Объем профессионального модуля и виды учебной работы (заочная формы обучения)

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные работы  
практические занятия  
контрольные работы  
выпускная квалификационная работа (проект)  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
самостоятельная работа над выпускной квалификационной работой (проектом)  
внеаудиторная самостоятельная работа  
  Итоговая аттестация в форме защиты выпускной квалификационной работы  

2.2. Примерный тематический план и содержание Междисциплинарного профессионального модуля «РАЗВЕДЕНИЕ И СЕЛЕКЦИЯ СОБАК»

Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
       
Тема 1. Роль полового размножения в эволюции. Биология пола. Определение пола. Содержание учебного материала    
  Введение. Цели и задачи дисциплины    
  Способы размножения. Необходимость двух полов. Половой отбор. Генетические механизмы определения пола у собак. Гормональные механизмы определения пола. Половой диморфизм.   2,3
Лабораторные работы: половой диморфизм и его проявление у собак.    
Практические занятия -
Контрольные работы -
Курсовые работы: распределение тем.  
Самостоятельная работа над курсовой  
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Способы размножения», «Необходимость двух полов», «Половой отбор», «Генетические механизмы определения пола у собак», «Гормональные механизмы определения пола», «Половой диморфизм».  
Тема 2. Молекулярные основы генетики. Преемственность наследственных свойств. Образование половых клеток     Содержание учебного материала  
  Роль ДНК в передаче наследственной информации. Строение ДНК. Репликация (удвоение ДНК). Транскрипция – считывание генетической информации. Синтез белка (трансляция). Организация ДНК в хромосомах. Кариотип.   2-3  
  Преемственность наследственных свойств. Митоз. Мейоз.  
  Образование половых клеток. Сперматогенез. Периоды сперматогенеза. Строение сперматозоида. Оогенез. Периоды оогенеза. Биологические особенности половых клеток.  
Лабораторные работы. -    
Практические занятия: просмотр видеофильмов.  
Контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Роль ДНК в передаче наследственной информации», «Строение ДНК» «Репликация, транскрипция и трансляция ДНК-информации», «Организация ДНК в хромосомах», «Кариотип», «Преемственность наследственных свойств», «Митоз», «Мейоз», «Образование половых клеток», «Сперматогенез и периоды сперматогенеза», «Строение сперматозоида»., «Оогенез, периоды оогенеза», «Биологические особенности половых клеток».  
Тема 3. Половые циклы. Содержание учебного материала  
  Подготовка к размножению. Половой цикл суки. Фазы полового цикла. Фаза 1. Проэструс или предтечка. Фаза 2. Собственно эструс – «охота». Фаза 3. Метаэструс – период «после течки». Фаза 4(0). Анэструс – половой покой. Эндокринологическая картина полового цикла. Определение оптимального срока вязки. Вагинально-цитологическая диагностика. Отклонения от нормального протекания полового цикла у собак. Анэстрия. Субэстрия. Пролонгированная (продолжительная) течка. Методы стимулирования и предотвращения течки. Кастрация. Стерилизация. «Противозачаточные» средства.   2-3  
Лабораторные работы: вагинально-цитологическая диагностика.      
Практические занятия: отличия кастрации от стерилизации; просмотр видеофильмов  
Контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Половой цикл суки, фазы полового цикла», «Эндокринологическая картина полового цикла», «Определение оптимального срока вязки», «Вагинально-цитологическая диагностика», «Отклонения от нормального протекания полового цикла у собак», «Анэстрия», «Субэстрия», «Пролонгированная (продолжительная) течка», «Методы стимулирования и предотвращения течки». «Отличия кастрации от стерилизации».  
Тема 4. Половая система собаки. Патология органов размножения. Содержание учебного материала    
  Половая система кобеля. Семенники. Строение семенников. Мошонка. Семявыносящий проток, мочеполовой канал. Предстательная железа. Половой член.   2-3  
  Половая система суки. Яичники. Яйцевод. Матка. Шейка матки. Влагалище. Преддверие влагалища. Наружные половые органы.  
  Эндокринная функция половых желез. Женские половые гормоны. Гормоны, выделяемые женскими половыми железами. Гормоны выделяемые гипофиз-гипоталамической системой. 0,5
  Пороки развития половых желез. Нарушение процесса дифференцировки половых желез. Крипторхизм.  
  Патологии органов мужской половой системы. Аномалии строения полового члена. Фимоз. Парафимоз. Баланопостит. Орхит. Опухоли. Нарушения функций предстательной железы. 0,5
  Патология органов женской половой системы. Бесплодие сук. Недоразвитие яичников. Выпадение влагалища (пролапс влагалища). Дефекты строения органов половой системы. Воспалительные заболевания половых органов сук. Воспаления наружных половых путей. Опухоли.  
Лабораторные занятия: определение патологий половой системы собак.    
Практические занятия: создание электронных презентаций, экспонатов для музея, просмотр видеофильмов.  
Контрольные работы  
Выпускная квалификационная работа (ВКР): проверка первой главы, выводов по ней.  
Самостоятельная работа над ВКР  
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Половая система кобеля», «Половая система суки», «Эндокринная функция половых желез», «Женские половые гормоны», «Пороки развития половых желез», «Крипторхизм», «Патологии органов мужской половой системы», «Аномалии строения полового члена», «Нарушения функций предстательной железы», «Патология органов женской половой системы», «Бесплодие сук», «Выпадение влагалища», «Воспалительные заболевания половых органов сук», «Воспаления наружных половых путей», «Опухоли женской половой сферы».  
Тема 5. Поведение, связанное с размножением. Содержание учебного материала    
  Ритуализация полового поведения. Роль химической коммуникации в размножении. Индивидуальный запах. Феромоны и их роль в половом поведении. Маркировочное поведение. Типы брачных отношений. Моногамия. Полигамия. Моно- и полигамия у собак. Брачные игры. «Собачья свадьба». Спаривание. Особенности спаривания при домашнем содержании. Формирование полового поведения. Половое поведение кобелей. Сексуальные игры. Половое поведение сук. Половое созревание. Роль полового опыта для нормального развития собаки. Для сук. Для кобелей.   2-3
Лабораторные занятия: формирование полового поведения у собак.    
Практические занятия: просмотр видеофильмов, роль поведения, связанного с размножением, в жизни собак.    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Ритуализация полового поведения», «Роль химической коммуникации в размножении», «Индивидуальный запах», «Феромоны и их роль в половом поведении», «Маркировочное поведение» «Моно- и полигамия у собак», «Собачья свадьба», «Особенности спаривания при домашнем содержании», «Формирование полового поведения», «Половое поведение кобелей», «Половое поведение сук», «Половое созревание», «Роль полового опыта для нормального развития собаки».    
Тема 6. Вязка. Беременность. Аномалии беременности. Содержание учебного материала    
  Подготовка к вязке. Необходимые формальности. Определение готовности суки к вязке. Процесс вязки. Осложнения, возникающие при вязке. Искусственное осеменение. Оплодотворение.   2-3
  Начальные этапы развития зародыша собаки. Дробление. Имплантация. Эмбриональная диапауза. Формирование плаценты и плодных оболочек. Диагностика ранних стадий беременности. Плацентарный барьер. Функциональные взаимосвязи в организме беременной суки. Периоды внутриутробного развития. 1. Зародышевый период. 2. Предплодный период. 3. Плодный период. Развитие систем органов плода собаки.  
  Причины возникновения аномалий развития плода. Тератогенные факторы. Критические периоды развития организма. Пороки развития.  
  Особенности содержания беременной суки. Гигиена беременной суки. Кормление беременных сук. Моцион беременной суки. Ложная беременность.  
  Патология беременности. Токсикоз беременности. Переношенная беременность. Нарушение количества плодов. Нарушение количества околоплодных вод. Перекрут матки. Выпадение матки с плодами в грыжевой мешок. Спонтанный аборт.  
  Некоторые причины бесплодия. Бесплодие, возникающее под воздействием стрессирующих факторов в популяции    
Лабораторные занятия: периоды внутриутробного развития собак.    
Практические занятия: заполнение документации на вязку, процесс вязки, просмотр видеоматериалов.    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Подготовка к вязке, необходимые формальности», «Определение готовности суки к вязке», «Процесс вязки», «Осложнения, возникающие при вязке», «Искусственное осеменение», «Оплодотворение», «Начальные этапы развития зародыша собаки», «Диагностика ранних стадий беременности», «Плацентарный барьер», «Функциональные взаимосвязи в организме беременной суки», «Периоды внутриутробного развития», «Развитие систем органов плода собаки», «Причины возникновения аномалий развития плода», «Тератогенные факторы», «Критические периоды развития организма», «Пороки развития», «Особенности содержания беременной суки», «Ложная беременность», «Патология беременности», «Токсикоз беременности», «Переношенная беременность», «Некоторые причины бесплодия».    
Тема 7. Роды. Содержание учебного материала    
  Признаки приближения родов. 0,5 2-3
  Подготовка к родам. Место для родов. Медикаменты и инструменты 0,5
  Процесс родов. Физиологическая регуляция процесса родов. Изменение температуры тела собаки.  
  Периоды родового процесса. Подготовительный период. Период раскрытия. Период изгнания. Послеродовой период.  
  Помощь при нормально протекающих родах.    
  Патология родов. Аномальные положения плодов. Перекрут тела матки. Дистоция. Разрыв тела матки. Разрывы вульвы и влагалища, разрыв лонного сращения. Выпадение матки или влагалища. Задержание последа.  
  Показания для срочного обращения к врачу  
Лабораторные занятия: родовая деятельность собак, патологии родов, требующие немедленного обращения к врачу.    
Практические занятия: просмотр видеоматериалов    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Признаки приближения родов», «Подготовка к родам», «Процесс родов», «Физиологическая регуляция процесса родов», «Периоды родового процесса», «Помощь при нормально протекающих родах», «Патология родов», «Аномальные положения плодов».    
Тема 8. Подсосный период. Патология послеродового периода Содержание учебного материала    
  Действия заводчика после успешно завершившихся родов. Место суки с щенками. Сука после родов. 0,5 2-3
  Косметические операции новорожденных.  
  Лактация. Регуляция функций молочных желез. 0,5
  Новорожденные щенки. Помощь слабым щенкам. Искусственное вскармливание щенков. 0,5
  Рост и развитие щенков. Кормление подсосных щенков. Поведение щенков в переходный период. Уход за щенками. Выпуск щенков на продажу.  
  Памятка для заводчика 0,5
  Кормящая сука. Кормление кормящих сук. Уход за сукой после выкармливания помета.  
  Послеродовые осложнения у сук. 0,5  
  Патологические состояния новорожденных. 0,5
Лабораторные занятия: документация, заполняемая после рождения щенков, процесс актировки, рацион кормящей суки, кормление подсосных щенков.    
Практические занятия: просмотр видеоматериалов, уход за новорожденными щенками и кормящими суками.    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Действия заводчика после успешно завершившихся родов», «Сука после родов», «Место суки с щенками», «Косметические операции новорожденных», «Лактация, регуляция функций молочных желез», «Новорожденные щенки», «Помощь слабым щенкам», «Искусственное вскармливание щенков», «Рост и развитие щенков», «Уход за щенками», «Кормящая сука», «Уход за сукой после выкармливания помета», «Послеродовые осложнения у сук», «Патологические состояния новорожденных».    
Тема 9. Родительское поведение, забота о потомстве. Содержание учебного материала    
  Материнское поведение. Подготовка к родам. Поведение при родах. Раннее послеродовое поведение. Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков. Позднее материнское поведение.   2-3
  Отцовское поведение. Отношение к подсосным щенкам. Отношение к щенкам на второй стадии социализации.  
  Родительское поведение по отношению к подросткам. 0,5
  Отношения со взрослыми детьми. 0,5
Лабораторные занятия: родительское поведение собак.    
Практические занятия: просмотр видеоматериалов.    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Материнское поведение», «Поведение при родах», «Раннее послеродовое поведение», «Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков», «Позднее материнское поведение», «Отцовское поведение», «Родительское поведение по отношению к подросткам», «Отношения со взрослыми детьми».    
Тема 10. Онтогенез собаки. Периоды развития щенков. Содержание учебного материала    
  Неонатальный период или период новорожденности. 0,5 2-3
  Переходный период или период смешанного вскармливания. 0,5
  Период социализации. Смена зубов.  
  Ювенальный период. 0,5
  Период полового созревания. Развитие половой системы собаки. Поведение собаки в период полового созревания.  
  Период зрелости и старости. 0,5
Лабораторные занятия: онтогенез у собак.    
Практические занятия: просмотр видеофильмов.    
Контрольные работы    
Курсовые работы: проверка второй главы, выводов по ней.    
Самостоятельная работа над курсовой    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Периоды развития щенков», «Неонатальный период», «Период социализации», «Период полового созревания», «Период зрелости и старости».      
Тема 11. Частная генетика собак. Наследственно-обусловленные болезни. . Содержание учебного материала    
  Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Три закона Менделя. Анализирующее скрещивание. Правило чистоты гамет.   2-3
  Полигибридные скрещивания. Дигибридное скрещивание. Тригибридное скрещивание. Числовые закономерности полигибридного скрещивания.    
  Качественные признаки. Количественные признаки. Наследование количественных признаков. Механизм действия полигенов.    
  Признаки, сцепленные с полом. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аномалии, сцепленные с полом. Признаки, ограниченные полом.    
  Взаимодействие генов. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов. Гены-модификаторы. Комплементарность. Эпистаз. Пенетрантность и экспрессивность. Плейотропное взаимодействие генов. Летальные и сублетальные гены. Новообразования    
  Изменчивость. Типы изменчивости. Генетическая изменчивость. Фенотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Мутационный процесс. Классификация мутаций. Генные мутации. Хромосомные мутации. Геномные мутации. Комбинативная изменчивость. Рекомбинации. Сцепление. Кроссинговер.    
  Эпигенетические процессы и развитие зародыша. Генный контроль онтогенеза. Наследственная конституция. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.    
  Частная генетика собак. Генетика окрасов собак. Формирование окраски животных. Собственно окраска собак. Наследование других особенностей экстерьера. Окрас глаз. Особенности строения тела. Зубная система. Форма ушей. Шерстный покров.    
  Генетика поведения собак. Специфические свойства поведения. Общие свойства нервной системы. Изучение генетики поведения гибридов собак с дикими псовыми. Комплексный анализ поведения.    
  Генетические аномалии и пороки развития. Классификация генетических аномалий. Причины возникновения генетических аномалий. Возникновение генетических аномалий в эмбриогенезе. Наследование генетических аномалий. Генеалогический метод в генетических исследованиях    
  Наследственные аномалии и болезни собак. Аномалии внешних покровов. Аномалии нервной системы. Аномалии уха. Аномалии глаз. Аномалии опорно-двигательного аппарата. Аномалии суставов задних конечностей. Заболевания крови. Наследственные заболевания иммунной системы. Опухоли. Аномалии сердечнососудистой системы. Аномалии пищеварительной системы. Аномалии выделительной системы. Аномалии обмена веществ. Карликовость. Аномалии пигментации. Аномалии половой системы. Аномалии развития плода. Грыжи.    
  Некоторые генетические предрассудки в кинологии. Влияние предыдущих браков на последующие. Наследование приобретенных признаков.    
Лабораторные занятия: законы Менделя, наследование признаков, генетические аномалии, наследственные аномалии и болезни собак.    
Практические занятия: решение задач по наследованию признаков, просмотр видеоматериалов.    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Законы Менделя», «Моногибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание», «Полигибридные скрещивания», «Числовые закономерности полигибридного скрещивания», «Качественные признаки», «Количественные признаки, наследование количественных признаков», «Механизм действия полигенов», «Признаки, сцепленные с полом, наследование этих признаков», «Аномалии, сцепленные с полом», «Признаки, ограниченные полом», «Гены-модификаторы», «Пенетрантность и экспрессивность», «Плейотропное взаимодействие генов», «Летальные и сублетальные гены», «Изменчивость и типы изменчивости», «Мутационный процесс, классификация мутаций», «Эпигенетические процессы и развитие зародыша», «Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова», «Генетика окрасов собак», «Наследование других особенностей экстерьера: окрас глаз, строение тела, зубная система, форма ушей, шерстный покров», «Генетика поведения собак», «Изучение генетики поведения гибридов собак с дикими псовыми», «Генетические аномалии и пороки развития», «Возникновение генетических аномалий в эмбриогенезе», «Наследственные аномалии и болезни собак».    
Тема 12. Популяционная генетика и эволюция. Содержание учебного материала    
  Краткие основы эволюции. Основные представления о популяции. Динамические процессы в популяции. Естественный отбор в популяциях.   2-3
  Доместикация. 0,5  
  Породообразование. Видообразование и породообразование. Формы породообразования. Аллопатрическое породообразование. Симпатрическое породообразование. 0,5  
  Создание пород методом гибридизации. Межвидовая гибридизация. Межпородная гибридизация. 0,5  
  Учение о породе. Классификация пород. Примитивные породы. Аборигенные породы. Заводские породы. Структура породы. Зональный тип. Породный тип.    
  Элементы структуры породы, связанные с селекционной работой. Линии. Семейства 0,5  
Лабораторные занятия: естественный отбор, процесс доместикации, породообразование, межвидовая гибридизация.    
Практические занятия: просмотр видеоматериалов, классификации пород    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Эволюционное учение», «Основные представления о популяции», «Естественный отбор в популяциях», «Доместикация», «Видообразование и породообразование», «Формы породообразования», «Создание пород методом гибридизации», «Учение о породе. Классификация пород», «Элементы структуры породы, связанные с селекционной работой».    
Тема 13. Племенное дело в собаководстве. Содержание учебного материала    
  Племенная собака. Половой тип. Племенной кобель. Племенная сука. 0,5 2-3
  Оценка племенной ценности производителя 0,5  
  Методы разведения собак. Аутбредное разведение. 0,5  
  Инбредное разведение. Чистая линия. Инбредная депрессия. Использование инбридинга в разведении собак. Степени инбридинга. Роль инбридинга в породообразовании. 0,5  
  Межпородное скрещивание. Вводное скрещивание. Поглотительное скрещивание. Воспроизводительное скрещивание. Промышленное скрещивание.    
  Селекция. Определение понятия селекции. 0,5  
  Искусственный отбор. Генетическая сущность отбора. Отбор на доминантный ген. Отбор против доминантного гена. Отбор по рецессивному гену. Отбор против рецессивного гена. Отбор в пользу гетерозигот. Отбор против гетерозигот. 0,5  
  Методы отбора. 0,5  
  Ответ на отбор. 0,5  
  Подбор пар. Однородный подбор. Разнородный подбор.    
  Разведение по линиям.    
Лабораторные занятия: оценка племенной ценности производителя, методы разведения собак, межпородное скрещивание, селекция, искусственный отбор.    
Практические занятия: просмотр видеоматериалов, отбор, подбор пар, заполнение документации по бонитировке.    
Контрольные работы    
Курсовые работы: проверка заключений, подготовка к защите.    
Самостоятельная работа над курсовой.    
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка рефератов «Племенная собака», «Половой тип», «Оценка племенной ценности производителя», «Методы разведения собак», «Аутбредное разведение», «Инбредное разведение», «Использование инбридинга в разведении собак», «Степени инбридинга», «Роль инбридинга в породообразовании», «Межпородное скрещивание», «Селекция», «Искусственный отбор», «Методы отбора», «Подбор пар», «Разведение по линиям».    
Всего:    

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: