Краткий пересказ пьесы А. Островского «Гроза»

Рабочий лист необходимо заполнить к четвергу 1. 10.2015

Краткий пересказ пьесы А. Островского «Гроза»

Предлагаемое упражнение поможет, во-первых, проверить, насколько глубоким было Ваше знакомство с пьесой А. Островского, во-вторых, определить те узловые моменты содержания, которые впоследствии станут предметом нашей совместной работы.

Клише. Действие п..е(с,сс)ы нач..нается на берегу (укажите название реки) ____________. (Фамилия персонажа) ____________, механик-самоучка, мечтающий изобрести (в-1; философский камень, электрический двигатель, аэроплан, перпетуум-мобиле), глядит на противоположный берег и (в-1; печально, восторженно, равнодушно, иронично) восклицает: «__________! Вид __________!» Но гуляющие вместе с ним (указать фамилии персонажей) _____ и _____ не разделяют этого _____. Слова о красоте мира в Калинове, в городе, где царят «(в-1; жестокие, веселые, мерзкие, добрые) нравы», кажу(т,ть)ся чудачеством. Зато грубая брань главного ругателя ____________, который, прогуливаясь по набережной, случайно натыкается на своего (в-1; свата, племянника, зятя, слугу) тут воспр..нимае(т,ть)ся как явление вполне ____________. Осыпав (в-1; пожилого, молодого) человека оскорблениями и несправедлив_ _____, Дикой удаляется, а (имя персонажа) _____ рассказывает сочувствующим горожанам свою горес..ную историю. Он приехал к своему дяде, чтобы получить _____, оставле(н,нн)ое ему и его (в-1; матери, сестре, брату, отцу) покойн_ _____. В завещани.. сказано, что получить наследство внуки смогут, если проявят ____________ к дядюшке, и ценой беспр..станных унижений, почти рабского послушания _____ наде..(т,ть)ся доби(т,ть)ся милости от Дикого. _____, услышав это, убежденно говорит, что наследства на таких условиях молодой человек (н..) когда (не) получит. Борис, кажется, и сам это понял, однако идти ему (не) куда, надо как (то) устроить будущее бедной (в-1; матери, возлюбленной, сестры), поэтому приходится _____ сносить оскорбления самодура.

На сцене появляется новое лицо – сладкоречивая странница _____, которая в приторном упоении хвалит город и его жителей: «Да что там говорить! В _____ земле живете! И купечество все народ _____, _____ многими украшенный…»

Слова (в-1; образованной, неграмотной) стра(н,нн)ицы (не)следует понимать всего лиш.. как надрывно-фальшивую похвалу людям, которые сыто ее покормили. В соотнесении Калинова с «землей _____» выявляются важнейшие характеристики «_____ царства»: (в-2; замкнутость, открытость, постоянное движение, просветленность, неподвижность). Время здесь как бы остановилось, оцепенело, люди, как и положено ____________ (в-1; преисподней, земного рая), ничего не хотят, никуда не _____, поэтому тут «_____ и тишина». Движение воспринимается как черта (в-1; бесовского, божьего) мира, вот почему в шумной, суетящейся (название города) _____ странница на высоком доме увидела (в-1; покойного царя, Антихриста, ангела на белом коне, Вавилонскую блудницу).

Феклуша в своей благодарной речи как пример благочестия и щедрости называет семейство _____. Упоминание этой фамилии заставляет вздрогнуть Бориса: он тайно и безнадежно любит _____, жену Тихона Кабанова. Терзаемый мучительным сознанием бе..плодности своих чувств, он, увидев _____, испуганно уходит.

Главное лицо в семействе Кабановых – мать _____ _____, (в-2; робкая, забитая, властная, суровая, кровожадная, нежная, любвеобильная, деспотичная) женщина. Она убеждена, что человека повсюду караулит греховный соблазн, поэтому только (в-1; горячая и страстная любовь к ближнему, страх перед жестокой карой) может удержать человека от необдуманного шага. Тихон – человек (в-2; решительный, свободолюбивый, безвольный, слабый), старается не прек..словить матушке, для нее он просто (в-1; незрелый ребенок, беспечный повеса, дурак, коварный льстец). Варвара, его младшая сестра, – натура (в-2; романтичная, живая, утонченная, мятежная, удалая, своенравная). Обл..дая изворотливым умом, она научилась обходить домостроевские запреты, маменьке не перечит, но делает все по-своему. «Делай что хочешь, лишь бы _____ _____ _____было!» – вот главный ее жизненный принцип.

В систем.. персонажей особое место занимает Катерина. «Неотмирность» этой героини подчеркивае(т,ть)ся именем: Катерина – присно-чистая, вечно чистая. В глазах окружающих она «какая-то (в-1; чудная, роковая, чрезмерно умная, мудреная)». В темном царстве, где жизнь сводится к короткому и безжалостному «нет», ее стремление к свободе, к _____, к любви вызывает недоумение даже у близких. «Почему люди не _____?» – спрашивает она Варвару, и в этом вопросе, звучащем из самой глубины сердца, отчетливо звучит тоска по иному миру, по «небесной отчизне» и (в-1; рабская покорность; ненависть к окружающим ее людям, неугасимое стремление вырваться из гнетущей неволи). В(на) (в-1; саду, церкви, реке, кладбище), где душа на крыльях веры воспаряет к высокому и бесконечному, проявляется подлинная глубина ее личности. «Ах, Кудряш, как она _____, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица как будто _____». В этих словах (кого?) ____________ – ключ к тайне образа Катерины. Ее душа, окруженная холодом одиночества, стремится к обретению родственной души. Вот почему ее сердце против воли устремляется к Борису, который отличается от других горожан не только своим европейским костюмом и образованностью, но и органическим неприятием калиновского уклада: «Я понимаю, что все это наше _____, родное, а все-таки _____ _____». Эта реплика оказывается созвучной словам Катерины, которая тоже ощущает «ненормальность» этого внешне как будто бы нормального мира: «_____ _____ _____ _____ _____», – говорит она Варваре, попытавшейся убедить ее, что и церковь, и богомолки, да и вся жизнь в Калинове те же, что и везде.

Варвара догадывается, что происходит в душе Катерины. Жалея ее, она берется устроить свидание с Борисом, после того как _____ уедет по торговым делам. Услышав об этом, Катерина (в-1; радостно, весело, испуганно, сердито) восклицает: «_____ _____ _____». В этот момент появляется зловещий образ – (в-1; слепой пилигрим, бродячий трагик, сумасшедшая барыня, безымянный кудесник). Увидев молодых, красивых женщин, он(она) в ярости обрушивает на них свое жу(т,д)кое пророчество: «_____ _____ _____ _____ _____ _____».

Ужас сковывает душу Катерины, нет уже сил, чтобы справиться с бушующим в сердце огнем. Как будто отголоском той грозы, которая раз..гралась в сознании героини, над городом грохочет (в-1; роковой выстрел, гром, артиллерийская канонада, праздничный фейерверк).

Отъезд мужа предв..ряет драму. Катерина бросается к нему на шею, просит его _____ _____, умоляет взять ее с собой, потому что чу..ствует прибл..жение страшной катастрофы. «_____ _____!» – предупреждает она Тихона, но он, обрадованный тем, что на две недели вырве(т,ть)ся (из) под (в-1; отцовского, жениного, маменькиного) ига, не слышит ее.

Оставшись одна, Катерина ощущает (в-1; легкость; давящую тяжесть тоски; смертельную усталость; необыкновенный восторг): «Ах, какая скука!». Она жалеет, что у нее нет деток, что (не) умерла, когда была маленькой, потом решает шить белье, чтобы постоянной работой заглушить сердечную боль. Но тут появляется Варвара и протягивает ей _____. Наступает решающий момент пьесы: брать или не брать _____, какая дверь им будет открыта – в яркий, _____ мир бесконечного счастья или в _____ бездну преисподней? Чему довериться: _____, вспыхнувше__ в сердце и озаривше__ своим светом все излучины души, или суровому гласу долга? Что делать: бросить ключ или взять его? «Нет, ни за что на свете! Он теперь мой!» – решает Катерина, и ее рука судорожно сж..мает заветный ключ.

«____________ времена, матушка Марфа Игнатьевна,____________!» – причитает Феклуша, и эти слова (в-1; веселой, грустной, похоронной, скорбной) музыкой звучат над миром тихо вздыхающей скорби.

Проходит две недели. Возвр..щается муж. Над городом соб..раются т..ж..лые грозовые тучи, накрапывает дождь. Двое гуляющих разглядывают на стенах галереи полустершиеся картины (в-1; взятия Казани, всемирного потопа, истории блудного сына, огненной геенны). _____, выведенный из себя просьбой Кулигина пожертв..вать деньги на устройство громовых отводов, в беше(н,нн)ой ярости кричит: «Гроза нам в (в-1; радость, наказание) посылается, чтобы мы чу..ствовали…». Страх и напр..жение усиливаются, должно произойти что-то (в-1; значительное, радостное, ужасное, страшное). Один из гуляющих, глянув на потемневшее небо, в котором что-то живое ворочается, говорит: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза _____ _____». Катерина чу..ствует устремленный на нее _____ взгляд судьбы. Спасаясь от наст..гающей кары, она бросается под спасительные своды галереи, но и тут ее настигает страшное вопл..щение нера..каявшегося греха – (в-1; кровавый призрак, бородатый мужик в красной рубахе, уродливый горбун, сумасшедшая барыня). В унисон громовым раскатам звенит ее(его) истошный визг: «Все в ____________ _____ _____ _____». Теряя последние силы, Катерина подход..т к стене, в изнеможении опускается на колени, но ее тума(н,нн)ый взор вид..т на стене жуткие картины Страшного суда с его карающим огнем. С криком она в ужасе вскакивает. Этот момент заставляет нас вспомнить этимологию слова «грех» – греть (жара, боль). Слышен новый удар грома. Боль станов..(т,ть)ся (не) выносимой, жар сжигает сердце. Катерина, рыдая, пр..людно во всем пр..знается своему мужу и падает без сил ему на руки. И завершает эту дра(м,мм)атическую сцену, которая является (в-1; экспозицией, развязкой, кульминацией, эпилогом) пьесы, торжествующий возглас _____: «Что, сынок! Куда _____-то ведет! Говорила я, так ты слышать не хотел. Вот и дождался!»

Божие с..яние гасн..т в героине. Тьма окутывает ее душу. Теперь ей все равно: придет ли смерть, сама ли она оборвет свою жизнь. Прощаясь, она просит Бориса не пропускать по дороге ни одного _____, что(бы) _____ за ее грешную душу. Но вспоминает, что церковь не моли(т,ть)ся за _____, и произносит полные г..рячей веры слова: «Грех! Молиться не будут? Кто _____, тот будет молиться…» В этих словах звучит надежда, что любовь бессмертна и бесконечна, а Высший суд немысл..м без (в-1; строгости, справедливости, прощения, жестокости) и без любви.

Финал п..е(с,сс)ы (в-1; комичен, трагикомичен, драматичен).: (фамилия персонажа) ____________ достает тело утопле(н,нн)ицы из Волги и с(со) (в-1; ненавистью, укором, злорадством, насмешкой) говорит Кабановым: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! _____ ее здесь, возьмите его; а _____ ее теперь не ваша; она теперь перед судией, который _____ вас!».

Только здесь в (в-2; бесстрашном, целеустремленном, безропотном, безвольном, трусливом, надменном) Тихоне зарождается протест. «Вы ее _____! Вы! Вы!» – кричит он (в-1; с досадой, с брезгливой ухмылкой, в отчаянии, в растерянности) своей _____.

«Ну, я с тобой дома поговорю!» – грозит _____ своему сыну. Но прежнему уже не бывать: прогремевшая над Калиновым гроза – это гневный голос жизни, во(с,сс)тавш..й против пор..бощения, _____ и невежества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: