Силы и средства гарнизона - рядовой и начальствующий состав пожарных аварийно-спасательных подразделений, пожарная аварийно-


спасательная техника, пожарно-техническое вооружение, аварийно-спасательное оборудование, инструменты, средства связи и оповещения, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, находящиеся на вооружении подразделений по чрезвычайным ситуациям; суточный наряд - вид наряда, организуемый для поддержания порядка и охраны служебных помещений, пожарной аварийно-спасательной техники, оборудования, имущества и территории пожарного аварийно-спасательного подразделения лицами рядового и начальствующего состава дежурной смены пожарных аварийно-спасательных

подразделений.

3. Руководство гарнизонной и дежурной службами осуществляется на

принципах единоначалия:

3.1. в гарнизоне области (г.Минска) - начальником областного
(Минского городского) управления Министерства по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь (далее - УМЧС);

3.2. в гарнизоне города областного подчинения (района) -
начальником городского (районного, городского и районного) отдела по
чрезвычайным ситуациям (далее - Г(Р)ОЧС).

4. Взаимодействие подразделений по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь (далее - подразделения) гарнизона с аварийно-
спасательными и другими службами по обеспечению готовности к
ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС)
регламентируется инструкциями о взаимодействии и определяется планом
привлечения сил и средств в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ ГАРНИЗОННОЙ

И ДЕЖУРНОЙ СЛУЖБ

5. Проверка гарнизонной и дежурной служб осуществляется в целях
оценки уровня боеготовности, как отдельных подразделений гарнизона,
так и гарнизона в целом, оказания практической помощи и изучения
положительного опыта их деятельности.

6. Право на проведение проверки без служебного задания
(предписания) имеют следующие должностные лица органов и
подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:


6.1. Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
(далее - Министр) и его заместители;

6.2. начальник отдела оперативного управления - помощник
Министра, начальник управления аварийно-спасательных служб и
ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС) и работники данного
управления, начальник государственного учреждения «Республиканский
центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС
Республики Беларусь», его заместители и работники отдела службы и
боеготовности данного учреждения, начальник государственного
пожарного аварийно-спасательного учреждения «Республиканский отряд
специального назначения» МЧС Республики Беларусь;

6.3. начальники водолазно-спасательной службы, службы химической
и радиационной защиты, службы медицинского обеспечения,
взрывотехнической службы (далее - специализированные службы) и
других служб МЧС по своему направлению деятельности;

6.4. начальники УМЧС, их заместители (в пределах подчиненного гарнизона);

6.5. работники отделов службы и боеготовности подразделений (в пределах подчиненного гарнизона);

6.6. старший и средний начальствующий состав центров оперативного управления (далее - ЦОУ), штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ШЛЧС) (в пределах зон обслуживания);

6.7. начальники Г(Р)ОЧС, их заместители (в пределах подчиненного гарнизона);

6.8. руководство подразделений в подчиненных им подразделениях;

6.9. другие должностные лица органов и подразделений по
чрезвычайным ситуациям, имеющие служебное задание (предписание)
Министра, его заместителей, начальника отдела оперативного управления
- помощника Министра, начальника управления аварийно-спасательных
служб и ликвидации чрезвычайных ситуаций, начальника
государственного учреждения «Республиканский центр управления и
реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Республики Беларусь»,
начальника государственного пожарного аварийно-спасательного
учреждения «Республиканский отряд специального назначения» МЧС
Республики Беларусь, начальника УМЧС (в пределах подчиненного
гарнизона).

Кроме того, проверку дежурных смен подразделений, обслуживающих объекты, могут проводить руководители



соответствующих организаций и вышестоящие должностные лица, которым подчинены руководители этих организаций.

7. Проверка проводится в присутствии начальника подразделения или

их отсутствие - старшего должностного лица

дежурной смены или лица, его замещающего.

8. Старшее должностное лицо проверяемого подразделения
докладывает о проведении проверки по подчиненности.

гарнизонной службы проверяется боеготовность гарнизона, соответствие организации и несения службы требованиям настоящего Устава, других нормативных правовых и иных правовых актов МЧС.

10. При проверке дежурной службы устанавливаются:

10.3. исправность техники,оборудования

10.1. правильность организации дежурной службы;

10.2. боеготовность, дежурных смен;

и содержание пожарной аварийно-спасательной и имущества;

содержание документов дежурной службы в
и

10.4. состояние газодымозащитной службы;

10.5. наличие
подразделении;

служебных помещений 10.8. готовность

10.6. подготовленность начальствующего состава, выступающего в роли руководителя занятий, состояние боевой подготовки, знание лицами рядового и начальствующего состава (далее - личный состав) подразделений, входящими в состав дежурной смены своих должностных обязанностей и умение их выполнять, строевая выправка;

10.7. наличие и состояние учебно-тренировочной базы, состояние

выполнению

и территории подразделения; специализированных служб к возложенных на них задач.

11. Проверяющие, осуществляющие проверки, обязаны: 11.1. оценить и сделать выводы о состоянии дежурной службы и боеготовности подразделения;

результаты проверки со старшим должностным лицом подразделения, присутствующим на момент проверки, определить мероприятия и сроки устранения выявленных недостатков;

11.3. оформить результаты проверки в соответствующем разделе книги службы;

11.4. организовать^ контроль за ходом устранения выявленных недостатков и выполнения предложенных мероприятий.


РАЗДЕЛ II ГАРНИЗОННАЯ СЛУЖБА

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ГАРНИЗОННОЙ СЛУЖБЫ

12. Основными задачами гарнизонной службы являются:

12.1. поддержание постоянной готовности сил и средств гарнизона к
действиям при возникновении ЧС ситуаций, организация дежурной
службы;

12.2. организация взаимодействия подразделений с аварийно-
спасательными и другими службами района (города, организации);

12.3. обеспечение управления силами и средствами гарнизона;

12.4. координация и методическое обеспечение оперативно-
служебной деятельности подразделений гарнизона;

12.5. выполнение иных задач, предусмотренных законодательством
Республики Беларусь.

13. При выполнении задач гарнизонной службы:

13.1. осуществляются учет и состояния сил и средств гарнизона;

13.2. осуществляются учет состояния аварийно-спасательных и других служб города (района);

13.3. разрабатывается в области, городе областного подчинения, областном центре и г. Минске расписание выезда сил и средств гарнизона по форме согласно приложению 1, в районе области - план привлечения сил и средств по форме согласно приложению 2;

13.4. обеспечивается профессиональная подготовка личного состава, в
том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения тактико-
специальных учений и занятий, решения тактических задач,
соревнований, учебно-методических сборов;

13.5. организуются и обеспечиваются различные виды связи и
оповещения, создаются автоматизированные системы управления
подразделениями;

13.6. обеспечивается работоспособность системы приема и
регистрации сообщений о ЧС, а также систем информационного
обеспечения подразделений;

13.7. разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава гарнизона, свободного от несения службы, к ликвидации крупных ЧС;

13.8. обеспечивается функционирование специализированных служб;

13.9. разрабатываются и утверждаются инструкции о взаимодействии с аварийно-спасательными и другими службами района (города, организации);

13.10. для реагирования на ЧС и происшествия организуется
дежурство оперативных групп;


необходимые для
осуществляются
13.11 выполнения задач 14. Для начальника гарнизона ликвидации чрезвычайных 14.1. должностные. 14.2. состав, оперативную группу 14.3. порядок дежурной смены ЦОУ (   14.4. границы района 14.5. порядок 14.6. количество ликвидацию ЧС для устанавливается: по 16, №5 -более 16 14.7. перечень повышенному номеру 14.8. порядок 14.9. порядок вариант несения служб 14.10. распорядок спасательных 14.11. состав спасательных 14.13. порядок служебные помещения 14.14. порядок объявлении сигнала 14.15. виды подразделений обстановки. 15. По складывающихся местных вышеуказанный приложениями, а также них. 16. Порядок оказания средствами гарнизона планом привлечения сил (областным) расписанием

другие мероприятия, гарнизонной службы.

поддержания

боеготовности разрабатывается приказ об организации службы, пожаротушении и ситуаций, которым устанавливаются: Лица гарнизона; порядок работы и обязанности лиц, входящих в гарнизона;

выезда

на ликвидацию ЧС руководящего состава, ШЛЧС Г(Р)ОЧС); выезда каждого подразделения; привлечения сил и средств гарнизона;

направляемых по номерам вызова сил и средств на каждого гарнизона с учетом их наличия и дислокации вызову №1 - до 4 отделений, №2 - 8, №3 - 12, №4 -отделений; объектов, на которые высылаются силы и средства по вызова при получении первого сообщения; передислокации сил и средств подразделений;

ы

перевода подразделений гарнизона на усиленный при осложнении оперативной обстановки; дня дежурных смен пожарных аварийно-подразделений гарнизона;

суточного наряда дежурных смен в пожарных аварийно-подразделениях гарнизона;

организации охраны, пропускного режима и допуска в

в подразделениях гарнизона; организации сбора личного состава подразделения при «Сбор...»;

и
гарнизона

периодичность проверок дежурной службы с учетом складывающейся оперативной

усмотре:нию

начальника подразделения, с учетом

перечень

условий и возможной оперативной обстановки,

может быть дополнен и другими

дополнительной информацией отображающейся в

взаимной помощи по ликвидации ЧС силами и на территории соседних гарнизонов определяется и средств в соответствии с республиканским выезда.


17. Временная границ гарнизона Министра, вне границ решению начальника 18. Курсанты и слушатели центров областных несению дежурной времени, предусмотренного Учебные пожарные службу, в порядке, установленном
области

передислокация сил и средств подразделении вне (г.Минска) осуществляется по решению города областного подчинения (района) - по гфнизона области (г.Минска).

учреждений образования МЧС и учебных

(Mi СЛужб!

инского городского) УМЧС привлекаются к

ы в подразделениях гарнизона в пределах

для этой цели программой обучения.

аварийно-спасательные части несут дежурную

настоящим Уставом.


ГЛАВА 4 ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ГАРНИЗОНА


лицами гарнизона являются:

19. Должностными

начальник гарнизона

ответственный по гарнизону;

оперативный дежурный по гарнизону;

диспетчер ЦОУ;

служб. 20. В зависимости Министра могут назначаться Обязанности гарнизонах, разрабатываются

начальники имеющихся в гарнизоне штатных специализированных

от специализации подразделения приказом и другие должностные лица гарнизона. должностных лиц специализированных служб, созданных в на основании положений об этих службах.

ГЛАВА 5 НАЧАЛЬНИК ГАРНИЗОНА


21. Начальниками 21.1. области (г городского) УМЧС; 21.2. города областного 22. Начальнику подразделения и специализированные 23. Начальник 23.1. знать дислокацию тактические возможности к ликвидации ЧС;

гарнизонов являются: Минска) - начальник областного (Минского

подчинения (района) - начальник Г(Р)ОЧС. гарнизона в оперативном отношении подчиняются

службы гарнизона. гарнизона обязан:

подразделений в гарнизоне, оперативно-гарнизона и степень готовности подразделений



месторасположение потенциально опасных и особо

23.2. знать важных объектов; 23.3. организовывать охране труда и пожарной 23.4. разрабатывать усилению гарнизонной 23.5. изучать и деятельность зарубежного опыта организации ликвидации ЧС; 23.6. контролировать эксплуатации пожарной снаряжения; 23.7. организовывать подготовкой личного состава 23.8. организовывать   23.9. анализировать разрабатывать мер(совершенствованию оперативно 23.10. организовывать 23.11. с обеспечение Государст^венн

контроль за соблюдением требований правил по

безопасности в подразделениях гарнизона;

в случае необходимости мероприятия по

и дежурной служб;

организовывать внедрение в практическую

подразделений гарнизона передового отечественного и

и несения службы, современных методов

техническую готовность и правильность аварийно-спасательной техники, оборудования и

и осуществлять контроль за профессиональной

гарнизона; ведение документации согласно приложению 3;

боевую работу сил и средств гарнизона,

тия по предупреждению и ликвидации ЧС,

■служебной деятельности подразделений;

проведение смотров, соревнований;

. оперативное управление и информационное

чрезвычайных ситуации 23.12. организовать противопожарного в также по

ой системы предупреждения и ликвидации

работу по устранению неисправностей

од|оснабжения, связи, систем жизнеобеспечения, а

обеспечению технических средств в 23.13. обеспечить

возможности беспрепятственного проезда

Пределах территории гарнизона;

гарнизона 23.14. спасательными и другими 24. Начальник 24.1. отдавать приказы лицами гарнизона и 24.2. определять средствами лиц начальствующего 24.3. назначать должностных 24.4. отстранять от несения боевого охране труда, не проступки в соответствии

оперативное дежурство руководящего состава

организовывать

взаимодействие гарнизона с авариино-службами района (города, организации). гарнизона имеет право:

обязательные к исполнению должностными личным составом подразделений;

лиц

возможность допуска к руководству силами и состава гарнизона при ликвидации ЧС; лиц гарнизона; рядового и начальствующего состава гарнизона дежурства за нарушение дисциплины, правил по выполнение служебных обязанностей и другие с законодательством.



25. Во время исполняет заместитель

отсутствия начальника гарнизона его обязанности начальника УМЧС (Г(Р)ОЧС).

ГЛАВА 6 ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПО ГАРНИЗОНУ


26. Ответственный 26.1. в областные начальника управления 26.2. в Г(Р)ОЧС 27. Ответственный В оперативном гарнизона. 28. Ответственный 28.1. лично выезжать 28.2. руководить мероприятия по подразделений при неотложных работ при 28.3. знать несение гарнизонной и настоящего Устава; 28.4. осуществлять состоянием пожарной имущества, ведением 29. Ответственный 29.1. отстранять от несения боевого охране труда, уклонение с болезнью; 29.2. вносить наложении 29.3. в случае оперативной обстановки состав гарнизона 30. При ответственный по

по гарнизону назначается:

(городском) УМЧС из числа заместителей

начальник отдела, либо один из его заместителей. по гарнизону подчиняется начальнику гарнизона. отношении ему подчиняются все силы и средства

по гарнизону обязан:

оперативную

наЧС; силами и средствами гарнизона, осуществлять силами и средствами органов и проведении аварийно-спасательных и других ликвидации ЧС;

обстановку в гарнизоне, контролировать дежурной служб в соответствии с требованиями

лиц

контроль за боеготовностью дежурных смен, аварийно-спасательной техники, оборудования и служебной документации. по гарнизону имеет право:

рядового и начальствующего состава гарнизона

дежурства за нарушение дисциплины, правил по

от выполнения служебных обязанностей, в связи

предложения начальнику гарнизона о поощрении или дисциплинарных взысканий на личный состав гарнизона;

служебной необходимости или осложнения объявлять сбор (вызывать на службу) личный

гарнизону

отсутствии в гарнизоне оперативного дежурного исполняет его обязанности.



ГЛАВА 7 ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ ПО ГАРНИЗОНУ

31. Оперативный дежурный по гарнизону назначается в гарнизоне:

31.1. области (г.Минска) - оперативный дежурный ЦОУ;

31.2. района (города) - старшее должностное лицо ШЛЧС Г(Р)ОЧС.

32. Оперативный дежурный по гарнизону подчиняется начальнику
гарнизона, (ответственному по гарнизону). В оперативном отношении ему
подчиняются все силы и средства гарнизона.

33. Оперативный дежурный по гарнизону обязан.

33.1. руководить силами и средствами гарнизона, осуществлять мероприятия по управлению силами и средствами органов и подразделений при ликвидации ЧС;

33.2. знать оперативную обстановку в гарнизоне, контролировать несение гарнизонной и дежурной служб в соответствии с требованиями настоящего Устава;

33.3. осуществлять контроль за боеготовностью дежурных смен, состоянием пожарной аварийно-спасательной техники, оборудования и имущества, ведением документов дежурной службы согласно перечню, приведенному в приложении 4;

33.4. организовывать проведение тактико-специальных учений с личным составом дежурных смен, осуществлять контроль за качеством их проведения;

33.5. изучать совершенствованию работников к ликвидации ЧС; 33.6. осуществлять взаимодействие спасательными и други

и распространять передовой опыт по гарнизонной и дежурной служб, подготовке

гарнизона с авариино-и службами района (города, организации);

33.7. контролировать работу ЦОУ, организовывать сбор и передачу
информации о ЧС (других происшествиях);

33.8. принимать Участие в разработке документов гарнизонной
службы.

34. Оперативный дежурный по гарнизону имеет право:

34.1. отдавать начальникам подразделений гарнизона в пределах
своей компетенции обязательные для исполнения распоряжения по
вопросам гарнизонной и дежурной служб;

34.2. отстранять лиц рядового и начальствующего состава гарнизона
от несения боевого д<»курства за нарушение дисциплины, правил по
охране труда, уклонение от выполнения служебных обязанностей, в связи
с болезнью и по другим уважительным причинам с последующим
докладом об этом начальнику гарнизона (ответственному);


34.3. вносить предложения начальнику гарнизона (подразделения) о
поощрении или наложении дисциплинарных взысканий на работников
подразделений;

34.4. в случае служебной необходимости или осложнения
оперативной обстановки объявлять сигнал «Сбор...»; (вызывать на
службу личный состав гарнизона).

ГЛАВА 8 ДИСПЕТЧЕР ЦОУ

35. Диспетчер ЦОУ подчиняется начальнику гарнизона
(ответственному) и оперативному дежурному по гарнизону, в Г(Р)ОЧС в
оперативном отношении начальнику дежурной смены.

36. Диспетчер ЦОУ обязан:

36.1. знать:

36.1Л. оперативную обстановку в гарнизоне;

36.1.2. дислокацию подразделений и специализированных служб в своем и граничащих гарнизонах, аварийно-спасательных служб других республиканских органов государственного управления, иных организаций и порядок их привлечения к проведению аварийно-спасательных работ;

36.1.3. оперативно-тактические особенности особо важных и пожаро-, взрывоопасных объектов;

36.1.4. техническое вооружение и тактические возможности
дежурных смен, местонахождение основных запасов огнетушащих,
нейтрализующих и обеззараживающих веществ;

36.2. своевременно вести служебную (справочную) документацию по
форме согласно приложениям 5-8;

36.3. при приеме сообщений по телефону отвечать на вызовы: «Дежурная служба МЧС, чем Вам помочь?»;

36.4. принимать сообщения о ЧС и других происшествиях, быть предельно бдительным и внимательным к поступающим вызовам и немедленно отвечать на них;

36.5. при разговоре с заявителем быть тактичным, вежливым, проявлять заботу о людях, вместе с тем активно и настойчиво выяснять необходимые данные для принятия решения о высылке сил и средств;

36.6. дублировать вслух все полученные данные, которые сообщает заявитель, полностью фиксировать их в соответствующей документации;

36.7. получив сообщение о ЧС, не прерывая разговора выслать
подразделения. При приеме сообщения от заявителя максимально
уточнить информацию о случившимся. Заполнить путевку по форме


согласно приложению 9 для выезда дежурной смены подразделения и ее копии по количеству выезжающих отделений. Передать путевку и оперативный план (карточку) тушения пожаров начальнику дежурной смены. Копию путевки оставить у себя;

36.8. оказывать консультативную помощь заявителям по их действиям при возникновении ЧС, либо другого происшествия. При необходимости поддерживать связь с заявителем;

36.9. при получении сигнала «Тревога» по системе автоматической пожарной сигнализации или сообщения о ЧС из другого источника оформить выезд дежурной смены в соответствии с подпунктом 36.7 пункта 36 настоящего Устава;

36.10. поддерживать связь с отделениями, выехавшими на
ликвидацию ЧС, проведение тактико-специальных учений (занятий), с
дежурными аварийно-спасательными и другими службами района
(города, организации), взаимодействующими с подразделениями, и при
необходимости направлять их к месту ликвидации ЧС согласно плану
привлечения сил и средств;

36.11. вести учет информации, поступающей с места вызова, а также указаний и распоряжений руководителя тушения пожара (ликвидации чрезвычайной ситуации);

36.12. при получении сообщения о закрытии проездов, выходе из строя противопожарного водоснабжения, связи и других изменениях оперативной обстановки немедленно докладывать оперативному дежурному (ответственному);

36.13. знать порядок оповещения и сбора работников подразделений;

36.14. направлять к месту вызова силы и средства гарнизона в
соответствии с расписанием выезда и планом привлечения сил и средств;

36.15. обобщать сведения о наличии сил и средств гарнизона;

36.16. осуществлять проверку наличия связи с подразделениями гарнизона, особо важными и пожароопасными объектами, аварийно-спасательными и другими службами района (города, организации);

36.17. информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и складывающейся обстановке на месте их работы;

36.18. докладывать оперативному дежурному (ответственному) по гарнизону поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки;

36.19. доводить до подразделений гарнизона информацию и распоряжения должностных лиц гарнизона;

36.20. контролировать своевременное устранение нарушений, влияющих на осложнение оперативной обстановки в гарнизоне;


36.21. при приеме сообщения о ЧС в другом районе принять меры по
высылке ближайшего подразделения, после чего доложить в ЦОУ этого
района;

36.22. уметь работать со средствами связи, оргтехникой, с
необходимым программным обеспечением, имеющимся в ЦОУ;

36.23. при проверке должностными лицами гарнизона, имеющими
право на проверку дежурной службы, представляться по форме. «Товарищ
майор. Диспетчер...» и назвать звание, фамилию;

36.24. при приеме сообщения по линии единой дежурно-
диспетчерской службы (далее - ЕДДС) выполнить следующие
требования:

36.24.1. максимально детально и точно принять информацию,
незамедлительно передать ее в соответствующую диспетчерскую службу;

36.24.2. в случае приема сообщения, когда заявитель находится на значительном расстоянии от места ЧС (другого происшествия), не знает его точного адреса (названия улицы, номера дома и т.п.) узнать, по какому адресу находится заявитель во время сообщения, в каком направлении происходит событие, о котором он сообщает, какие ориентиры (улицы, магистрали, объекты и т.п.) расположены рядом с местом ЧС (другого происшествия);

36.24.3. в связи с возможным наличием в населенных пунктах улиц, имеющих одинаковое или созвучное название, при приеме сообщений принимать меры по определению точного места ЧС (другого происшествия);

36.24.4. при поступлении дополнительных сообщений, в которых уточняется адрес или ситуация на месте вызова (наличие пострадавших, баллонов, сосудов аппаратов, находящихся под давлением, агрессивных химических, отравляющих и радиоактивных веществ и др.) немедленно сообщать об этом руководителю тушения пожара (ликвидации ЧС).

37. Диспетчер ЦОУ имеет право:

37.1. запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях гарнизона;

37.2. получать от начальников и работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на ЦОУ;

37.3. контролировать правильность ведения радиообмена между
подразделениями гарнизона.

38. Диспетчеру ЦОУ запрещается:

38.1. покидать ЦОУ без разрешения оперативного дежурного (ответственного) по гарнизону и без подмены лицом, подготовленным и допущенным для работы в качестве диспетчера ЦОУ (или подменным диспетчером);


38.2. допускать в помещение ЦОУ посторонних лиц;

38.3. вести лично и допускать по телефону разговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей, нарушать установленный порядок радиообмена.

ГЛАВА 9

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГАРНИЗОННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ

ОСЛОЖНЕНИИ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ

39. При осложнении оперативной обстановки начальник УМЧС
может переводить подразделения гарнизона на усиленный вариант
несения службы (в повышенную готовность сил и средств) (далее -
усиленный вариант несения службы). Усиленный вариант несения службы
вводится, если масштабы возникшей (возможной) ЧС таковы, что
имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее
невозможно.

40. При усиленном варианте несения службы могут осуществляться
следующие основные мероприятия:

40.1. организуется круглосуточное дежурство руководящего состава
подразделений;

40.2. осуществляются ежесуточные дополнительные дневные и
ночные проверки несения службы, состояния пожарной безопасности
объектов;

40.3. организуется сбор свободных от несения службы работников подразделений, боевые расчеты пожарных аварийно-спасательных подразделений доводятся до списочной численности, при необходимости работники переводятся на дежурство в две смены, вводятся в боевой расчет резервные технические средства;

40.4. запрещается без разрешения начальника подразделения убытие работников на расстояние, не обеспечивающее время прибытия к месту работы в течении 1,5 часов от момента оповещения;

40.5. с учетом складывающейся оперативной обстановки проводится передислокация сил и средств подразделений;

40.6. усиливается охрана зданий, сооружений и территорий подразделений;

40.7. осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач по усилению службы.


ГЛАВА 10

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ И КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

МАССОВЫХ И ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИИ

41. Ответственность за организацию службы и контроль за
обеспечением пожарной безопасности работниками подразделений в
период проведения массовых и иных мероприятий (далее - массовые
мероприятия) возлагается на начальника гарнизона, на территории
которого проводится массовое мероприятие, а на объектах проведения и
прилегающей к ним территории - на старших нарядов и секторов.

42. Начальник гарнизона при организации службы и контроля за
обеспечением пожарной безопасности в период подготовки и проведения
массовых мероприятий обязан.

42.1. разработать план организации контроля за обеспечением пожарной безопасности в местах проведения массовых мероприятий, обеспечить его наличие в ЦОУ;

42.2. организовать проверки задействованных объектов в целях выявления нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, проверку технического состояния источников противопожарного водоснабжения, определить необходимое количество сил и средств, места их дислокации. При необходимости и в целях изучения объекта провести тренировочные тактико-специальные учения (занятия). Принять необходимые меры к устранению выявленных недостатков;

42.3. на месте проведения массовых мероприятий организовать взаимодействие подразделений с аварийно-спасательными и другими службами;

42.4. организовать инструктаж работников, осуществляющих
проверки и несение службы в местах проведения массовых мероприятий,
опредежгь позывные абонентов сети ультрокоротковолновой (далее - УКВ)
радиосвязи и обеспечить их средствами связи и другими техническими
средствами, необходимыми для выполнения задач при несении службы;

42.5. организовать при необходимости передислокацию сил и средств
подразделений с учетом мест проведения массовых мероприятий и
обеспечения оперативного прибытия подразделений к местам вызова;

42.6. определить границы секторов и маршруты дозоров как на объектах проведения массовых мероприятий, так и в кварталах жилых домов, прилегающих к ним, назначить старших нарядов и секторов;

42.7. при необходимости создать из числа должностных лиц или руководящего состава гарнизона оперативный штаб по контролю за обеспечением пожарной безопасности и несением службы в дни


проведения массовых мероприятий, определить обязанности входящих в него работников, место дислокации штаба. Организовать и провести соответствующий инструктаж;

42.8. провести строевой смотр личного состава, привлекаемого для несения службы в секторах и дозорах, проверить обеспеченность работников необходимыми средствами связи и другими техническими средствами;

42.9. при необходимости перевести личный состав гарнизона на усиленный вариант несения службы.

43. Старший наряда, сектора обязан:

43.1. знать свою задачу и задачи дозорных, места расположения других нарядов и секторов, способы связи и взаимодействия с ними, с ЦОУ;

43.2. довести до работников, осуществляющих несение службы, задачу наряда, сектора, проверить обеспеченность их исправными средствами связи и другими техническими средствами;

43.3. ознакомиться с характеристикой объектов и кварталов жилых домов, расположенных в обслуживаемом секторе;

43.4. по прибытии к месту несения службы проверить связь с дозорными и старшими других нарядов, доложить о готовности к несению службы в ЦОУ гарнизона;

43.5. при обнаружении ЧС (нештатной ситуации) незамедлительно сообщить о происшествии в ЦОУ гарнизона и соответствующую службу взаимодействия, провести разведку, организовать эвакуацию людей, приступить к ликвидации ЧС.

44. Проверки технического состояния систем противопожарного водоснабжения осуществляются на объектах и прилегающих к ним улицах с выездом отделений на основных пожарных автомобилях совместно с представителями водопроводных сетей города, организаций.

45. При необходимости вместе с планом обеспечения пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий разрабатываются планы-схемы (карты-схемы) с нанесением границ участков и секторов, на которых осуществляется несение службы, мест дислокации пожарной аварийно-спасательной техники, позывные старших на участках (секторах) и дозорных.

46. Контроль за обеспечением пожарной безопасности организаций в
период проведения мероприятий с участием охраняемых лиц
осуществляется в соответствии с требованиями инструкции о
взаимодействии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики
Беларусь и Службы безопасности Президента Республики Беларусь по
предупреждению и ликвидации ЧС.


РАЗДЕЛ III ДЕЖУРНАЯ СЛУЖБА

ГЛАВА 11 ОРГАНИЗАЦИЯ И НЕСЕНИЕ ДЕЖУРНОЙ СЛУЖБЫ

47. Дежурная служба осуществляется личным составом дежурных
смен подразделений посредством суточного несения боевого дежурства.

48. Основными задачами дежурной службы являются:

48.1. поддержание боеготовности дежурных смен к спасанию людей и ведению боевых действий при ликвидации ЧС;

48.2. поддержание на высоком уровне дисциплины личного состава подразделений;

48.3. осуществление контроля за поддержанием в исправном
состоянии противопожарного водоснабжения, средств связи и
оповещения, проездов в районе выезда;

48.4. поддержание устойчивой связи с подразделениями, аварийно-
спасательными и другими службами района (города, организации);

48.5. обеспечение охраны, пропускного режима, поддержание
установленного порядка в помещениях и на территории подразделения.

49. Личный состав дежурной смены несет службу в соответствии с
распорядком дня в установленной форме одежды (по сезону). При
несении службы:

49.1. обеспечивается профессиональная подготовка личного состава дежурной смены;

49.2. организуется оперативно-тактическое изучение района выезда;

49.3. выполняются хозяйственные работы в подразделении;

49.4. осуществляются другие мероприятия, необходимые для
выполнения задач дежурной службы.

50. Порядок организации дозорной службы в объектовых
подразделениях осуществляется в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.

51. Все служебные помещения дежурной смены должны быть
подписаны, иметь опись имущества, а также обеспечивать необходимые
условия для несения службы личным составом дежурной смены и
соответствовать требованиям производственной санитарии, правил
охраны труда и пожарной безопасности.

52. На вооружении дежурной смены находится вся стоящая в боевом
расчете и в резерве пожарная аварийно-спасательная техника,
укомплектованная в соответствии с нормами положенности
оборудованием и снаряжением для спасания людей, проведения аварийно-
спасательных работ.


53. Неисправная пожарная аварийно-спасательная техника,
оборудование и снаряжение боевого расчета немедленно заменяются
резервными. При отсутствии в подразделении резерва технических
средств решение о ее замене принимает начальник гарнизона
(ответственный) или оперативный дежурный по гарнизону. Обо всех
случаях замены уведомляется ЦОУ.

54. К несению службы не допускаются работники подразделений, не сдавшие зачеты по правилам охраны труда, больные и лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения.

55. Не допускается уменьшение количества технических средств, находящихся в боевом расчете, менее чем определено штатами подразделения.

ГЛАВА 12 ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ

56. Должностными лицами дежурной смены являются:

56.1. начальник дежурной смены;

56.2. командир отделения (старший инструктор - спасатель) (далее -командир отделения);

56.3. старший спасатель-пожарный (мастер - спасатель), спасатель-пожарный;

56.4. старший инструктор-водитель, водитель (далее - водитель);

56.5. диспетчер (радиотелефонист) ПСЧ (ПСО) - (далее - диспетчер ПСЧ).

57. В зависимости от специализации подразделения или созданной в нем специализированной службы приказом начальника гарнизона (подразделения по согласованию с УМЧС) могут назначаться и другие должностные лица дежурной смены.

58. Определенные настоящим Уставом обязанности должностных лиц дежурной смены могут изменяться и дополняться начальником подразделения с учетом специфики и особенностей выполняемых задач.

ГЛАВА 13 НАЧАЛЬНИК ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ

59. Начальник дежурной смены подчиняется начальнику
подразделения и его заместителям. Он является прямым начальником
личного состава дежурной смены.


60. Начальник дежурной смены при несении службы отвечает за:

60.1. боеготовность дежурной смены и несение службы личным
составом;

60.2. боевую подготовку, дисциплину, моральное и
психофизиологическое состояние подчиненного ему личного состава;

60.3. сохранность и содержание пожарной аварийно-спасательной техники, оборудования и имущества;

60.4. соблюдение правил охраны труда личным составом дежурной смены;

60.5. выполнение распорядка дня и поддержание уставного порядка в дежурной смене;

60.6. ведение служебной документации дежурной смены.

61. Начальник дежурной смены обязан:

61.1. выезжать во главе дежурной смены на ликвидацию ЧС, тактико-
специальные учения (занятия) и руководить работой личного состава;

61.2. знать район выезда подразделения, расположение
водоисточников, особо важных и пожароопасных объектов, а также
тактико-технические характеристики пожарной аварийно-спасательной
техники, оборудования и снаряжения, имеющихся в подразделениях
гарнизона;

61.3. знать оперативную обстановку в районе выезда подразделения;

61.4. уметь работать с оборудованием и снаряжением, имеющимися в подразделении;

61.5. знать сигналы гражданской обороны и уметь действовать при их получении;

61.6. организовывать и контролировать несение службы личным
составом дежурной смены;

61.7. организовывать и проводить обучение личного состава
дежурной смены;

61.8. воспитывать у личного состава уважение к своей профессии, а
также бережное отношение к технике, оборудованию и имуществу;

61.9. осуществлять контроль за состоянием пожарной аварийно-
спасательной техники, оборудованием и имуществом, находящихся в
боевом расчете, за исправным состоянием средств связи, оповещения и
сигнализации, пожарных гидрантов и водоемов, проездов и подъездов к
зданиям и водоисточникам. При обнаружении неисправностей
своевременно принимать меры к их устранению и при необходимости
докладывать начальнику подразделения и в ЦОУ гарнизона;

61.10. выполнять работу согласно специализации по направлениям оперативно-служебной деятельности дежурной смены;

61.11. следить за строевой выправкой, соблюдением правил ношения установленной формы одежды личным составом дежурной смены;


61.12. выполнять нормативы по пожарной, аварийно-спасательной и физической подготовке;

61.13. принимать участие в разработке и корректировке документов дежурной службы согласно приложению 4.

62. Начальнику дежурной смены запрещается:

62.1. отлучаться из расположения подразделения (кроме случаев, предусмотренных настоящим Уставом);

62.2. заменять, отпускать из расположения подразделения лиц из состава дежурной смены (кроме случаев, предусмотренных настоящим Уставом);

62.3. допускать в служебные помещения дежурной смены
посторонних лиц.

63. Начальник дежурной смены имеет право:

63.1. запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии
оперативной обстановки в районе выезда, знакомиться с
распорядительной и иной документацией по организации дежурной
службы;

63.2. требовать от личного состава дежурной смены выполнения служебных обязанностей;

63.3. отдавать личному составу дежурной смены в пределах своей компетенции приказы и требовать их исполнения;

63.4. отстранять от несения дежурной службы лиц рядового и младшего начальствующего состава за нарушения дисциплины, правил охраны труда, в связи с заболеванием;

63.5. вносить в установленном порядке руководству подразделения предложения о поощрении и наказании личного состава дежурной смены.

64. В случае отсутствия начальника дежурной смены по решению
начальника подразделения он может быть заменен лицом, имеющим
соответствующую подготовку и допущенным в установленном порядке к
исполнению обязанностей начальника дежурной смены.

ГЛАВА 14 КОМАНДИР ОТДЕЛЕНИЯ

65. Командир отделения подчиняется начальнику дежурной смены и
является непосредственным начальником личного состава отделения.

66. Командир отделения обязан выезжать во главе отделения
дежурной смены на ликвидацию ЧС, тактико-специальные учения
(занятия) и руководить работой личного состава отделения.

67. Командир отделения отвечает за:


67.1. боевую подготовку, боеготовность, дисциплину, моральное,
психофизиологическое состояние личного состава отделения;

67.2. несение службы личным составом отделения;

67.3. сохранность и содержание пожарной аварийно-спасательной
техники, оборудования и имущества отделения.

68. Командир отделения обязан:

68.1. знать район выезда подразделения, расположение
водоисточников, особо важных и пожароопасных объектов, а также
тактико-технические характеристики пожарной аварийно-спасательной
техники, оборудования и снаряжения, имеющихся в подразделении;

68.2. знать оперативную обстановку в районе выезда подразделения;

68.3. проверять знание личным составом отделения своих служебных обязанностей;

68.4. вырабатывать у подчиненных строевую выправку и физическую выносливость, выполнять и добиваться выполнения личным составом нормативов по пожарной, аварийно-спасательной и физической подготовке;

68.5. воспитывать у личного состава отделения уважение к своей профессии, а также бережное отношение к технике, оборудованию и имуществу;

68.6. уметь работать с аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением, имеющимися в подразделении;

68.7. выполнять правила по охране труда, пожарной безопасности и контролировать их выполнение личным составом отделения;

68.8. докладывать начальнику дежурной смены о заболевших, жалобах и просьбах подчиненных, о случаях утери или неисправности закрепленного за ними оборудования, имущества;

68.9. организовывать работу по техническому обслуживанию оборудования и снаряжения;

68.10. при подведении итогов за дежурные сутки давать оценку работе личного состава отделения.

69. Командир отделения имеет право:

69.1. знакомиться с распорядительной документацией по организации дежурной службы;

69.2. вносить в установленном порядке начальнику дежурной смены предложения о поощрении и наказании личного состава отделения дежурной смены, а также предложения по улучшению организации дежурной службы.


ГЛАВА 15 СПАСАТЕЛЬ-ПОЖАРНЫЙ

70. Спасатель-пожарный непосредственно подчиняется командиру
отделения и отвечает за сохранность и содержание закрепленного за ним
оборудования и имущества.

71. Спасатель-пожарный обязан:

71.1. выезжать в составе отделения на ликвидацию ЧС, тактико-
специальные учения (занятия);

71.2. знать район выезда подразделения, расположение
водоисточников, особо важных и пожароопасных объектов;

71.3. знать назначение, тактико-техническую характеристику
пожарной аварийно-спасательной техники, принцип действия, устройство,
правила эксплуатации, порядок обслуживания оборудования и
снаряжения, находящихся на вооружении подразделения, уметь с ним
работать, в полном объеме использовать их технические и тактические
возможности, знать их основные возможные неисправности и способы их
устранения;

71.4. уметь выполнять обязанности всех номеров боевого расчета
отделения;

71.5. проверять техническое состояние, качественно проводить
техническое обслуживание оборудования и снаряжения, закрепленных за
ним;

71.6. участвовать в испытании, ремонте оборудования и снаряжения;

71.7. постоянно совершенствовать знания, необходимые для
осуществления профессиональной деятельности, навыки работы с
оборудованием и снаряжением;

71.8. соблюдать правила охраны труда и пожарной безопасности,
производственной санитарии в служебных помещениях и на территории
при несении службы, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте
оборудования и снаряжения;

71.9. выполнять обязанности лиц суточного наряда дежурной смены;

71.10. соблюдать строевую выправку, выполнять нормативы по
пожарной, аварийно-спасательной и физической подготовке;

71.11. докладывать командиру отделения о случаях утери, порчи или
неисправности закрепленных за ним оборудования и снаряжения.

72. Спасатель-пожарный имеет право:

72.1. знакомиться с оперативной обстановкой в районе выезда подразделения;

72.2. вносить предложения командиру отделения по улучшению условий несения дежурной службы.


ГЛАВА 16 ДИСПЕТЧЕР ПСЧ

73. Диспетчер ПСЧ непосредственно подчиняется начальнику
дежурной смены. Он отвечает за прием, передачу и регистрацию
поступающих сообщений, своевременную высылку подразделений,
правильное ведение документации, сохранность и содержание средств
связи и оповещения.

74. Диспетчер ПСЧ обязан:

74.1. знать оперативную обстановку в районе выезда подразделения, перечень объектов, на которые высылаются подразделения по повышенному номеру вызова, месторасположение особо важных и пожароопасных объектов, безводные районы (участки), проезды и водоисточники, а также основные тактико-технические характеристики пожарной аварийно-спасательной техники, имеющейся в гарнизоне;

74.2. своевременно вести служебную (справочную) документацию по форме согласно приложениям 4-8;

74.3. направлять к месту ликвидации ЧС подразделения согласно
расписанию выезда (плану привлечения сил и средств);

74.4. поддерживать связь с отделениями, выехавшими на ликвидацию ЧС, проведение тактико-специальных учений (занятий), с дежурными аварийно-спасательными и другими службами района (города, организации), взаимодействующими с подразделениями, и при необходимости направлять их к месту ликвидации ЧС согласно плану привлечения сил и средств (инструкции о взаимодействии);

74.5. при получении сообщения о закрытии проездов, выходе из строя противопожарного водоснабжения, связи и других изменениях оперативной обстановки немедленно докладывать начальнику дежурной смены и в ЦОУ гарнизона;

74.6. уметь работать со средствами связи, оргтехникой, с
необходимым программным обеспечением, имеющимся в ПСЧ;

74.7. отвечать на все вызовы по телефону: «Дежурная служба МЧС, чем Вам помочь?»;

74.8. получив сообщение о ЧС, не прерывая разговора включить сигнал тревоги. Заполнить путевку для выезда дежурной смены подразделения согласно приложению 9 и ее копии по количеству выезжающих отделений. Передать путевку и оперативный план (карточку) тушения пожаров начальнику дежурной смены. Копию путевки оставить у себя. Сообщить информацию о выезде в ЦОУ;

74.9. при получении сигнала «Тревога» по системе автоматической пожарной сигнализации или сообщения о ЧС из другого источника


оформить выезд дежурной смены в соответствии с подпунктом 74.8 пункта 74 настоящего Устава;

74.10. при получении сигналов боевого управления по
республиканской автоматизированной системе оповещения действовать в
соответствии с инструкциями;

74.11. о выезде дежурной смены, направлении дополнительных сил и
средств, сведениях, поступивших с места ликвидации ЧС, проведения
тактико-специальных учений (занятий), о возвращении дежурной смены в
установленном порядке информировать ЦОУ и должностных лиц
гарнизона;

74.12. принимать все необходимые меры к своевременному
получению информации об обстановке с места ликвидации ЧС и
немедленно передавать полученные распоряжения и информацию в ЦОУ
гарнизона;

74.13. знать порядок оповещения и сбора работников подразделений;

74.14. информировать начальника подразделения о выезде дежурной смены по повышенному номеру вызова;

74.15. допускать в помещения ПСЧ начальника дежурной смены, дежурного по смене, лиц, имеющих право на проверку дежурной службы, и лиц, отвечающих за техническое обслуживание средств связи, оповещения и оргтехники;

74.16. выполнять техническое обслуживание находящихся на ПСЧ средств связи, оповещения и оргтехники;

74.17. при проверке должностными лицами гарнизона, имеющими право на проверку дежурной службы, представляться по форме: «Товарищ майор. Диспетчер...» и назвать звание, фамилию;

74.18. докладывать начальнику дежурной смены о приеме (сдаче) дежурства, выявленных при этом замечаниях и недостатках.

75. Диспетчер ПСЧ имеет право:

75.1. подавать в установленном порядке сигнал «Тревога»;

75.2. оформлять и подписывать путевку на выезд технических средств подразделения к месту вызова;

75.3. вносить предложения по улучшению организации дежурной
службы и содержанию средств связи, оповещения и оргтехники.

76. Диспетчеру ПСЧ запрещается:

76.1. покидать ПСЧ без разрешения начальника дежурной смены и без подмены лицом, подготовленным и допущенным для работы в установленном порядке;

76.2. допускать в помещение ПСЧ посторонних лиц;

76.3. вести лично и допускать по телефону разговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей, нарушать установленный порядок радиообмена.


ГЛАВА 17 ВОДИТЕЛЬ

77. Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения и отвечает за боеготовность и бесперебойную работу закрепленной за ним пожарной аварийно-спасательной техники, а также установленных на ней механизмов.

78. Водитель обязан:

78.1. знать тактико-технические характеристики, назначение,
устройство, принцип действия, порядок работы и обслуживания
специальных агрегатов, механизмов и приборов закрепленных
технических средств, их неисправности (признаки, причины, опасные
последствия), способы определения и устранения;

78.2. знать район выезда подразделения, расположение
водоисточников, дорог и проездов;

78.3. выезжать в составе отделения на ликвидацию ЧС, тактико-специальные учения (занятия);

78.4. осуществлять техническое обслуживание закрепленных за ним технических средств (знать объемы, периодичность, основные правила и особенности организации технического обслуживания и ремонта) с соблюдением правил охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии;

78.5. обеспечивать содержание закрепленной за ним пожарной
аварийно-спасательной техники в состоянии готовности к ликвидации ЧС;

78.6. проверять техническое состояние закрепленной за ним пожарной
аварийно-спасательной техники и средств связи, при наличии недостатков
докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;

78.7. знать правила ведения радиообмена и уметь работать на
средствах связи, установленных на технических средствах;

78.8. согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении управлять техническими средствами всех типов и марок, оборудованными на соответствующих шасси, отнесенными к категории транспортных средств;

78.9. владеть навыками работы и иметь свидетельство о допуске к управлению техническими средствами, имеющейся на вооружении в подразделении;

78.10. правильно оформлять основные эксплуатационно-технические
документы работы технических средств;

78.11. соблюдать строевую выправку, выполнять нормативы по
пожарной аварийно-спасательной и физической подготовке;

78.12. выполнять обязанности лиц суточного наряда дежурной смены.

79. Водитель имеет право:


79.1. знакомиться с оперативной обстановкой в районе выезда подразделения;

79.2. вносить предложения по улучшению организации дежурной службы и содержанию пожарной аварийно-спасательной техники.

80. Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и
свидетельства на право работы на техническом средстве, к дежурству не
допускается.

81. Водителю запрещается передавать управление транспортным
средством другому лицу.

ГЛАВА 18 РАСПОРДЦОК ДНЯ

82. Распорядок дня дежурной смены устанавливается начальником гарнизона (начальниками подразделений центрального подчинения, осуществляющих боевое дежурство) согласно приложению 10.

83. Личному составу дежурной смены запрещается отлучаться из расположения подразделения во время несения службы, кроме случаев, предусмотренных настоящим Уставом.

84. Личному составу дежурной смены, за исключением лиц суточного наряда, в ночное время разрешается отдыхать в специально отведенных для этих целей помещениях (допускается снимать обувь). Начальнику дежурной смены и диспетчеру ЦОУ (ПСЧ) разрешается отдыхать в ночное время не более четырех часов (время их отдыха не должно совпадать) при условии подмены их на это время подготовленными лицами из состава дежурной смены.

85. Уборка, поддержание чистоты и порядка в служебных помещениях дежурной смены и на территории подразделения, а также выполнение других хозяйственных работ, направленных на обеспечение жизнедеятельности подразделения, возлагается на личный состав дежурной смены. Кроме ежедневной уборки один раз в неделю проводится общая уборка всех помещений под руководством начальника дежурной смены.

86. По возвращении в подразделение после ликвидации ЧС, проведения тактико-специальных учений (занятий) под контролем и при непосредственном участии начальника дежурной смены немедленно осуществляется приведение пожарной аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения дежурной смены в полную боеготовность.

87. Начальник дежурной смены еженедельно в резервное время начальника дежурной смены:

87.1. проверяет знание личным составом дежурной смены.


87.1.1. требований нормативных правовых актов и других
документов, регламентирующих служебную деятельность;

87.1.2. служебных обязанностей по должности;

87.1.3. требований правил по охране труда;

87.1.4. расположения и состояния улиц, проездов и водоисточников в районе выезда подразделения;

87.1.5. мест расположения и пожарно-тактических характеристик
особо важный и взрыво- пожароопасных объектов, учреждений
образования, здравоохранения и других объектов с массовым
пребыванием людей в районе выезда подразделения;

87.1.6. правил ведения радиообмена;

87.1.7. средств и способов ликвидации ЧС;

87.1.8. правил ведения аварийно-спасательных работ в соответствии с направлением деятельности, имеющихся специализированных служб;

87.1.9. порядка первоочередных и последующих действий на месте ликвидации ЧС;

87.1.10. тактико-технических данных, устройства, схем использования
автомобиля, технических характеристик вывозимых на нем средств связи,
оборудования и снаряжения, на котором личный состав дежурной смены
несет службу;

87.1.11. средств пожаротушения, ликвидации ЧС и область их
применения;

87.1.12. устройства, правил ухода и эксплуатации аппаратов защиты
органов дыхания, а также правил работы в них;

87.1.13. правил проведения испытаний, эксплуатации и ремонта
пожарных рукавов, пожарно-технического и аварийно-спасательного
оборудования;

87.1.14. правил оказания первой медицинской помощи при травмах,
переломах, кровотечениях, поражении электротоком, травматическом
шоке, отравлении продуктами сгорания, ожогах, проведения
искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

87.2. отрабатывает с личным составом дежурной смены дополнительно к основным занятиям:

87.2.1. выполнение нормативов по пожарной, аварийно-спасательной и физической подготовке;

87.2.2. навыки спасания и самоспасания.

ГЛАВА 19 ДОПУСК В СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

88. В помещения дежурной смены допускаются лица, прибывшие:


88.1. для сообщения о ЧС;

88.2. для проверки подразделения;

88.3. по служебной необходимости;

88.4. в составе делегаций и экскурсий, посещающих подразделения по согласованию с начальником гарнизона (ответственным, начальником подразделения).

89. По прибытии прямых начальников в подразделение начальник дежурной смены подает команду: «Смена, смирно!», докладывает: «Товарищ майор внутренней службы. Дежурит первая смена. Начальник дежурной смены...» и называет специальное звание, фамилию (при наличии происшествий докладывает о них). В ночное время команда «Смена, смирно!» не подается.

90. По прибытии в подразделение других лиц начальник дежурной смены подходит к прибывшему и представляется: «Начальник дежурной смены...» и называет специальное звание, фамилию. Затем выясняет цель прибытия.

91. Начальник дежурной смены (дежурный по смене) требует от лиц, прибывших для проверки и имеющих на это право, предъявления служебного удостоверения (если он не знает их в лицо) и служебное задание (предписание) на право проверки.

ГЛАВА 20 ПРИЕМ И СДАЧА ДЕЖУРСТВА

92. Прием и сдача дежурства проводятся для проверки готовности
дежурных смен к несению службы.

Прием и сдача дежурства, как правило, не должны проводиться более 30 минут. Личный состав заступающей дежурной смены прибывает на службу не позднее 10 минут до начала приема дежурства.

93. На смене присутствует весь личный состав дежурной смены, за
исключением лиц суточного наряда, несущих службу на постах, и
диспетчера (радиотелефониста) ЦОУ (ПСЧ) сменяющейся дежурной
смены.

94. Смена проводится начальником подразделения лицом его
замещающим, или другим лицом, определенным начальником гарнизона.

95. При распределении по номерам боевого расчета на посты и в
дозоры личный состав дежурных смен занимает места по схеме
построения личного состава подразделения при приеме-сдаче дежурства
согласно приложению 11.


96. Во время подготовки к приему дежурства начальник заступающей дежурной смены получает от начальника сменяющейся дежурной смены сведения об оперативной обстановке в районе выезда подразделения.

97. В установленное распорядком дня время диспетчер ЦОУ (ПСЧ) подает три коротких сигнала «На смену». Личный состав заступающей и сменяющейся дежурных смен строится в местах, установленных начальником подразделения. Работники, участвующие в тушении пожаров одевают боевую одежду и снаряжение.

98. Начальник сменяющейся дежурной смены подводит итоги несения службы за прошедшие сутки, дает оценку работе подчиненных.

99. При подготовке к приему дежурства начальник заступающей
дежурной смены обязан:

99.1. проверить наличие и готовность личного состава дежурной смены к несению службы, состояние боевой одежды, снаряжения и защитных средств, закрепленных за каждым работником дежурной смены;

99.2. распределить личный состав дежурной смены по номерам боевого расчета, назначить лиц суточного наряда, постовых и дозорных;

99.3. проверить знание личным составом дежурной смены своих обязанностей;

99.4. проверить у водительского состава наличие водительских удостоверений и свидетельств о допуске на право управления транспортными средствами;

99.5. ознакомить личный состав дежурной смены с оперативной обстановкой в районе выезда подразделения (на обслуживаемом объекте),

99.6. провести целевой инструктаж по охране труда;

99.7. объявить темы занятий, запланированных на дежурные сутки.

100. Начальник заступающей дежурной смены уведомляет начальника
сменяющейся дежурной смены о готовности к приему дежурства, после
чего сменяющаяся дежурная смена выстраивается перед строем
заступающей дежурной смены.

101. Начальник заступающей дежурной смены докладывает
начальнику подразделения (лицу, его замещающему) по форме: «Товарищ
майор внутренней службы. Первая дежурная смена к приему дежурства
готова. Начальник дежурной смены...» и называет специальное звание,
фамилию.

При подходе начальника подразделения к строю начальник сменяющейся дежурной смены подает команды: «Смирно!» и докладывает: «Товарищ майор внутренней службы. Третья дежурная смена к сдаче дежурства готова. Начальник дежурной смены...» и называет специальное звание, фамилию.

Начальник подразделения здоровается с работниками дежурных смен, подает команду «Вольно!», затем проверяет готовность работников


заступающей дежурной смены к несению дежурства, доводит оперативную обстановку за прошедшие сутки, дает оценку дежурству сменяющейся дежурной смены, ставит задачу по несению дежурной службы, после чего подает команды: «Смены, равняйсь. Смирно! К приему и сдаче дежурства приступить. Вольно, разойдись». По этой команде личный состав дежурных смен приступает к приему и сдаче дежурства.

Начальник сменяющейся дежурной смены передает документы дежурной службы начальнику заступающей дежурной смены и принимает меры к устранению выявленных недостатков.

102. Личный состав заступающей дежурной смены по табелям боевых
расчетов и описям принимает от сменяющейся дежурной смены
пожарную аварийно-спасательную технику, оборудование и снаряжение,
служебную документацию, проверяет состояние служебных помещений,
мебели и имущества в них, состояние территории подразделения.

Резервные технические средства принимаются лицами согласно приказу по раскреплению техники за работниками подразделения.

Начальник заступающей дежурной смены осуществляет контроль за качеством приема дежурства личным составом дежурной смены.

103. О результатах приема (сдачи) дежурства диспетчер ЦОУ (ПСЧ) и
лица боевого расчета дежурных смен докладывают непосредственным
начальникам, а те в свою очередь начальнику дежурной смены по форме:
«Товарищ лейтенант внутренней службы. Пожарная аварийно-
спасательная техника (оборудование, снаряжение, документация,
помещения и тому подобное) согласно описи сдана (принята). Замечаний
нет. Командир отделения...» и называет специальное звание, фамилию.

104. О приеме и сдаче дежурства начальники дежурных смен
докладывают лицу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: