Текст в социально-гуманитарном познании — это главный источник информации о современном мире, благодаря текстам мы получаем возможность осмыслить свою историю. Текст является также средством самовыражения человека, и в этом качестве он выступает как важнейшее средство познания создавшего его человека. Творения человеческого духа так или иначе получают свое выражение и реализацию посредством текстов. Поэтому текст — важнейший предмет гуманитарного познания. В психолингвистике текст определяется как совокупность выраженных средствами языка смысловых блоков, подчиненных основному замыслу Или целевой установке. Он есть определенная совокупность высказываний, подчиненных замыслу, автора. Если этой цели нет, то перед нами - не текст, а совокупность знаков. Язык — средство выражения смысловой информации, содержащейся в тексте. Критерий понимания текста — ориентация в основном замысле, экспликация смысла. Хотя в тексте автор объективировал собственные субъективные смыслы, текст содержит бесконечную смысловую перспективу. М. М. Бахтин отмечает: «Смысловые явления
|
|
Могут существовать в скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприятных для этого развития смысловых, культурных контекстах последующих эпох». (Бахтин М. М. Эстетика словесного июрчества. М., 1979. С. 332). Любой текст создается благодаря языку, т. е. знаковой системе любой физической природы, выполняющей познавательную, коммуникативную и регулятивную функции. Знак по материальный предмет, воспроизводящий (обозначающий) предметы, их свойства и отношения и не имеющий с ними физического сходства. Любой знак языка обладает объективным, конвенционально («крепленным за ним значением и содержит потенцию личностных смыслов. По определению А. Ф. Лосева любой знак языка обладает бесконечной смысловой валентностью, т. е. способностью образовать (ксконечное множество сочетаний с, другими знаками, и в этом контексте получать новые значения и Смысловые оттенки. Смысл определяется исходя из синтаксической связи слов и той синтаксической формы, которая им придается. Анализ текста предполагает не только синтаксический анализ, но и семантический, т. е. соотнесение выражений языка с денотатом, с тем, что данное слово обозначает. Понимание текста имеет в качестве своего необходимого условия знание шачений знаков языка. Но понимание не исчерпывается такого рода буквальным значением текста а предполагает экспликацию смысла, г. е. нахождение того смысла, которое предполагал создатель текста, а также наделение текста новыми смыслами.
|
|
Э. Кассирер подчеркивал, что «основополагающие понятия каждой науки, средства, которыми она ставит свои вопросы и формулирует свои выводы, предстают уже не пассивными отражениями данного бытия, а в виде созданных самим человеком интеллектуальных символов» (Философия символических форм // Философия науки. Хрестоматия. М., 2005. С. 57).
Анализ текста направлен на выявление его скрытого содержания, обусловленного ценностно-мировоззренческими установками его создателя. Л. А. Микешина определяет два важнейших принципа работы с текстом: целостность и историзм (Философия науки: общие проблемы познания. М., 2005). Принцип целостности обязывает реципиента усматривать связь не только между фрагментами текста, но также с другими текстами этого же автора, авторов того же направления, позволяющие вскрыть неявные требования и регулятивы, мировоззренческие основания, вызвавшие потребность автора высказаться. Принцип историзма обязывает видеть связь между текстом и тем историческим моментом, когда он был создан.
В предыдущих темах мы познакомились с концепцией В. Дильтея, придавшем понятию «жизнь» статус категории «наук о духе». Диль- тей рассматривает отдельные факты жизни как значимые единицы, в своей совокупности выражающие смысл жизни личности в целом. Это и есть текст. В самом общем виде текст может быть определен как целостная система знаков языка, подчиненных единому смысловому
целому. Текст — дискурсивное единство, обладающее многосмысловой структурой, способной порождать новые смыслы. Иными словами, текст передает не только свой собственный сознательно закодированный в знаках смысл, но и возможность порождения тех смыслов, которые в нем сознательно никем не кодировались, но которые, тем не менее, в нем потенциально содержатся. Почему это происходит? Во-первых, в силу различия между языком и речью, которая имеет индивидуально-неповторимый колорит (словарь, грамотность и пр.). Во-вторых, есть объективное, конвенционально закрепленное значение знака и смысл, несводимый к знакам языка. То есть имеется возможность буквального декодирования высказывания либо выявления его глубинного смысла, скрытого от поверхностного восприятия и требующего активности того, кто текст воспринимает. В-третьих, в восприятии текста происходит встреча автора и читателя, при которой читатель может обогатить либо обеднить текст; может выявить смысл, заложенный автором, а может усмотреть тот смысл, которого автор не предполагал. В-четвертых, в тексте может содержаться как бы несколько смыслов: тот, который автор стремился передать, и те смыслы, которые оказались заложенными в тексте помимо воли автора. В-пятых, восприятие текста осуществляется в определенном кон тексте, который неизбежно выявляет в тексте те смыслы, которые актуальны именно для данного контекста (культурного, исторического, политического и т. п.). К тому же текст сохраняется на протяжении веков и тысячелетий, что также неизбежно осовременивает его содержание и смысл, актуализируя одни смысловые единицы текста, оттесняя на второй и третий план другие. Историк неминуемо погружает любой текст в современный контекст и потому всякая подлинная история есть история современная. Интерпретация прошлого в терминах настоящего определяется внутренними причинами. Она воскрешает одни факты минувшего и предает забвению другие.
В герменевтике различают мифоповествовательный текст (устное предание, фольклор) и письменный сложноорганизованный текст. Они различаются и по структуре, и по богатству заложенных в них смыслов. В семиотике понятие текста расширяется и включает в себя все смыслообразования, передаваемые многочисленными языками культуры.
|
|
Любой текст является выразителем социальных отношений и хранителем социального опыта, социальной памяти. Как особая реаль ность текст может быть понят в качестве некоторой единицы методологического и семантического анализа. Поэтому социальное познание всегда является осмыслением, поиском смысла и наделением смыслом письменных источников, исторических фактов, предметов, которые создавались в определенную историческую эпоху, произведений искусства, строительной и прочей техники и т. д. Истинными источниками, элементами исторического синтеза являются не только документы и критика, но жизнь и мысль, они заложены в фактах исто
рии, в самой истории. Поэтому хроника событий остается «мертвым» и подготовительным материалом, а наукой становится только знание как интерпретация.
Исторический (юридический, социальный, публицистический н т. д.) факт специфичен, отличается от фактов естественных наук, прежде всего в силу особенностей его знаковой природы, поскольку любое человеческое действие означено и осмысленно, а мысль выражается в языке. Поэтому любой факт требует интерпретации и понимания. Отсюда потребность в реконструкции, деконструкции и конструировании факта как социолингвистических операций, направленных на выявление его глубинного исторического смысла. При этом любой факт сопровождается толкованием или пересказом. Но само толкование становится фактом и подлежит новой интерпретации, толкованию и критическому переосмыслению.
Осмысленность человеческой деятельности с необходимостью делает ее нагруженной знаково-символическими средствами, которые несут информацию духовного содержания, выраженного материальными средствами, т. е. в языках культуры. А бытие человека есть бытие человека интерпретирующего, осмысляющего, понимающего, расшифровывающего глубинные смыслы, которые стоят за очевидными буквальными значениями его действий. Любая реальность обретает для нас существование через «наделение смыслом». Реальность не абсолютна для сознания, она всегда наделена смыслами.