Актуальность проекта

Первая театральная лаборатория «Утопия»

Описание проекта

«Утопия» – новый для екатеринбургского театрального мира проект. На площадке Центра Современной Драматургии встретятся молодые драматурги, художники-постановщики, театральные композиторы и хореографы. Встретятся, чтобы в рамках лаборатории создать совершенно уникальный эскиз.

Актуальность проекта

Театр 21 века нуждается не столько в новых формах сценического воплощения, сколько в новом способе организации самого процесса создания спектакля. В XIX веке ключевой фигурой на сцене и в репетиционный период был актер. Актер так осмыслял и интерпретировал драматургический текст, чтобы проявить в спектакле свои актерские навыки. Театр 20 века был театром режиссера: фигура режиссера консолидировала вокруг себя все творческие силы театра. Театральная постановка XX века - это режиссерская интерпретация драматургического текста и действительности. Все остальные творческие профессии, вовлеченные в процесс создания спектакля, должны в этом случае дополнять авторскую режиссерскую идею, акцентировать на ней внимание. В условиях творческого процесса XXI века подобный способ организации театральной деятельности кажется устаревшим.

В XXI веке произведение искусства, основанное на индивидуальном восприятии, на интерпретации действительности одним человеком, рискует остаться не более чем красиво оформленным частным мнением. Спектакль в этом случае превращается в способ заявить о собственных претензиях на индивидуальный взгляд, на право высказаться. И это право режиссер приобретает, отказывая в таком же праве другим создателям спектакля, продолжая настаивать, что именно его точка зрения, его взгляд на проблему заслуживает б о льшего внимания, чем любой другой. В современных условиях такой подход к материалу выглядит принципиально устаревшим, ограничивающим. В условиях современного художественного процесса произведение, основанное на полифонии взглядов, способное внутри самого себя сочетать множество точек зрения и способов художественной интерпретации действительности, является открытым, имеет право на существование. В современной театральной практике есть множество попыток обойти ограниченность индивидуального взгляда. В драматургии - это техники документального или постмодернистского текста. Театр здесь вплотную подходит к публицистике, становится чрезмерно сиюминутным, теряет присущую ему способность погружаться в проблему. В остальных областях - это, как правило, импровизационные сценические техники, вовлекающие случайные и спонтанные факторы. Нам видится, что в этих случаях интерпретационные, художественные, драматические возможности театра значительно снижаются, он становится неотличим от перформанса и хэппенинга с их доминантой визуального образа и единичностью. В любом случае, уходя от ограниченности индивидуального взгляда, театр рискует потерять себя. Возможность преодолеть сложившуюся ситуацию заключается в создании условий, при которых художник, композитор, хореограф и драматург на каждом этапе создания спектакля будут взаимодействовать, предлагать собственные решения. В качестве эксперимента имеет смысл исключить режиссера из этого процесса, чтобы создать условия полного творческого равноправия остальных участников.

Данная лаборатория ставит себе задачу так организовать процесс создания спектакля, чтобы с самого начала написания текста вовлечь в процесс и художников, и композиторов, и хореографов. В рамках лаборатории должна быть создана такая творческая полифония, при которой ни один из художественных взглядов не является доминантным. Чтобы даже сама литературная основа спектакля писалась драматургом в кооперации со всеми вовлеченными в процесс. На каждом этапе создания спектакля, начиная с написания текста, создания эскизов декораций, написания музыки к постановке, и заканчивая репетициями, каждый участник будет вовлечен в процесс, сможет предлагать свое видение. И конечный результат будет складываться из консенсуса, из необходимого и всегда возможного компромисса мнений и взглядов. Итог лаборатории – несколько полностью оригинальных эскизов, особенностью которых будет множественность внутренних трактовок, но в то же время цельность и завершенность формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: