Тема 19. Э.М.Ремарк и творчество писателей «потерянного поколения»

Роман Ремарка «На западном фронте без перемен», роман Хемингуэя «Прощай, оружие!» и роман Олдингтона «Смерть героя». Общее и особенное в этих произведениях. Эволюция взглядов и творчества Ремарка, Хемингуэя и Олдингтона в 30-40-е годы. Смыл понятия «потерянное поколение» и взгляд на него с позиций ретроспективы современности. «Потерянное поколение» в романах Л.-Ф.Селина «Путешествие на край ночи», «Три солдата» Д. Дос Пассоса.

Тема 20. Творчество Томаса Манна в военные и послевоенные годы: от «Размышлений аполитичного» к созданию «интеллектуальных романов» с философско-исторической проблематикой. Значение философии и литературной классики для Т.Манна. Шопенгауэр, Ницше, Гете, Толстой и Достоевский в восприятии Т.Манна. Романы «Волшебная гора» и «Гете в Веймаре». Проблема гуманизации мифа, образ Гете, проблема времени. Мечта о «новой гуманности» в ее связи с мечтой о «старой Германии». Понятие «политической гуманности» в трактовке Т.Манна. Обращение к мифологическому в тетралогии «Иосиф и его братья», задуманной как «поэма о человечестве». Т.Манн и музыка. Проблематика и структура романа «Доктор Фаустус». Традиции романа-воспитания. Образы героя, повествователя и автора. Леверкюн - «герой нашего времени, несущий в себе всю боль эпохи» (Т.Манн). Общечеловеческое и конкретно-историческое в романе. Тема скорби о Германии. Тема искусства и художника, его ответственности за духовное здоровье народа. «Доктор Фаустус» как итог творчества Т.Манна, синтезирующий ключевые аспекты его философско-эстетических исканий и обретений.

Тема 21. Г.Гессе. Традиции немецкого романтизма в творчестве Г.Гессе. Эволюция от «Петера Каменцида» к «Демиану» и «Степному волку» -произведениям, запечатлевшим мироощущение современных событий военных и первых послевоенных лет. Идеал духовной свободы в произведениях Гессе. Гессе о Достоевском. Обращение к философии и культуре Востока в поисках пути к осознанию всеединства природы и обретению духовной гармонии. «Сиддхартха» Гессе. Принцип «биполярности» и его реализация в произведениях Гессе. Соотнесение «поэзии бытия» и «прозы бытия». Ирония Гессе в ее отношении к «романтической иронии» в немецкой литературе эпохи романтизма. Роман «Степной волк». Раскрытие в романе символики заглавия. Образ Гарри геллера. Философская утопия «Игра в бисер».

Тема 22. Творчество Б.Брехта - поэта, драматурга, режиссера и теоретика драмы. Антивоенная и антифашистская тема в творчестве Брехта. «Баллада о мертвом солдате» и пьесы 20-х годов. «Трехгрошовая опера». Теория «эпического театра» Брехта в ее отношении к «аристотелевскому театру».Трактаты Брехта «Об экспериментальном театре» и «малый органон для театра». Принцип «отчуждения». Пьесы Брехта 30-40-х годов, «мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сычуани», «карьера Артура Уи». Проблема личной ответственности и образ ученого в «Жизни Галилея». Значение театра Брехта для театрального искусства и творчества драматургов XX века. Пьесы Дюрренматта и Фриша.

Тема 23. Американская литература 20-40-хгг. Эрнест Хемингуэй. Творческий путь. «В наше время» - романная цельность новеллистического сборника. Теория «айсберга». Подтекст: философия и художественныйе возможности приема. Следы русских влияний - от «Записок охотника» до новеллистики Чехова. «Фиеста». Духовная катастрофа личности на незримом фоне войны и стихия народного празднества. Композиционный строй романа «Прощай, оружие». Переосмысление толстовской традиции изображения войны в романе лирического типа. Стиль как носитель смысла. Стоическое мужество личности перед лицом враждебного мира. Хемингуэй в 30-е годы. «Старик и море». Поэтика параболы. Возвращение к традиционным гуманистическим ценностям. Человек как микрокосм.

Тема 24. Скотт Фицджеральд. Роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» и «американская мечта». Устойчивость мифологем национального опыта и национальной предназначенности американцев. Хронотоп Запада в построении романа. Джей Гэтсби как воплощение утраченной «американской невинности». Позиция автора.

Тема 25. Уильям Фолкнер. Творческий путь. Мифологическое королевство Йокнапатофа. История американского юга и художественное мировоззрение писателя. Неизбывность прошлого. Личность как центр общинного мироустройства. Старозаветная символика в романах Фолкнера. Композиционное построение романов «Шум и ярость» и «Когда я умирала». Полифоническая эстетика - «тринадцать точек зрения черного дрозда». Феномен Времени - смыслообразующая константа творчества Фолкнера. Фолкнер и Достоевский. Фолкнер и новый латиноамериканский роман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: