Сверхзадача

Мы знаем, что любое произведение вызвано к жизни мыслями, мечтами, чувствами автора. Они составляют то зерно, из которого вырастает произведение. «Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля. Условимся же на будущее время называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей пси­хической жизни и элементов самочувствия артисто-роли сверхзадачей произведения писателя» (К.С. Станиславский).

Что бы актер ни делал в спектакле, какие бы поступки ни совершал, он не должен забывать о той цели, о той мысли, ради которой поставлен спек­такль, о том, что является сверхзадачей. «Все, что происходит в пьесе, все ее отдельные большие или малые задачи, все творческие помыслы и дей­ствия артиста, аналогичные с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Общая связь с ней и зависимость от нее всего, что делается в спек­такле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отноше­ния к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения».

Эти положения целиком относятся и к передаче рассказа от первого лица.

Выбрав для работы рассказ, студент определяет его сверхзадачу, исхо­дя из главной мысли произведения, из его стилистики в целом. При этом важнейшее условие - чтобы сверхзадача нашла живой отклик в душе испол­нителя.

Если сверхзадача лично не взволновала вас, и вы лишь более или ме­нее тонко имитируете взволнованность по поводу событий рассказа, судеб его героев, сверхзадача, найденная чисто умозрительно, рассудочно, ни­когда не сделает произведение выдающимся. Лишь сверхзадача лично пе­режитая, затронувшая эмоциональную сферу художника создает прекрас­ное в искусстве. С этих позиций и должен взглянуть исполнитель на выбранный им рас­сказ. «Я выхожу на сцену не потому, что надо сдать очередной экзамен по сценической речи, - я выхожу потому, что не могу не рассказать о собы­тии, которое меня взволновало, потрясло, о том, что мне очень дорого или очень враждебно».

Увлеченность сверхзадачей создает необходимые предпосылки к тому, чтобы исполнитель стал лично причастен к тексту, чтобы его мышление было живым, достоверным, «сиюминутным», чтобы рождение слова стало подлин­ным процессом, а не холодной, расчетливой имитацией такого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: