Билет 37. Создание Литовско-Белорусской республики

На Съезде была оглашена декларация о признании независимой БССР и тут же принято решение об объединении БССР с Литовской республикой. Съезд принял конституцию республики, утвердил флаг, герб, избрал высшие государственные органы. Это была первая конституция ССРБ, состояла всего и трех разделов: общие положения, конструкция советской власти и о гербе и флаге. Реальное слияние ССРБ и Литовской ССР произошло 27 февраля 1919 года в Вильно на объединенном заседании ЦИК ССРБ и Литовской ССР. Новое государственное образование просуществовало недолго, т.к. в августе 1919 года ее территория была оккупирована польскими войсками. СССР изначально готовился к такому варианту развития событий, поскольку Польша претендовала на восстановление своей территории в рамках границ 1772 года. Поэтому часть губерний были заранее включены в состав России. ЛитБел же просуществовала до июля 1920 года, когда произошло второе провозглашение ССРБ.

Билет 38. Второй Всебелорусский съезд Советов. Дополнения к Конституции ССРБ 1919 г. После освобождения Восточной Белоруссии от польских войск власть в регионе постепенно перешла к Минскому губернскому военно-революционному комитету, который 31 июля 1920 г. принял "Декларацию о провозглашении независимости ССРБ" (положения соответствовали ранее принятому Манифесту). Территориальное будущее Беларуси было под вопросом из-за советско-польской войны, закончившейся в 1920 г. подписанием Рижского мирного договора, по которому Западная Беларусь вошла в состав Польши (4 млн. населения и 108000 км2 территории). Второй Всебелорусский съезд Советов, созванный в Минске в декабре 1920 г., принял дополнение к Конституции 1919 г. В результате система властных органов в БССР приобрела следующий вид: - съезд Советов – высший орган власти.- в перерывах между созывом съезда высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти является ЦИК БССР, который избирается съездом и состоит из 60 человек; - в перерывах между сессиями ЦИК его полномочия передаются Президиуму ЦИК БССР, состоящему из 5 человек;- СНК БССР – высший исполнительный орган, включающий 15 наркоматов, главы которых назначались Президиумом ЦИК: по иностранным делам, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия, народной связи, труда, социального обеспечения, рабоче-крестьянской инспекции, продовольствия, народного просвещения, Совет народного хозяйства, чрезвычайная комиссия.

Билет 39. Договор 1921 года БССР и РСФСР – правовая предпосылка вхождения БССР в состав СССР. После образования ССРБ 1 января 1919 г. необходимо было решать вопрос об урегулировании взаимоотношений между ССРБ и РСФСР. 1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР с целью объединения усилий всех советских республик в условиях гражданской войны принимает декрет "Об объединении советских республик", что оформило военный союз между ними. Качественно новые взаимоотношения между ССРБ и РСФСР законодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г. В нем признавалась независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон. Далее образуются совместные органы по восстановлению промышленности и т.д. с целью упрочнения промышленного и хозяйственного союза – наркоматы военных и морских дел, внешней торговли и др.

Билет 40. Договор 1921г. БССР и РСФСР - правовая предпосылка вхождения БССР в состав СССР. После образования ССРБ 1 января 1919 г. необходимо было решать вопрос об урегулировании взаимоотношений новой Советской республики и РСФСР. Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г., ратифицированный ВЦИКом РСФСР и ЦИКом ССРБ в июле 1921 г., законодательно закрепил новый уровень взаимоотношений Белорусской ССР с РСФСР. В договоре подчеркивалось, что с целью военного и хозяйственного союза правительства обеих республик объявляют об объединении следующих наркоматов: 1) военных и морских дел; 2) Высшего Совета народного хозяйства; 3) внешней торговли; 4) финансов; 5) труда; 6) путей сообще­ния; 7) почты и телеграфа. Объединенные наркоматы входили в состав правительства РСФСР, руководство ими осуществляли Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а в СНК БССР входили их уполномоченные. Этот договор свидетельствовал о нек-ом расширении прав БССР, так как наметилась тенденция законодательной регламентации взаимоотношений обеих республик, и с этого времени только по вопросам, связанным с деятельностью объединенных наркоматов, преобладали полномочия РСФСР, другие же вопросы Беларусь имела право решать самостоятельно. 21 марта 1921 г. постановлением ЦИК БССР было принято положение о представительстве БССР при правительстве РСФСР. Оно образовывалось с целью координации деятельности и обобщения практической работы органов и учреждений обеих республик. Полномочное представительство БССР явилось новым типом советского учреждения, выполнявшим функции дипломатической миссии. Одним из направлений деятельности этого учреждения являлась работа среди белорусского населения Витебской и Гомельской губерний, отошедших к РСФСР, а также оказание помощи в возвращении беженцев. В августе 1921 г. в БССР создается Наркомат иностранных дел. БССР на международной арене в 1921 г. признали Германия, Австрия, Турция, Британия, Италия.

Билет 41. Уголовное и угол.-но-процес-е право БССР в 1920-1930гг. В области уголовного_права в 20-х гг. на территории Белорусской ССР применялись различные законодательные акты РСФСР. С 1 июля 1922г. постановлением ЦИК БССР был введен в действие в БССР Уголовный кодекс РСФСР. С1924 г. кодекс стал официально называться Уголовным кодексом (УК) Белорусской ССР. Целью уголовного закона объявлялась защита трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов. Возраст уголовной ответственности устанавливался с 14 лет. За ряд преступлений (контрреволюционных, бандитизм и др.) УК предусматривал высшую меру наказания - расстрел, однако, как отмечалось в кодексе, это была временная мера наказания. Значительная часть преступных деяний (хищение социалистической собственности, основная масса хозяйственных и должностных преступлений и др.) каралось лишением свободы. Новый УК БССР, был введен в действие с 15 ноября 1928 г. Основной задачей закон считал судебно-правовую защиту социалистического гос-ва от общественно опасных деяний путем применения к правонарушителям мер социальной защиты. УК предусматривал возможность аналогии закона. Преступления разделялись на две категории: 1) направленные против основ советского строя; 2) все остальные. Мерами социальной защиты являлись: объявление врагом трудящихся с лишением гражданства с изгнанием навсегда из гос-ва; лишение свободы со строгой изоляцией; принудительные работы без лишения свободы; полное или частичное поражение прав; увольнение с должности с запрещением или без запрещения занимать ту или иную должность; запрещение занятий той или иной деятельностью общественное порицание; конфискация имущества; штраф; предостережение. За наиболее тяжкие преступления, угрожающие основам советского строя, допускалось применение расстрела как высшей меры наказания. В 30-е гг. в УК 1928 г. вносились многочисленные дополнения и изменения, свидетельствующие об усиливающемся репрессивном характере уголовного закона в условиях формирующегося тоталитарного режима. Так в 1930 г. были введены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за злостное невыполнение постановлений и правил, обеспечивающих успешную коллективизацию сельского хозяйства. В 1934 г. был введен новый состав преступления - измена Родине (шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу), за что предусматривался расстрел с конфискацией имущества. В 1934 г. в УК вводится статья, предусматривающая ответственность родственников лица, совершившего преступление против государства. В 1935 г. устанавливают уголовную ответственность с 12-летнего возраста за кражи, убийство или попытку совершения убийства, причинение телесных повреждений, иные формы насилия. 1930-х г введена уголовная ответственность женщин за производство аборта; за самовольный проезд в товарных поездах и др.

Билет 42. Гражд. и гражд.- процессуал. право Бел 1920- 1930 гг. В области гражданского права регулирование отношений собственности было направлено на развитие и укрепление, прежде всего, гос-ой формы собственности. Гос-ая собственность получила абсолютную исковую защиту. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения. Срок исковой давности при этом был неограниченным. Объявлялись недействительными сделки, которые влекли явный ущерб для государства. Гражданский кодекс закрепил общее правило неотчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц. Однако в соответствии с НЭП постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 г. было разрешено отчуждение бездействующих предприятий. Сохраняя за государством основные позиции во всех отраслях народного хозяйства, закон разрешал развитие кооперативной собственности и допускал в известных пределах частнохозяйственную деятельность. Частным лицам предоставлялось право открывать промышленные и торговые предприятия с обязательным соблюдением норм, регулирующих промышленную и торговую деятельность. Всем гражданам предоставлялось право собственности на муниципализированные строения, орудия и средства производства. Широкое распространение в это время получи договоры с частными лицами на аренду государственных предприятий, машин и другого имущества, на выполнение подрядных работ. В конце 20-х гг. наблюдается ликвидация частных промышленных и торговых организаций, в этой связи вносятся значительные изменения в ГК БССР. Кроме государственной и кооперативно-колхозной форм собственности, гражданское законодательство регламентировало личную собственность граждан только лишь на трудовые доходы, жилой дом, предметы личного потребления. Было закреплено право наследования личной собственности гражданина. Установленный Гражданско-процессуальным кодексом порядок отправления правосудия по гражданским делам определял активное участие суда и прокуратуры в разрешении гражданско-правовых споров. Закон, прежде всего, защищал интересы государства, хотя заботился и об имущественных интересах граждан. Значительные изменения и дополнения были внесены в ГПК постановлением ЦИК и СНК БССР от 2 февраля 1929 г.

Билет 43. РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921. Между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей - с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920, развязанной реакц. кругами Польши и империалистами Антанты, пр-во РСФСР неоднократно выступало с мирными предложениями. Однако польск. пр-во, подстрекаемое Антантой, стремясь выиграть время и использовать сложившуюся в первый период войны обстановку, выдвигало неприемлемые условия переговоров. Только 7 авг. 1920 польск. пр-во сообщило о готовности начать переговоры, но приступило к ним 17 авг. (в Минске), когда польск. войска начали контрнаступление. Сов.делегация, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась на отклонения от "Керзона линии" в пользу Польши. 12 окт. 1920 в Риге были заключены предварит, условия мирного договора. 18 окт. воен. действия были прекращены. После 5-месячных переговоров был подписан Р. м. д., объявивший о прекращении войны. Сов.-польск. граница устанавливалась значительно восточнее "Керзона линии"; к Польше отходили зап. земли Украины и Белоруссии. Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутр. дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих терр. образования и пребывания opr-ций и групп, деятельность к-рых направлена против другой стороны. Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религ. обрядов; те же права предоставлялись полякам на терр. РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политич. преступления. РСФСР и УССР согласились возвратить Польше различные воен. трофеи, все науч. и культурные ценности, вывезенные с терр. Польши начиная с 1 янв. 1772. Сов.сторона, признавая роль польск. земель в хоз. жизни быв. Росс, империи, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн. золотых руб. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства быв. Росс, империи. Договор вступал в силу после его ратификации. Однако пр-во бурж. Польши не соблюдало условий Р. м. д. о прекращении враждебной деятельности против Сов.гос-ва и о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше.

Билет 44. БССР как одна из учредителей СССР. Осуществлению новой экономической политики содействовали укрепление и расширение связей между советскими республиками. 16 января 1921 г. был заключен договор о военном и хозяйственном союзе между РСФСР и БССР.В результате развития всестороннего сотрудничества все советские республики пришли к идее государственного союза между ними. 14—18 декабря 1922 г. состоялся IV Всебелорусский съезд Советов. Он одобрил идею образования Союза ССР и присоединения к нему БССР.I съезд Советов СССР открылся в Москве 30 декабря 1922 г. Он принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Договор о создании СССР заключили суверенные советские республики: БССР, РСФСР, УССР и ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика). СССР создавался как добровольное объединение равноправных республик, как единое союзное государство.Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель. Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г. Президиумом ЦИК СССР и Всероссийским ЦИК были приняты постановления о передаче Белорусской ССР 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, где большинство населения составляли белорусы.VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. законодательно оформил присоединение к БССР восточнобелорусских земель. После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы.В 1926 г. к БССР были присоединены Гомельский и Речицкий уезды, в которых также преобладало белорусское население. В результате укрупнения территория БССР увеличилась до 126 тыс. км2, а население достигло почти 5 млн человек.Таким образом, восточнобелорусские земли (Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина) были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. оставались в составе Польши. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился.11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов была принята вторая Конституция Белорусской ССР. В ней закреплялись изменения в административно-территориальном делении республики, достижения белорусского народа в государственном, хозяйственном и культурном строительстве, отражался факт объединения БССР и других союзных республик в единое союзное государство — Советский Союз, определились суверенные права БССР в составе СССР.

Билет 45. Общие тенденции развития законодательства БССР в 1920 – 1930 гг. Развитие права шло по направлениям: а) специальными постановлениями ЦИК вводились в действие на территории БССР законодательные акты РСФСР (Гражданский кодекс РСФСР 1923 г., Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г.). Это было вызвано тем, что из-за войн, оккупации опыта и возможностей правотворческой деятельности у Белоруссии было меньше, чем у России. б) органы власти и управления БССР принимали собственные нормативно-правовые акты (Земельный кодекс 1923, 1925 гг., Лесной кодекс 1924 г., Исправительно-трудовой кодекс 1926 г., Кодекс законов о браке и семье, опеке 1927 г., Кодекс законов о труде 1929 г.). в) действовали законодательные акты РСФСР, которые постановлением ВЦИК РСФСР вводились в действие на всей территории РСФСР и всех союзных и автономных республик (Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. и др.). г) на территории БССР действовали законодательные акты СССР. Так, в 1924 г. были утверждены Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства. На территории БССР действовала Конституция СССР 1924 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: