать музыку к этой драме, но ему предложили слишком много денег, но он написал чисто романтические мелодии, хотя романтизм в пьесе развенчивался.

«Брандт» и «Пер Гюнт» — дилогия, оба произведения близки по жанру (драматическая поэма в 5 действиях). Однако если Брант скорее поэма, то Пер Гюнт больше драма. Брант сначала был поэмой и только потом был переделан в пьесу, и это заметно. Вдхновил Ибсена «Фауст» Гете, когда он была полностью издан, произвел фурор. «Пер Гюнт» — во многом пародия на Фауста, но в то же время антипод.

Дилогия обоих пьес странная, там идет спор художественных идей. Брандт — фанатик, и не важно что он священник. («Брандт — это может быть я сам в лучшие минуты моей жизни»). Это идеальный герой, но в то же время ужасный. Главная тема и фигура — духовного вождя, ведущего своих сограждан к Богу. Он романтик, его кредо — все или ничего (6-7 раз повторяется). Брандт видит свое призвание в том, чтобы привести людей к Богу, но его отношение к нему — трепет и страх. Его путь — бой с целым миром. Брандт еще требовательнее чем сам Господь, для него Бог — жестокий и мстительный Бог Ветхого завета, а не милосердный Бог. Его идея — подвиг и жертва. Но единственное, что он не может отдать Богу, это глубины своего я, поэтому он отправляется «быть самим собой». Для него это ключевой вопрос, «быть самим собой».

Пьеса построена не по законам драмы, она не развивается, идет в этом круге. 1е действие — аллегория, 2 — подвиг, 3-4-5 — повторяются, построены одинаково.

Презрение к земному человеку одна из черт Брандта. В финале он прозревает, понимая, что главное в христианской религии — любовь и милосердие.

«Я буквально перешел из одной поэмы в другую». Ибсену нужно было дать оппозицию идеальному герою Брандта. Пер Гюнт — совершенно земной человек, любит выпить, подраться, женщин и далее по списку.

В Брандте действия и героев минимум. Пер Гюнт — 250 страниц, огромная пьеса, которую полностью почти никогда не ставят. У нее подчеркнуто двойная ориентация (в Брандте — романтик, романтизм, все односложно), показана разнообразная жизнь норвежской деревни. Поэтическая форма очень органична, но романтизм оспаривается жизнью. Сам Пер Гюнт полон фантастики, он поэт и мечтатель, но в то же время он очень земной человек. Все романтическое пародируется и снижается. В пьесе учтен опыт реалистического романа, о жизни героя рассказано от юности до старости, известно его происхождение. Первые три акта проходят в деревне, а 4ый акт переносится в совершенно другие земли, и аллегорий в нем больше, а реальности меньше. В пятом акте он возвращается домой бедным стариком, чтобы осознать итог своей жизни. Итог разрушителен для идеи эгоизма, идеи личности, стремящейся к вполощению. Пер Гюнт — квинтэссенция эгоизма. Формула «быть самим собой» опровергнута формулой тролля. Брандт — цельность, Пер Гюнт — приспособление.

Из сказок Ибсен взял бахвальство охотника, он был таким уже в фольклоре. Главный подвиг — побеждение тролля. У Ибсена главный монстр — человек, который ничего не хочет, ленится, врет. Начинается пьеса с вранья Пер Гюнта (сказка об олене), мать слушает это развесив уши, но потом вспоминает, что она сама же ему рассказывала сказу. Сразу видна двойственность героя — с одной стороны, он яркий, выделяется из серой толпы деревни, а с другой стороны он бездельник, лентяй, бабник и драчун. Отец Пер Гюнта промотал состояние деда, а сам Пер Гюнт не хочет работать. Вроде ничего особо отрицательного в нем нет, но в глаза бросается его способность приспосабливаться, он эгоист и приспособленец, это становится его стержнем. Живет по ситуации. Столкновение человека и реального мира.

Ему встречается Сольвиг, чисто романтический образ, живет по канонам строгой католической секты тихих. Она влюбляется в него, а он в это время ворует чужую невесту. Его идея «стать даже в малости любой, всегда самим собой», хотя он всегда играет.

Философско-символическая драма, где пародируется фаустовский пафос.

Встает вопрос, является ли главный герой личностью. И да, и нет. Все-таки он представляет какую-то цельность. Тролли ему говорят, что быть самим собой — чепуха, надо упиваться собой.

Ибсен дарит Пер Гюнту свой дар поэта.

Пер Гюнт был богат, торговал неграми, но по его мнению, если это приносит деньги, то ничего плохого нет, «не сделав зла, творишь добро». Считает, что ему все простится. Когда турки нападают на греков, он помогает туркам, потому что они сильнее и могут заплатить. Он космополит, мешает все для своего блага. Вознкает ощущение, что личность исчезает. Так и происходит в течение 4ого акта.

Встает вопрос: где и когда он был самим собой?

Пьеса очень искусно построена, все возвращается на круги своя, герои из первого акта появляются в пятой. Все эти персонажи дают сравнение Пер Гюнту.

Последний акт воплощает эгоизм, так как он не готов помочь другому. Он построен по понятиям символизма, так происходит расширение образа, которому нельзя дать точное определение. Пуговичник хочет подвести итог жизни главного героя. Он заявляет, что Пер Гюнт — негодная пуговица, которая идет на переплавку; предлагает ему лечь в могилу. Обвиняет его в том, что он стал обычным человеком, так много обещал в юности, но был никаким. Пуговичника воспринимает как посланца сатаны.

Жизнь Пера Гюнта — бесплодна. Он ничего не сделал, никому не сделал добра. «Быть собой, значит с жизнью проститься», явиться тем, что «Хозяин» велел, осуществиться по замыслу Бога. Пер Гюнта никогда не жил, жил в пустую. Понимает, что его царство было в домике Сольвиг, там он мог найти смысл. Странная встреча — Сольвиг стара и слепа, собирается в церковь. Она воплотилась в этой любви, хотя вроде бы ничего и не вышло, ни детей, ничего.

Она говорит, что он оставался самим собой в ее вере, надежде и любви. Любовь — превыше всего. Сольвиг мнит себя матерью Пера Гюнта и супругой Бога, девой Марией. Ее имя означает луч солнца. Однако Сольвиг может быть прочитана и печальным итогом, символом грядущей смерти (она убаюкивает его, когда он уходит).

Пер Гюнт очень норвежский, но он и мировой, это тип эгоиста, максимум противоречия человеской личности. Пьеса становится художественно оправданным мифом о главном герое. В целом Пер Гюнт — честный и художественный портрет современного человека 19 века, в нем есть некоторые романтические черты. Но в нем есть и сокрушительное развенчивание романтизма, которое удивительно сочетается с символичными описаниями норвежской природы. Сочетание прозы и поэзии, высоты и низменности героя. Этот персонаж стал символом и мифом, «Быть самим собой» значит отказаться от самого себя, для Ибсена эта мысль была очень важна. «Творить это суд суровый над самим собой» — борьба с троллем внутри себя.

Ибсен стал родоначальником новой драмы, написав «Кукольный дом». Существует два вида морали, одна для мужчины, другая для женщины, но в реальном мире женщину судят по мужским меркам. Прототипом Норы стала Лаура Килер.

Камерная пьеса с узким сюжетом на семейно-бытовую тематику, но она прорывает рамки своего материала и ставит проблемы современной личности. Мастерство драматического анализа, такой тип пьесы, где постепенно узнается тайна прошлого. Действие начинается в Рождество, начало новой жизни. Торвальду предстоит стать главой банка, значит у них будут деньги и Нора избавится от своего прошлого (8 лет назад она заняла деньги и подделала подпись своего отца, чтобы спасти своего мужа). Нора по-женски выдает секрет. В глазах Норы ее поступок — подвиг, а в глазах общества — преступление. Главный конфликт, Нора живет, не зная жизни, и все было невсамделишным, дом был кукольным. Проблема — человек создает неподлинность своего бытия. Она вроде как жила, но это никому не нужно. После своего подвига она всего лишилась.

Новая драма — в ней сцена за сценой обнаруживается непонимание персонажем самого себя. Конфликт несостоявшегося человека, как это понимает сама Нора. Тут тончайший психологизм. Она сделала это из любви, но эта любовь оказалась никому не нужной, человек эту любовь ее не принял.

Особенность новой драмы — описывать трагедию каждого дня, трагедию повседневности, причем не в исключительных ситуациях.

Символика простых вещей — праздника (елка), ящик для писем, миндальное печенье, клички Белочка и Куколка, тарантелла, письма, итальянское платье.

Наличие подтекста очень важно для пьес Ибсена. Станиславский назвал это подводными камнями.

Нора говорит, что была куклой, не была счастлива, а только думала, что счастлива. Ей стало необходимо понять себя и окружающий мир, она хочет попытаться во всем разобраться. Она покидает мужа, он этого не понимает, а Нора не понимает, почему женщина не может пожалеть отца и спасти мужа. Нора хочет стать человеком, и после не случившегося чуда, она идет дальше, для нее это шаг самой к себе.

Огромное подспудное напряжение, это не ситуация или персонажи, а особая весомость происходящего, обнажение великого конфликта — человек не знает кто он, не знает, кто эти люди, с которыми он живет.

Новая драма — нечеткий термин. Герои взяты из реальной жизни. Шоу говорил, что Шекспир показывает нас в вымышленных одеждах, а Ибсен — в наших собственных. Это реалистическая, проблемная, интеллектуальная драма. Ее конфликты не являются столкновением двух героев, тут только столкновение с враждебной действительностью. Человек не понимает происходящего, но через психологизм обнаруживаются проблемы. Часто в них встречаются натуралистические мотивы. Ранние пьесы Уаильда и Шоу написаны под впечатлением Ибсена.

Бернард Шоу написал затем «Квинтэссенцию ибсенизма». Социальные, политические конфликты должны лежать в основе новой драмы. Для Шоу важно сомнение, когда все философские системы дискредетированы, не верят ни Гегелю, ни Марксу. По Шоу проникновение таких мотивов на сцену будет исчезать по мере улучшения качества жизни. Драма использует романические, новеллистические представления о времени и пространстве. Сначала создается видимость, а потом разрушается — также поступал и реалистические роман. Подводные течения — не артикулируются героями. Соединяется трагическое и комическое начало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: