Прочтите текст и выполните задания 2—14

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого из­ложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2—14.

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме — ни огня. (4)Ве­тер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...

(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жа­лобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...

(13)—Точно зовёт кто-то, — тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.

(15)— Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...

(18)— Спи, — сурово говорит женщина. (19) — Это ветер.

(20)— Страшно ночью в лесу...

(21)— Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...

(23)Но дитя вдруг подымает голову.

(24)— Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: (26) «Спасите!»

(27)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и то­гда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:

(28)— Спа-си-те!

(29)— Мама, может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...

(31)— Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. (32)— Это голодный волк воет в лесу. (33) Вот он тебя съест, если не будешь спать.

(34)— Спасите!

(35)— Жалко живую душу, — говорит муж. (36)— Если бы не ис­портилось моё ружье, я пошёл бы...

(37)— Лежи, дурак... (38)Не наше дело...

(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель...

(41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:

(43)— Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45) Какой такой человек в лесу? (46) Кто в эту погоду по лесам ходит?

(47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что за­боры у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые со­баки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(50)Это голос чёрствого благоразумия.

(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

(52)— Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокой­на. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

(56)— Спа-си-те!

(57)Молчание... (ПоЛ. Куприну*)

* Александр Иванович Куприн (1870—1938)русский писатель. Социальным критицизмом отмечены его повесть «Молох» (1896), в которой индустриализа­ция предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравствен­но и физически, повесть «Поединок» (1905)о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта. Многообразие тонко очерченных ти­пов, лирических ситуаций созданы писателем в повестях и рассказах «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). С 1919 по 1937гг. на­ходился в эмиграции, в 1937г. вернулся на родину.

Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. Укажите фрагмент текста, который имеет символическое значение и косвенно характеризует героев произведения.

1) Предложения 1 — 12

2) Предложения 27—34

3) Предложения 43—49

4) Предложения 52—55

Ответ: ______________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является олицетворение.

1) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.

2) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.

3) Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жа­лобный крик.

4) Л ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

Ответ: ______________

4. Из предложений 35—42 выпишите слово, в котором право­писание приставки определяется её значением — «прибли­жение».

Ответ: ______________

5. Из предложений 10—17 выпишите глагол, написание без­ударного личного окончания которого не определяется об­щим правилом (является исключением).

Ответ: ______________

6. Замените устаревшее слово «дитя» в предложении 49 совре­менным стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ______________

7. Замените словосочетание «тревожно шепчет», построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимич­ным словосочетанием со связью управление. Напишите по­лучившееся словосочетание.

Ответ: ______________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.

Ответ: ______________

9. Среди предложений 1 — 10 найдите предложение с обособ­ленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер это­го предложения.

Ответ: ______________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного тек­ста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозна­чающие запятые при вводном слове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: