Мы знаем, что любое произведение вызвано к жизни мыслями, мечтами, чувствами автора. Они составляют то зерно, из которого вырастает произведение. «Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля. Условимся же на будущее время называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли сверхзадачей произведения писателя» (К.С. Станиславский).
Что бы актер ни делал в спектакле, какие бы поступки ни совершал, он не должен забывать о той цели, о той мысли, ради которой поставлен спектакль, о том, что является сверхзадачей. «Все, что происходит в пьесе, все ее отдельные большие или малые задачи, все творческие помыслы и действия артиста, аналогичные с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Общая связь с ней и зависимость от нее всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отношения к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения».
Эти положения целиком относятся и к передаче рассказа от первого лица.
Выбрав для работы рассказ, студент определяет его сверхзадачу, исходя из главной мысли произведения, из его стилистики в целом. При этом важнейшее условие - чтобы сверхзадача нашла живой отклик в душе исполнителя.
Если сверхзадача лично не взволновала вас, и вы лишь более или менее тонко имитируете взволнованность по поводу событий рассказа, судеб его героев, сверхзадача, найденная чисто умозрительно, рассудочно, никогда не сделает произведение выдающимся. Лишь сверхзадача лично пережитая, затронувшая эмоциональную сферу художника создает прекрасное в искусстве. С этих позиций и должен взглянуть исполнитель на выбранный им рассказ. «Я выхожу на сцену не потому, что надо сдать очередной экзамен по сценической речи, - я выхожу потому, что не могу не рассказать о событии, которое меня взволновало, потрясло, о том, что мне очень дорого или очень враждебно».
Увлеченность сверхзадачей создает необходимые предпосылки к тому, чтобы исполнитель стал лично причастен к тексту, чтобы его мышление было живым, достоверным, «сиюминутным», чтобы рождение слова стало подлинным процессом, а не холодной, расчетливой имитацией такого процесса.