Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.
Система нормативных документов безопасности жизнедеятельности — это совокупность нормативно-правовых, нормативно-технических и методических документов, относящихся к областям охраны труда на производстве, охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Нормативно-правовые документы определяют правовые отношения субъектов (государства и гражданина, предприятия и работника и т.п.) и устанавливают права, обязанности и нормы ответственности юридических и физических лиц в соответствующей области безопасности жизнедеятельности.
Нормативно-технические и методические документы устанавливают: правила, общие принципы или характеристики, касающиеся отдельных видов деятельности в области безопасности жизнедеятельности; требования к технологическим процессам и работам, оборудованию, помещениям, зданиям и сооружениям, а также средствам коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые уровни вредных и опасных факторов и др.
В порядке приоритетности нормативно-правовые акты можно расположить в следующей последовательности:
- международные договоры (конвенции), ратифицированные Государственной думой;
- Конституция РФ;
Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
- Федеральные законы РФ;
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства РФ;
- Государственные стандарты (ГОСТы);
- Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.
К нормативно-техническим и методическим документам относятся:
стандарты (международные (Правила ЕЭК ООН и др.), государственные (ГОСТ Р), отраслевые (ОСТ), предприятий (СТП));
правила (единые (федеральные), межотраслевые, отраслевые);
требования;
нормы (единые (федеральные), межотраслевые, отраслевые);
технические условия;
методики;
рекомендации;
руководящие технические материалы;
методические указания;
инструкции (межотраслевые, отраслевые, типовые, для работников, при выполнении работ).
Нормативно-технические и методические документы, как правило, не содержат правовых норм и не подлежат регистрации в Минюсте России. Они принимаются (утверждаются) федеральными министерствами и ведомствами или аналогичными учреждениями субъектов Российской Федерации (ОСТы, правила, нормы и др.), Госстандартом России (ГОСТы, правила по сертификации) и другими органами государственной власти и организациями.
Требования нормативно-технических и методических документов могут быть обязательными (например, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности и защиты окружающей среды) и рекомендательными. Обязательность выполнения требований рекомендательных документов может устанавливаться самими предприятиями, которые их применяют, а также условиями договоров между организациями.
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состояние окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.