Как преодолевать барьеры

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, защитные стереотипы, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга и по достоинству оце­нить.

Думается, каждый образованный человек может на­звать, как преодолеть барьеры общения: быть прежде всего хорошим слушателем, проявить уважительное отношение к собеседнику, хорошо знать обсуждаемый вопрос, быть дружелюбным, уметь вызвать положи­тельные эмоции, понравиться внешним видом и ма­нерами, соблюдать правила этики и т.д.

Первая задача в беседе — произвести благоприятное впечатление на собеседника. Это нашло свое отраже­ние в правилах убеждения 4, 7 и 11, приведенных в главе 1.

В частности, в силу седьмого правила на убедитель­ность аргументов в значительной степени влияет то,

нравится ли собеседнику сам убеждающий или нет, ибо одни и те же аргументы у приятного собеседника воспринимаются как более убедительные, у неприят­ного — как менее убедительные.

Наибольшее расположение между собеседниками возникает при наличии духовной близости, ценностно-ориентационном единстве, общности позиций и интересов.

Однако все не так просто, как кажется. И проявля­ется это при попытке реализовать эти намерения на практике. Потерпев фиаско, часто ищут причину не в своих неумелых, беспомощных действиях, а в лично­сти собеседника, считая, что задача была изначально неразрешимой из-за отрицательных черт характера со­беседника. Беседы с такими неудачниками показали, что кроме общих установок у них нет знания, как их реализовать. В то же время можно насчитать (по край­ней мере в этой главе) около двух десятков конкрет­ных приемов, из которых слагается умение располо­жить к себе собеседника.

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Слова — сильнейшее из нарко­тиков, употребляемых челове­чеством.

Р. Киплинг

Вербальные и невербальные средства общения

Латинское слово «verbalis» означает «устный», «сло­весный». Соответственно, вербальными средствами на­зывают такие, которые осуществляются посредством речи. К невербальным относятся пантомимика, а так­же нерефлексивное слушание, улыбка, визуальный контакт, расположение относительно друг друга в про­странстве, ведение записей (при деловой беседе).

К вербальным средствам относятся рассмотренные в параграфе 2.1 приемы убеждения, рефлексивное слушание, комплименты и др. Невербальные средства рас­сматриваются в следующих главах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: