ВАРИАНТ 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме — ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...
(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...
(13)—Точно зовёт кто-то, — тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
(15)— Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...
(18)— Спи, — сурово говорит женщина. (19) — Это ветер.
|
|
(20)— Страшно ночью в лесу...
(21)— Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...
(23)Но дитя вдруг подымает голову.
(24)— Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: (26) «Спасите!»
(27)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:
(28)— Спа-си-те!
(29)— Мама, может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...
(31)— Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. (32)— Это голодный волк воет в лесу. (33) Вот он тебя съест, если не будешь спать.
(34)— Спасите!
(35)— Жалко живую душу, — говорит муж. (36)— Если бы не испортилось моё ружье, я пошёл бы...
(37)— Лежи, дурак... (38)Не наше дело...
(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель...
(41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
(43)— Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45) Какой такой человек в лесу? (46) Кто в эту погоду по лесам ходит?
(47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
(50)Это голос чёрствого благоразумия.
(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
(52)— Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
|
|
(56)— Спа-си-те!
(57)Молчание... (ПоЛ. Куприну*)
* Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены его повесть «Молох» (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть «Поединок» (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций созданы писателем в повестях и рассказах «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). С 1919 по 1937гг. находился в эмиграции, в 1937г. вернулся на родину.
Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. Укажите фрагмент текста, который имеет символическое значение и косвенно характеризует героев произведения.
1) Предложения 1 — 12
2) Предложения 27—34
3) Предложения 43—49
4) Предложения 52—55
Ответ: ______________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.
2) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.
3) Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.
4) Л ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
Ответ: ______________
4. Из предложений 35—42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
Ответ: ______________
5. Из предложений 10—17 выпишите глагол, написание безударного личного окончания которого не определяется общим правилом (является исключением).
Ответ: ______________
6. Замените устаревшее слово «дитя» в предложении 49 современным стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ______________
7. Замените словосочетание «тревожно шепчет», построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ______________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.
Ответ: ______________
9. Среди предложений 1 — 10 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.