Диаграмма 4.2. Удовлетворенность резидентов качеством образовательного процесса

Как видно из диаграммы 4.2., удовлетворенность резидентов качеством образовательного процесса в динамике имеет положительную динамику. Так, удовлетворенность содержанием образовательной программы повысилась с 7 баллов из 10 в 2010-2011 уч.г. до 9 баллов в 2013-2014 уч.г. Удовлетворенность библиотечным, информационным, социальным, организационным обслуживанием возросла за 4 года с 6 баллов до 10 балло из 10 возможных. Также улучшились отношения с ППС – удовлетворенность отношением со стороны преподавтателей и сотрудников изменилось с 7 баллов в 2010-2011 уч.г. до 10 баллов в 2013-2014 уч.г. Взаимоотношения между обучающимися и с деканатом улучшились в динамике с 8 баллов до 10-9 баллов соответственно. Уровень удовлетворенности информированность о реализуемой политике, стратегии, целях и задачах, уровнем вовлечения обучающихся остался на достаточно высоком уровне – 9 баллов из 10 возможных. Освоение образовательной программы резидентами также улучшилось в 1,5 раза (с 6 баллов до 9 баллов за отчетный период). Также резиденты стали полностб удовлетворены предоставляемыми ВУЗом дополнительными образовательными и другими услугами – в 2 раза (с 5 баллов в 2010-2011 уч.г. до 10 баллов, т.е. 100% удовлетворенность).

4.1.4 Организация, предоставляющая ОПР, должна анализировать успеваемость слушателей резидентуры в контексте цели и конечных результатов образовательной программы, содержания образовательной программы, форм и методов обучения, а также предоставляемых ресурсов. Следует анализировать успеваемость с учетом предыдущих достижений, исходного уровня при поступлении. Следует использовать анализ успеваемости слушателей резидентуры и представлять обратную связь подразделениям, ответственным за отбор кандидатов, планирование образовательной программы, поддержку и консультирование обучающихся.

Периодичность и продолжительность зачетно-экзаменационных сессий определяется рабочим учебным планом и графиком учебного процесса. Летняя зачетно-экзаменационная сессия является переводной, по результатам которой обучающийся переводится с 1 курса на 2 курс резидентуры. Для проведения экзамена назначаются экзаменаторы - профессор, доценты, имеющих квалификацию по инфекционным болезням, и не проводивших учебные занятия в данной академической группе (потоке). Присутствие посторонних лиц не допускается, также не допускаются на экзамен, обучающийся без зачетной книжки. Экзамены у резидентов в Университете проводятся в письменной, устной или тестовой формах. В начале учебного года на Ученом совете Университета утверждается форма и порядок проведения экзамена по каждой дисциплине. По итогам проведенного экзамена положительные оценки, полученные на экзамене, заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося, а неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационную ведомость, напротив фамилии не явившихся на экзамен обучающихся ставится отметка «не явился». При наличии уважительной причины деканат принимает решение о сдаче этого экзамена по индивидуальному графику, согласно служебного распоряжения деканата.

Оценка учебных достижений резидентов осуществляется различными формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемыми самостоятельно кафедрами. Учебные достижения обучающихсяУниверситета по всем формам контроля оцениваются по 100-бальной шкале за каждое выполненное задание.

Оценка текущей успеваемости (ОТУ) обучающихся проводится по результатам текущего контроля, и рубежного контроля.

Текущий контроль успеваемости обучающихся, проводится по каждой теме учебной дисциплины, преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях в течение академического периода, виды которого разрабатываются кафедрой с учетом специфики дисциплины и прописываются в силлабусе. Критерии оценки текущего контроля разрабатываются кафедрой в соответствии с критериями оценки БРБС, на основании Положения о рейтинговой системе оценки учебных достижении обучающихся (ПЛ-МУА-31), утвержденное решением Правления Университета от 13.11.2012 года, №38. Окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода.

Оценка рейтинга допуска складывается из оценок текущего контроля на аудиторных занятиях, оценок текущего контроля, СРО и оценок рубежного контроля и подсчитывается согласно формуле:

ОРД = Рпр*Х + Рсро*Y + Ррк*Z,

X+Y+Z=1,0

где: Рпр – среднеарифметическая оценок текущего контроля аудиторных занятий и

СРРП

Рсро – среднеарифметическая оценок текущего контроля СРО;

Ррк - среднеарифметическая оценок рубежного контроля;

Х, У, Z - коэффициенты, отражающие весовую долю соответствующей оценки.

Значение Х, У, Z определяет значимость каждого вида контроля текущей успеваемости обучающихся, определяется кафедрой самостоятельно в соответствии с политикой дисциплины и отражается в силлабусе.

Значение ОРД округляется до десятых долей по правилу округления чисел, затем ОРД проставляется в ведомости учета успеваемости и сдается в отдел офис-регистратора в течение 3 суток с момента окончания занятий, но не позднее, чем за 1 сутки до экзамена. Своевременное заполнение и сдачу ведомости учета успеваемости обеспечивает завуч кафедры.

Рубежный контроль учебных достижений обучающихся проводится по завершении раздела (модуля) одной учебной дисциплины, в соответствии с типовой учебной программой (ТУП) дисциплины, но не реже двух раз в течение одного академического периода. Для дисциплин объемом 54 часа и менее рубежный контроль не предусматривается (за исключением случаев, оговоренных в ТУП).

Оценки текущего и рубежного контроля выставляются преподавателем в педагогический журнал сразу же после проведения контроля и доводятся до сведения обучающихся.

Промежуточная аттестация обучающихся – это процедура оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения. Период промежуточной аттестации в Университете именуется экзаменационной сессией. Экзамены обучающимися сдаются в период промежуточной аттестации согласно утвержденного расписания. Экзамены служат формой проверки учебных достижений обучающихся по всей профессиональной учебной программе дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения обучающихся за академический период, полученные теоретические знания, прочность усвояемости их, развитие творческого мышления, навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и их практического применения. Организация промежуточной аттестации студентов возлагается на кафедры, отдел планирования учебного процесса и отдел офис - регистратора.

Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) проводится в форме экзамена в соответствии с рабочим учебным планом специальности и академическим календарем.

Дифференцированные зачеты являются формой проверки успешного выполнения обучающими лабораторных, курсовых работ (проектов), а также формой проверки профессиональной практики в соответствии с профессиональной учебной программой.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по формам, установленным государственными общеобязательными стандартами высшего образования, продолжительность и сроки которых предусмотрены академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, полностью завершившие теоретический и практический курс в соответствии с требованиями рабочего и индивидуального учебного плана и рабочих учебных программ. Основным критерием завершенности образовательного процесса является освоение обучающими необходимого объема теоретического курса обучения и профессиональных практик в соответствии с требованиями ГОСО специальностей высшего образования. Итоговая оценка по дисциплине включает оценки рейтинга допуска и итогового контроля. При подсчете итоговой оценки учитывается весовая доля каждого компонента: оценка рейтинга допуска составляет 60%, оценка итогового контроля - 40%. Положительная итоговая оценка (академический рейтинг обучающегося) записывается в экзаменационную ведомость по учебной дисциплине и зачетную книжку студента с указанием набранных кредитов (для специальностей бакалавриата). Заполненная ведомость учета успеваемости обучающихся сдается экзаменатором в отдел офис-регистратора в день сдачи экзамена.ОИК и ИО заносятся в кафедральный журнал. Пересдача положительной оценки по итоговому контролю с целью ее повышения в этот же период промежуточной аттестации не разрешается.

Для повышения академического рейтинга обучающийся в следующем академическом периоде или в зимнем/летнем семестре на платной основе вновь посещает все виды учебных занятий, предусмотренныерабочимучебным планом по даннойдисциплине, получает допуск и сдает итоговый контроль. Баллы, полученные при отработке пропущенных занятий фиксируются в педагогическом журнале и журнале отработок. Повторный подсчет оценки рейтинга допуска с учетом баллов отработанных занятий производится только в случае отработки занятия, пропущенного по уважительной причине. Баллы, полученные при отработке занятия, пропущенного по неуважительной причине, в текущий рейтинг не засчитываются, соответственно, повторный подсчет ОРД не производится.

Итоговая государственная аттестация – это процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования. К итоговой аттестации допускаются резиденты, полностью завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями рабочего и индивидуального учебного плана и рабочих учебных программ. Для проведения итоговой аттестации обучающихся создается государственная аттестационная комиссия по специальности «Инфекционые болезни, в том числе детские», в которую входят представители практического здравоохранения, ППС. Итоговая государственная аттестация обучающихся в вузе, проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей. Государственный экзамен по специальности проводится по программе, разработанной на основе учебных программ дисциплин, которая утверждается решением Ученого совета Университета. Повторная сдача государственного экзамена с целью повышения положительной оценки не допускается, также не разрешается пересдача обучающимся, получившим оценку «неудовлетворительно», в данный период итоговой аттестации. Повторная итоговая аттестация обучающегося проводится в следующий период итоговой аттестации только по тем ее формам, по которым в предыдущую итоговую аттестацию получена неудовлетворительная оценка. При этом перечень дисциплин, выносимых на государственные экзамены для лиц, которые не сдали эти экзамены, определяется учебным планом, действующим в год окончания обучавшимся теоретического курса.

Обучающийся, не согласный с результатом экзаменационной сессии (промежуточной аттестации), итоговой аттестации (Государственная аттестация), имеет право подать апелляцию в соответствии с требованиями Положения об апелляционной комиссии (ПЛ-МУА-56) на имя председателя апелляционной комиссии Университета – проректора по образовательной деятельности в день объявления результатов с указанием дисциплины и описанием вопроса, требующего комиссионного рассмотрения. Председатель апелляционной комиссии оценивает поданную апелляцию согласно следующих критериев: если экзамен тестирование: тестовые задания не содержит правильного ответа; тестовые задания содержат несколько правильных ответов; тестовые задания выходят за пределы учебной программы; тестовые задания переведены некорректно (с одного на государственный язык); если экзамен устный: вопросы выходят за пределы учебной программы; Если экзамен письменный:вопросы выходят за пределы учебной программы. При положительном решении издается распоряжение о составе предметной апелляционной комиссии на местах и списке обучающихся допущенных к апелляции. В распоряжении указывается срок проведения апелляции. Решение предметной апелляционной комиссии оформляются протоколом. Оценка, полученная по результатам апелляции, заносится в индивидуальную экзаменационную ведомость обучающегося.

Работа с претензиями, обращениями и предложениями – один из ключевых процессов непрерывного совершенствования организации. Все поступающие письменные и устные обращения потребителей фиксируются в Журнале регистрации претензий и предложений потребителей, который имеется в каждом подразделении. Письменные обращения, поступающие в Университет, распределяются на рассмотрение подразделениям и должностным лицам, для проведения корректирующих мер и анализа. Кроме того, в Университете функционирует процедура приема потребителей непосредственно в помещениях организации, а также блоги ректора Университета и деканов факультетов на корпоративном сайте www.amu.kz. В Университете действуют ящики доверия, телефон доверия, которые непрерывно функционируют и являются одним из важных видов социально-значимых услуг.

Организация, предоставляющая ОПР, должна вовлекать администрацию и руководство, преподавателей и обучающихся в контроль реализации образовательной программы и ее оценку. Следует представлять доступ к результатам оценки образовательной программы другим стейкхолдерам, получать от них обратную связь о работе своих выпускников, о качестве образовательной программы.

Повышение качества подготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями современного рынка труда требует от ВУЗов постоянного мониторинга и своевременного внесения изменений в содержание ОП. Одним из таких механизмов, позволяющих обеспечить инновационную экономику страны необходимыми кадровыми ресурсами, выступает социальное партнерство «вуз-работодатель» в рамках взаимодействия АО «МУА» и работодателей г.Астаны и регионов РК на условиях совместного использования имеющихся ресурсных потенциалов в целях повышения качества подготовки востребованных профессиональных кадров, генерации новых знаний и технологий, усиления конкурентоспособности как образовательных услуг вуза, так и производимой продукции (выпускников) вузом. Среди распространенных направлений совместной деятельности можно выделить:

- целевая подготовка кадров, которая финансируется непосредственно работодателем (акиматы регионов, ЛПО);

- практическое обучение резидентов на потенциальных рабочих местах (учебно-производственная практика, обучение на клинических базах);

- расширение спектра образовательных услуг вуза на рынке труда;

- определение требований к качеству подготовки специалистов, с 2010 года экспертиза ОП на предмет включения в ОП дополнительных компетенций с учетом мнения ведущих региональных работодателей, разработка и рецензирование учебно-программной документации (аттестационно-измерительные материалы, учебно-методические пособия, монографии и др.);

-привлечение высококвалифицированных специалистов практического здравоохранения к проведению учебных занятий студентов, в том числе лекционных курсов, семинаров, мастер-классов, деловых игр, практикумов и др.;

- участие работодателей в итоговой аттестации выпускников вуза с последующим рекомендациями содержания образовательных программ;

- стажировка ППС на реальных рабочих местах;

- повышение квалификации представителей работодателей в вузе;

- участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах и т.д.;

- проектная интеграция (совместные научно-практические исследования, реализация совместных конкурсов инновационных проектов, открытие кафедр вуза на клинических базах работодателей);

- совместное участие в качестве экспертов в разработке региональных целевых программ, нормативных документов, клинических случаев;

- организация и совместное участие в республиканских, региональных консультативных советах и объединениях (ассоциациях) с целью совершенствования содержания профессионального направления и образования с учетом потребностей конкретного региона;

- непосредственное трудоустройство выпускников вуза с предоставлением социальных льгот;

Соответственно, программы учебных, производственных и других практик, ориентированы на непрерывное повышение профессионального уровня развития студентов, прежде всего, посредством интеграции их теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности.

В целях повышения эффективности взаимодействия с работодателями кафедрами вуза в рамках плана кафедры на учебный год разрабатываются направления и программы сотрудничества.

Уполномоченные представители работодателей составляют на выпускающих кафедрах основной пул экспертов, привлекаемых на постоянной основе к экспертизе аттестационно-измерительных материалов (тестов, ситуационных задач), учебно-методической и научной литературы, ОП на предмет актуальности состава заданных компетенций выпускника, к формированию содержания обучения в целом и проектированию компетентностно-ориентированных рабочих программ (членство в коллегиальных органах вуза). Также к числу значимых задач, стоящих перед вузом и работодателями, по формированию востребованных рынком компетенций, относятся:

- сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках ОП, и содержания практики; определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на рабочих местах во время практик;

- составление перечня профессиональных компетенций, которые будут приобретены и развиты студентами во время практики;

- получение обратной связи от работодателей об уровнях сформированности профессиональных компетенций с целью последующей корректировки и совершенствования ОП, повышения эффективности программ обучения в вузе, в целом;

- поиск новых форм практики, обеспечивающих приобретение студентами значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности (например, путем чередования с теоретическими знаниями на протяжении учебного года);

- стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности студентов, создания для них ситуаций профессиональных проб и самотестирования для успешного овладения студентами технологиями самопродвижения и построения собственной карьеры и др.

Ключевые компетенции выпускников резидентуры делятся на универсальные и профессиональные. Под универсальными компетенциями понимается целая система универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что ведет к формированию социальной компетентности и личному развитию студента. Они включают в себя: общая образованность; социально-этические навыки; коммуникативные навыки; информационные навыки; правовые навыки; навык работы в команде; навык научных исследований; навык руководства и лидерства, навык постоянного самосовершенствования.

Например, для формирования информационно-комуникационных навыков Университет использует информационные технологии в образовании, развивает с 2012 года электронное обучение

Новый подход к обучению, цель которого – вовлечение преподавателей и студентов в инновационные сценарии обучения, основанные на использовании электронных технологий (e-learning) как дополнение традиционных теоретических и практических занятий. На клинических кафедрах вуза разрабатываются по разным направлениям:

- контроль знаний посредством ситуационных задач;

- выполнение лабораторной работы;

- моделирование статистических методов;

- выполнение сценариев из практики;

- автоматизация измерений.

Реализация кейсовых технологий электронного обучения предполагает использование в образовательном процессе различных видов прикладных программных продуктов, мультимедийных обучающих программ и цифровых образовательных ресурсов на CD и DVD.

Образовательные ресурсы, которые используются в электронном обучении, варьируются от простых графических изображений и видеофрагментов, интерактивных анимаций и моделей, иллюстрированных текстовых материалов до интерактивных задачников, включающих в себя тематические наборы задач с средствами автоматической проверки и организации тестирования и контрольных работ, поддержки определенных траекторий обучения и полностью электронных курсов, объединяющих остальные типы цифровых ресурсов в различных комбинациях.

Одной из очевидных задач электронного обучения является поддержка самостоятельной работы студентов.

Разрабатан стандарт Университета «Компетентностная модель выпускника АО «МУА», в котором представлены структура формирования и развития компетентностной модели выпускника, формируемые в результате освоения данной ОП, согласованный с работодателями в сфере деятельности выпускника и требованиями общества; «Перечень компетенций выпускника». В документе «Перечень компетенций выпускника» сформулированы компетенции, даны коды каждому навыку, определена этапность формирования компетенций при освоении ООП, названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик при которых они осваиваются.

В контексте компетентностного подхода запланированы адекватные методы контроля и оценивающий инструментарий проверки уровня сформированности компетенций с помощью моделирующих (симулирующих) упражнений, тестов на готовность и пригодность в формате МСК в виде ситуационных задач, анкетирования, интервьюирования, групповых дискуссий, презентаций, а также в виде отработки навыков в УКЦ и гигиенической лаборатории методом ОСПЭ. По результатам анкетирования студентов: студенты позитивно воспринимают современные формы контроля и их мотивирующее воздействие. Но и параллельно идет подготовка преподавателей в области применения новых методов контроля и оценивания. Введены портфолио, где фиксируются все достижения обучающихся.

Также разработана система мониторинга качества профессионального и личностного развития, качества социальной компетентности обучающихся и документирована в стандарте вуза СУ-МУА-26 «Мониторинг развития обучающихся». Технология мониторинга развития обучающихся представлена в виде совокупности оценочных процедур и включает алгоритм последовательных шагов, которые применяются при разработке и реализации каждой отдельно взятой оценочной процедуры мониторинга

Мониторинг развития обучающихся проводится поэтапно и в таких направлениях:

- мониторинг качества абитуриентов;

- мониторинг качества развития обучающихся, по результатам которой проводится рейтинг в разрезе специальностей, курсов, групп и внутри групп;

- мониторинг качества выпускников;

- мониторинг качества выпускников-специалистов.

Проводятся работы по перспективе карьерного роста выпускников, начиная с качественного и прицельного отбора потенциальных абитуриентов до непосредственного участия работодателей в оценке содержания ОП, и мониторинга и анализа востребованности и карьерного развития выпускников-специалистов, что тоже является одной из принципов болонского процесса в обеспечении качества подготовки профессиональных кадров.

Таким образом, можно констатировать, что эффективность взаимодействия АО «МУА» и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров возрастает, Университету удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: