Ухудшающий систему пропорций экономический спад является закономерностью в той мере, в какой в экономике с сохраняющейся «социалистической» структурой и типами воспроизводства административно внедряется «рынок». Это приводит к развитию корпоративной конкуренции и локального регулирования, (1) вызывающих нарастание диспропорций или их консервацию, а также (2) способствующих перманентному дефициту ликвидных ресурсов в производственной сфере, что порождает (3) недоиспользование производственных ценностей и (4) отток инвестиций в спекулятивный сектор. Этот диспропорциональный экономический спад в ряде моделей трансформационной экономики соединен с инфляцией, порождая стагфляцию как их устойчивую характеристику. Сама по себе инфляция в трансформационной экономике лишь на поверхности явлений порождается собственно монетарными факторами. Главные причины затяжной и высокой инфляции связаны с феноменами, лежащими глубже в материи экономической жизни и лишь проявляющимися как монетарные. Это следующие группы факторов. Во-первых, инерция предшествующей хозяйственной системы, где (к моменту ее самораспада) была велика скрытая (подавленная) инфляция, особенно значительная в сфере безналичных денег; снятие барьера на пути их обналичивания инициировало первый виток инфляционной спирали. Во-вторых, специфические факторы трансформационной экономики. Доминирование кланово-корпоративной власти и локального контроля (иногда эти явления неточно обозначают как монополизм) стало главной социально-экономической основой перманентной инфляции издержек, превращающейся в инфляционную спираль. Кроме того, господство корпоративного содержания собственности и инерция государственного патернализма делают предприятия малочувствительными к формально вводимым в трансформационной экономике «жестким бюджетным ограничениям». В-третьих, «шоковая модель», предполагающая административные разовые меры по либерализации цен и слому протекционистских барьеров мультиплицирует имеющиеся предпосылки инфляции (или уже имеющуюся инфляцию) в той мере, в какой в экономике существует дефицит ликвидных ресурсов и диспропорции в ценах (по сравнению с ценами мирового рынка). В-четвертых, влияние неэкономических (прежде всего, конъюнктурно-политических) факторов на экономику сказывается самым существенным образом и на инфляции: популизм властей (например, предвыборные обещания или президентские посулы в России, влекущие за собой экстраординарные социальные расходы) оказывается одним из важнейших факторов раздувания инфляции спроса. Названные причины инфляции имеют по преимуществу немонетарную основу и лишь проявляются как монетарные. Следовательно, в той мере, в какой действуют факторы (1)-(4), антиинфляционное регулирование, ориентированное на чисто монетарные методы, будет либо неэффективным, либо элиминирующим следствия, но не причины инфляции. Устойчивые инфляционные тенденции, порождаемые в трансформационной экономике, прежде всего, социально-экономическими и институционально-политическими, а не собственно рыночными факторами, оказывают в силу этого слабое стимулирующее воздействие на расширение экономической активности, но зато активно интенсифицируют спад вследствие обесценения накоплений и т.п. факторов. В конечном итоге одни и те же причины порождают в трансформационной экономике и спад, и инфляцию, вызывая к жизни феномен «стагфляционной ловушки».
|
|
|
|
Суммируя описанные выше взаимосвязи, можно проследить следующие цепочки взаимозависимостей: 1) неуправляемые волюнтаристские реформы - негативное действие неэкономических факторов - снижение спецификации прав собственности и рост диффузии институтов - рост трансакционных издержек; 2) «шок» в условиях монополизма и корпоративной собственности - стагфляционная ловушка - свертывание производства и экспансия посреднической деятельности - рост трансакционных издержек. В свою очередь, рост трансакционных издержек ложится дополнительным бременем на, и без того, кризисную экономику, снижая эффективность использования и без того сокращающихся ресурсов и интенсифицируя спад, который провоцирует инфляцию, что приводит к углублению стагфляции. Выход из «стагфляционной ловушки» возможен только при условии либо постепенного саморазрушения, либо радикального целенаправленного разрушения цепочки причинно-следственных связей, вызывающих эту «ловушку». Один из путей - предлагаемая рядом ученых комплексная программа институциональных реформ (демократизация собственности и других слагаемых экономической власти) и целенаправленной структурной модернизации на основе методов селективного регулирования и в условиях демократического общественного контроля (т.е. частичный выход на траекторию «опережающего развития»). Выход трансформационной экономики из системного кризиса возможен по следующим основным траекториям: формирование эффективных социальных рамок «рынка» и преодоление деформированного типа складывающегося капиталистического общества; отказ от «радикальных реформ» с целью замораживания корпоративно-патерналистской модели трансформационной экономики; качественное изменение содержания трансформационного процесса с целью преодоления отчуждения работника от собственности и перехода к стратегии опережающего развития («экономике для человека»).
Трансформационная экономика характеризуется гораздо более сложным механизмом формирования безработицы, прежде всего, потому, что законы постклассического капитализма здесь действую в крайне ограниченной степени.
В чем причины безработицы в трансформационной экономике? Во-первых, наша экономика обнаружила такой феномен, как «безработица на работе» - массовое перенакопление рабочей силы на государственных предприятиях. Вторым фактором, усиливающим нарастание безработицы в трансформационной экономике, является то, что через рынок рабочей силы фактически проявляется кризис производственных отношений и институтов. Традиции патернализма и пассивного поведения крайне усиливают общую малоподвижность рабочей силы, создавая огромные диспропорции в системе занятости и приводя к гигантским объемам высвобождаемой рабочей силы в отдельных регионах и отраслях. Еще один фактор – это попытка реализации «шоковой терапии», ведущей к массовому банкротству предприятий. Разработанная модель системы гибкой занятости предполагает, что высвобождение работника, осуществляемое тем или другим предприятием, происходит на прогнозируемой основе и соответствующие центры, обеспечивающие руководство системой гибкой занятости, уведомляются за определенный срок (за год, например) о предполагаемом сокращении числа занятых на данном предприятии. Соответственно собственник этого предприятия переводит определенные финансовые или иные материальные средства в пользу служб, обеспечивающих гибкую занятость, и лишь после этого происходит увольнение работников в заранее подготовленном порядке. К этому моменту уже действует система переобучения с большим выбором возможностей переквалификации для каждого из высвобождаемых работников. Эта система может и должна действовать как на региональном, отраслевом уровнях, так и на общенациональном, а может быть, и интернациональном уровне, поскольку для современного работника широкая возможность выбора приложения своих индивидуальных способностей, особенно при условии, что необходимой будет более или менее существенная переквалификация, является важнейшей предпосылкой добровольного и эффективного переобучения. Следующий шаг - проведение переквалификации под заранее планируемую структурную перестройку экономики - позволит обеспечить работнику, прошедшему через систему обучения, гарантированный выбор ряда вновь открывшихся рабочих мест. Наконец, то, что вся эта деятельность будет осуществляться под эгидой профессиональных союзов, позволит согласовать интересы структурной перестройки экономики с интересами трудящихся. Источниками финансирования такого рода служб, кроме средств, поступающих от производственных и предпринимательских структур, должны стать государственные средства. Реализация модели сокращения занятости на заранее планируемой основе с целью «выталкивания наверх» наиболее квалифицированных работников, на наш взгляд, является той каплей, которая отражает в фокусированном виде весь океан проблем активной политики переквалификации работников политики, при которой добровольно высвобождаются именно наиболее квалифицированные работники, именно они проходят переобучение, именно они устремляются в наиболее передовые сферы экономики, порождаемые научно-техническим прогрессом. Такого рода модель позволяет снять проблемы, связанные с нежеланием неквалифицированных работников, находящихся внизу иерархии рабочих специальностей, осуществлять переквалификацию, с их неспособностью к переобучению. Постепенное «подтягивание» их внутри традиционных коллективов до определенного уровня, нам кажется, может стать одной из промежуточных ступеней на пути к будущей переквалификации практически всей рабочей силы. Наконец, необходимость по сути безграничного расширения занятости в наиболее значимых для прогресса сферах развития информационных систем, образования, культуры и охраны природы (а здесь возможен любой труд: от низкоквалифицированного до престижного, творческого труда высшей квалификации) делает общественные работы в этой сфере полем использования сколь угодно бывшей резервной армии. Финансирование таких работ и переквалификации, дополнительного бесплатного образования (с выплатой стипендии и обязательством частичной компенсации при получении высокооплачиваемой работы) за счет отказа от пособия по безработице и других средств - это еще один шаг к решению проблемы полной занятости. Что же касается гибкой системы занятости, то отмена всех форм внеэкономического принуждения к труду и прикрепления работника к месту жительства, в частности отказ от феномена прописки, ведомственного жилья при сохранении государственно гарантируемого минимума предоставления жилищной площади каждому гражданину государства, вполне возможны уже сегодня. Бесплатный минимум государственной жилплощади, которой может пользоваться любой гражданин. Минимум социальной защиты, который будет предотвращать угрозу всеобщей пауперизации. В частности, это может приостановить разрастание слоя бомжей - процесса, который неизбежно интенсифицирован приватизацией жилья. При этом подвижность населения может быть обеспечена за счет упрощения процедуры обмена государственной площади или системы, которая работает по принципу сдачи жилья в одном месте при одновременном получении жилья в другом, если работник меняет место занятости. Где именно и на каком именно предприятии он будет работать - частном, государственном или кооперативном, в данном случае не имеет значения, поскольку жилье предоставляется ему вне зависимости от того, где именно он работает, по праву принадлежности к данному обществу, к данному государству. Если эта система обмена жилья будет работать демократично, под контролем самих объединений жителей, то, по-видимому, она в минимальной степени будет средством для спекуляции недвижимостью, которая сейчас развивается в невообразимых масштабах. Не менее важно и не разрушение (более того, развитие за счет новых форм и методов) существующих систем образования и переквалификации, прежде всего бесплатного среднего и высшего образования - одного из тех немногих реальных достижений прошлого, которое требует своего сохранения и может быть сохранено, ибо даже в условиях гораздо более низкого уровня доходов на душу населения, которыми обладала наша страна в период нэпа и индустриализации, модель всеобщего бесплатного и доступного для большинства граждан среднего и высшего образования была реализована в нашей стране. Политика программируемого ужесточения финансирования государственных предприятии и их перевода на условия самоокупаемости должна проводиться исключительно параллельно с политикой платы за высвобождение рабочей силы. Только при этом условии нам удастся перейти к использованию рыночных механизмов, избежав массовой безработицы и люмпенизации общества. При отсутствии достаточных средств у предприятия на такого рода выплаты следует подумать о возможности осуществления планомерного закрытия предприятия и переквалификации работников за счет государства, профсоюзов или страховых объединений.
|
|
|
|