Лекция 9. Сравнительный подход: сущность, условия применения. Метод рынка капитала. Метод сделок. Метод отраслевых коэффициентов.
Обзор применяемых подходов к оценке стоимости бизнеса
Подходы к оценке стоимости бизнеса
|
Затратный (Assets Approach)
|
Сравнительный (Market Approach)
|
Доходный (IncomeApproach)
|
Метод ликвидационной стоимости
|
Метод дисконтирования денежныхпотоков
|
Метод отраслевых коэффициентов
|
Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Сравнительный анализ подходов к оценке стоимости предприятия
Подход
| Преимущества
| Недостатки
|
Сравнительный
| Базируется на реальных рыночныхданных
Акцентирует внимание на том, сколько сегодня «рынок» готов заплатить за данный бизнесУчитывает влияние отраслевых(региональных) факторов на ценуакций предприятия
Вызывает наибольшее доверие у публики
Наименее «академичный» из всех подходов
| Недостаточно четко характеризует особенности организационной, технической, финансовойподготовки предприятия
В расчет принимается толькоретроспективная информация
Требует внесения множествапоправок в анализируемуюинформацию
Не принимает во вниманиебудущие ожидания инвесторов
Возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм,
отобранных оценщиком в качестве аналогов
|
Сравнительный подход: сущность
Подход основан на том, что стоимость компании находится в зависимости от некоторых ключевых финансовых и нефинансовых показателей, характеризующих ее деятельность. Например, если одна компания имеет объем реализации в два раза больше, чем другая, то и стоить она должна в два раза больше, так как будут приносить примерно в два раза большие денежные потоки своим инвесторам.
Базовая формула:Стоимость собственного капитала = Мультипликатор * Финансовую базу,
где Мультипликатор = Цена компаний-аналогов/Финансовая база компаний-аналогов.
Основная идея: стоимость компании напрямую зависит от масштабов ее деятельности. Масштаб деятельности задается объемом продаж, чистой прибылью, операционной прибылью, производственными активами компании, количеством клиентов/покупателей.Показатель масштаба деятельности напрямую определяет способность компании генерировать потоки денег в будущем.
Пример. Оценить стоимость бизнеса сравнительным подходом, если даны следующие параметры работы компаний-аналогов:
Параметр
| Обозначение
| Значение
| Формула расчета
|
Рыночная стоимость компании-аналога ОАО «Первый»
|
| 10 000 000
|
|
Годовая чистая прибыль компании-аналога ОАО «Первый»
|
| 2 000 000
|
|
Мультипликатор компании-аналога ОАО «Первый»
|
|
|
|
Рыночная капитализация компании-аналога ОАО «Второй»
|
| 20 000 000
|
|
Годовая чистая прибыль компании-аналога ОАО «Второй»
|
| 5 000 000
|
|
Мультипликатор компании-аналога ОАО «Второй»
|
|
|
|
Среднерыночное значение мультипликатора
|
|
|
|
Годовая чистая прибыль оцениваемой компании ОАО «Стеллс»
|
|
|
|
Рыночная стоимость компании ОАО «Стеллс»
|
|
|
|